Источник: xinhuanet.com
Так сложилось, что нефтеносная Саудовская Аравия – это давний и надежный партнер Соединенных Штатов. Еще с 1974 года королевство торгует нефтью исключительно за доллары и немалую часть своих резервов держит в американской валюте. В обмен саудиты получают покровительство Вашингтона. Янки, например, закрывают глаза на нарушения «прав человека», которые невообразимы на коллективном Западе.
Совсем недавно Эр-Рияд при молчаливом согласии Вашингтона демонстративно казнил 80 человек, из которых не менее половины были мусульмане-шииты. Иран уже отреагировал на самую массовую казнь в истории и прервал диалог с Саудовской Аравией о нормализации отношений. Администрация Байдена ничего вразумительно сказать не смогла, а лишь попросила увеличить нормы добычи нефти, дабы уронить назло России цены. Впрочем, несмотря на невмешательство американцев, у короля Салман Аль Сауда скопилось немало претензий к нынешней администрации Белого дома. Прежде всего, Джо Байден не поддерживает саудитов в войне против повстанцев-хуситов в Йемене.
Суннитская Саудовская Аравия собрала коалицию и старательно утюжит шиитское государство с 2015 года – по самым скромным подсчетам, погибло уже около 400 тыс. человек. Американцы до прихода Байдена старательно не замечали такого поведения Эр-Рияда – не было ни санкций, ни арестованных счетов, ни запрета экспорта нефти. Саудиты били и бьют по мирным жителям, по похоронным церемониям, по свадьбам, благо американское вооружение позволяет многое. И только при Байдене появились признаки осуждения, которые, правда, так ни к чему существенному не привели – гуманитарный кризис в Йемене приобрел катастрофические масштабы. Но критическая риторика Вашингтона все равно не устраивает Эр-Рияд. Они ждут одобрения и поддержки.
Второй причиной недовольств саудитов стала мягкая позиция американцев к иранской ядерной программе. С украинским кризисом этот вопрос особенно обострился – сейчас США готовы на многое, лишь бы сбросить цены со 100 долларов за баррель. Сделка с шиитским Ираном и выход новых порций нефти на рынок совершенно не выгодны саудовскому королевству. Во-первых, это снизит доходы, а во-вторых, развяжет руки Тегерану. Поток нефтедолларов позволит еще существеннее поддерживать йеменских хуситов, которые много лет по морю и воздуху получают оружие и снаряжение из Ирана.
Саудовская Аравия рассчитывает на поддержку США в противостоянии с хуситами. Пока тщетно. Судя по всему, американцы намерены поддержать в конфликте позицию Тегерана. Источник: medium.com
Вывод американских войск из Афганистана также стал настоящим шоком для королевского двора Эр-Рияда. Сложилась классическая ситуация – новый глава Белого дома отменил решения предыдущих президентов. Закончил войну, так сказать, а заодно предал все обещания мира и спокойствия в регионе. Кто даст гарантии, что Саудовская Аравия не лишится поддержки Соединенных Штатов при очередной смене власти? В королевстве не знают точный ответ на этот вопрос. Зато они точно знают, что будет с многомиллиардными накоплениями в случае обострения отношений с Вашингтоном. На примере России очевидно – они будут просто украдены.
Немаловажно и грядущее «зеленое будущее» США, которые вместе с европейцами искренне верят в скорую замену ископаемого топлива ветряками, солнечными батареями и водородом. По понятным причинам это немало раздражает королевскую семью. Вдобавок Саудовская Аравия уже давно не экспортирует американцам прежнее количество нефти – Вашингтон старательно диверсифицирует поставки углеводородов. Саудиты оправляют американцам лишь четверть объемов нефти, которые уходили в США в 90-е годы. И вот здесь очень кстати появляется щедрый покупатель Китай.
