На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ксюша Кирьязис
    Узбекистан отдал азерам Червакское водохранилище на 50 лет в аренду. И это при том, что оно является источником питье...Азербайджанская э...
  • Валерий
    А каким боком заде и оглы до узбеков азер ебучий !!!Депутат Госдумы н...
  • Misha Glusch
    пиренейские белорусыПортугалия во Вто...

Путешествие из Крыма в Мариуполь. Впечатления от новых территорий

Любовь Смирнова.  

Крым всё больше напоминает остров. По воздуху не прилетишь, по морю не доплывешь, на автомобиле проедешь, но с трудом. Теоретически доступ на полуостров сейчас организован с севера и востока. Но практика, как водится, во многом не совпадает с теорией.

Насколько – в этом случае на себе проверил корреспондент «ПолитНавигатора».

Крым всё больше напоминает остров. По воздуху не прилетишь, по морю не доплывешь, на...

Крымский мост

Контроль автомобилей при въезде на Крымский мост не рассчитан на большой поток транспорта. На одну машину уходит 15-20 минут, если багажа не много и есть руки его донести до ленты досмотра.

В противном случае машину нужно загонять на рентген, ждать выдачи красного жетона, который нужно сдать на выезде с пункта досмотра. Сказать, что это усиливает безопасность, сложно – вопрос, как легкие пластиковые ограждения и безоружная охрана не остановят террориста, и может ли он при желании добраться до вожделенных арок раньше, чем сработает служба безопасности.

Следы октябрьского теракта с моста практически стерты. Дорожники укладывают асфальт на новые пролеты, заменившие поврежденные взрывом, а деформации железнодорожного полотна с земли не видно – ограждения уже восстановлены и зрительно мост выглядит также величественно, как при открытии в 2018 году. Резануло глаза название автомобильного крана дорожников – «Галичанин». С деформацией сознания дела обстоят хуже.

Дорожники обещают закончить ремонт к концу февраля

Чем дальше от Крыма, тем меньше следов какой-либо военной деятельности. Практически не встретить наклеек Z и V на автомобилях, наружная реклама с героями спецоперации смотрится как поздравление от коллег с присвоением очередного звания, и даже репортажи «России 24» по телевизору в придорожном кафе звучат, как новости из параллельной вселенной.

В Краснодаре все по-прежнему – огромные новостройки ползут вверх и вширь, узкие дороги не в силах пропускать весь транспорт, а водителям маршруток и трамваев нужно выдавать молоко за вредность.

Близость войны начинает ощущаться за Ростовом. Здесь чаще встречается военная техника, много автомобилей со знаками санитарной службы.

Ближе к Таганрогу атмосфера сгущается, над городом то и дело проносятся истребители, а по радио вещают о помощи переселенцам из Херсонской и Запорожской областей, ЛНР и ДНР. Последняя уже близко – небольшая очередь на въезд, прохождение паспортного контроля, каких-то 180 км, и мы въезжаем в Мариуполь.

очередь на въезд в ДНРПункт пропуска через границу, которой формально уже нетвъезд в Мариуполь

Черное на белом

В Мариуполе выпал снег. Белое покрывало замаскировало дыры в земле и пробоины в асфальте, да и сам асфальт кажется ровнее под снежной кашей – не до уборки дорог сейчас. На белом фоне еще чернее выглядят дома – с дырявыми глазницами окон, уже без останков прежней мирной жизни они ждут разборки, чтобы уступить место новым многоэтажкам.

Уцелевшая стела с надписью “Подвиг никогда не умирает, в памяти хранит его народ”

  Новые дома строят по заказу Минстроя РФ

Пока новые дома возводят на месте скверов и аллей, занимая пустые пространства городской застройки. Людей надо расселять как можно быстрее: треть оставшихся в городе жителей обитают в подвалах. В уцелевших квартирах уже есть свет, с декабря подключили отопление и газ. Централизованно меняют окна, и старшие по дому следят, чтобы даже в оставленных хозяевами квартирах поработали ремонтники, иначе дом останется без тепла.