Ось Россия – Саудовская Аравия – Китай
Кризис 2014 года и санкционное давление на Россию привели к сближению Москвы и Пекина. Получилось неплохо: Китай – крупнейший покупатель нефти, а Россия – один из крупнейших экспортеров. Постоянно рос товарооборот между странами, а также обмен технологиями. Си Цзиньпин последовательно поддерживает Владимира Путина, заверяя в «безграничной дружбе». И действительно, Китай строго выдерживает нейтралитет в военной спецоперации по освобождению Донбасса, что фактически означает поддержку.
Доходит до того, что Джо Байден вынужден лично беседовать с китайским лидером и убеждать изменить линию поведения. Из этого ничего не получится – Китай отлично помнит унизительный административный бойкот зимней Олимпиады-2022 со стороны США и сателлитов, технологические санкции, наращивание вооружений в Индо-Тихоокеанском регионе и поддержку Тайваня. Вокруг Соединенных Штатов постепенно формируется имидж ненадежного союзника, а значит – требуется создавать альтернативные союзы.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны – Китай оказывает поддержку Саудовской Аравии. Прежде всего, покупая львиную долю нефти и не заигрывая с альтернативными источниками энергии. На данный момент именно гигант Aramco – ключевой поставщик «черного золота» в Китай. Развивается и технологическое сотрудничество. Как утверждает The Wall Street Journal, Пекин уже несколько лет делится с саудитами ядерными технологиями. Пока только ограничиваются мирным атомом, но не за горами и оборонные проекты. По крайней мере, перерабатывать урановое сырье в топливо в Саудовской Аравии уже научились с помощью китайских товарищей. Заодно Пекин учит саудитов самостоятельно строить баллистические ракеты. Американцы, хотя и являются до сих пор главными продавцами оружия для Эр-Рияда, поставляют далеко не все, что просит королевство. Китай в этом плане гораздо сговорчивее.
В марте саудовский кронпринц Мухаммед бин Салман обнародовал еще один рычаг воздействия на США в виде снижения инвестиций. По словам монарха, королевство может сократить свои 800-миллиардные вложения в заокеанскую экономику. Средства, вероятнее всего, будут перенаправлены в Китай.
Налицо появление нового взаимовыгодного и автономного треугольника: Китай – Саудовская Аравия – Россия. Они объединены не политическими мотивами, а гораздо более крепкими экономическими интересами. Все три страны готовы к постепенному уходу от долларовых расчетов в пользу юаня. Москва оперативно переходит на китайскую валюту, и более половины сделок в энергетическом секторе приходится на юань. Но в глобальных масштабах это практически незаметно.
А вот переговоры Пекина и Эр-Рияда о расчетах в юанях уже серьезно тревожат американцев. Если сделка выгорит, то около 2 % мирового финансового рынка будут в одночасье дедолларизированы. Это, конечно, немного и не перевернет все с ног на голову. Но выход ряда стран из долларовой зоны начался не вчера – это многолетний, хотя и медленный, процесс. Под данным SWIFT, в 2001 году около 90 % всех мировых расчетов проходило в долларах, сейчас же – не более 40 %. Медленно, но верно снижается значение доллара и в мировых резервах. Если в 2000 году до 70 % суверенных накоплений номинировались в долларах, то в 2022 году – уже 59 %. Немного, но тенденция налицо. В этой связи демарш Саудовской Аравии и Китая может стать примером для остальных стран. Сейчас Индия рассматривает альтернативный вариант покупки российских энергоносителей за юани.
Сформировавшаяся ось Россия – Саудовская Аравия – Китай способна создавать серьезную конкуренцию планам США в энергетическом секторе. По мнению американских аналитиков, сейчас Вашингтону надо любой ценой разрушить этот союз. Однако никаких шагов в этом направлении Джо Байден не делает. Размахивая санкционной дубинкой, главный раздражитель постепенно теряет союзников, приобретая все больше недоброжелателей.
- Автор:
- Евгений Федоров
Свежие комментарии