Обгоревшие дома идут под разбор

Автокран “Галичанин” восстанавливает МариупольЭлектричка, которая никуда не довезла

К слову, у председателей есть полномочия селить на время оставшихся без крова соседей в квартиры уехавших от войны. Новое жилье из модульных бетонных блоков хоть и строится быстро, но получить его не так-то просто – документы на квартиру у большинства сгорели вместе с квартирой, а восстановить их можно только на Украине или по суду.

Возле подъездов до сих пор сложенные из камней кострища и мангалы, на которых готовили еду во время боевых действий. Там же закопченная посуда – чайники, кастрюли, казаны. Рядом припрятаны дрова. Что-то пригодилось строителям, которые первыми заехали в Мариуполь для разборки поврежденных зданий и жили тут же в палатках. Часть из них там и продолжает обитать.

Кострища возле каждого подъезда

В квартирах, где есть жильцы, меняют окна, даже если это один подъезд или этаж Дом сгорел, но в уцелевшем подъезде есть жильцы

Братские могилы

Рядом с одной из уцелевших пятиэтажек гуляет женщина с собакой. Это Ирина, она старшая по дому, и трижды в день обходит территорию, следит, чтобы в пустующих квартирах не поселились нежданные гости, а строители делали свою работу на совесть.

– Окна уже почти закончили вставлять. Качество, конечно, не очень, но раньше вообще пленкой затянуто было. А у нас такие ветра бывают, что никакая пленка не выдержит. Потом обещали заняться межквартирными перегородками, – рассказывает Ирина. – У меня в одной из комнат стена в соседнюю квартиру рухнула, там парень молодой жил, к нему в открытое окно снаряд прилетел. У него в голове осколок, у меня – стены нет. Его и еще троих соседей похоронили тут, у оградки детского садика. Еще в прошлом году приехали ребята, всех перезахоронили. Нам только номера могил выдали, чтобы, когда родственники объявятся, могли им передать.

Ирина показывает братскую могилу – в подвале пятиэтажки, выходящей одной стороной к проспекту, находились более 100 человек. В магазин в цокольном помещении дома ВСУшники заложили взрывчатку и подорвали. Точное количество погибших неизвестно, потому как дом еще не разбирали, а из подвала еще долго исходил трупный запах. Рядом девятиэтажный дом, который горел дважды. Его использовали снайперы, и как только боевики отрабатывали задачу, по дому прилетал ответный огонь. А чтобы скоротать время, снайперы тренировались на жильцах соседних домов, которые решили выйти на перекур.

– К концу марта ВСУшников выдавили на западную окраину, и люди стали перебегать в нашу сторону через проспект Мира. Так их в спины расстреливали. У меня подруга с мужем и сыном выбирались – муж впереди, сын посредине, и она замыкающая с иконой под мышкой. А вокруг тела лежат тех, кто не прошел. А они прошли, уехали потом. Много кто уехал, тяжело смотреть на город, от которого почти ничего не осталось и прежним он уже не будет. Нам просто ехать некуда и незачем, мы уже тут останемся, – говорит Ирина.

Граница и замочная скважина

Цены на продукты в Мариуполе выше крымских. Товары возят из соседней Ростовской области, на месте работает только хлебозавод. Пока пачка чая пройдет через КПП, ее цена увеличится на треть, плюс надбавка в розницу.

С проездом через пункт пропуска «Весело-Вознесенка» все туго. Очередь из фур на выезд из ДНР растянулась в два ряда на 10 км. Часть съехали с дороги и не понять, то ли водители отдыхают, то ли бросили грузовики, и ушли пешком, не дождавшись очереди на прохождение контроля. Между ними, объезжая огромные дыры в асфальте, пытаются пробраться легковушки, то и дело увиливающие из-под колес тех, кому срочно надо. Последние прут по обочине встречной полосы, и если сюда что-то прилетит, то количество жертв и ущерб будет не меньше московского метро.

Наглядная агитация «Единой России» вдоль дорог в таких обстоятельствах бесит еще больше: на наружку деньги нашли, на дополнительные полосы досмотра – нет.

Транспорт в три ряда

Следующая очередь перед блок-постом в районе поселка Мангуш. Больше 200 грузовиков стоят на въезд со стороны Запорожской области. В общей сложности, чтобы выехать по сухопутному маршруту из Крыма в Ростовскую область, к 5-часовому маршруту нужно добавить трое суток ожидания в очередях и время комендантского часа, который действует во всех новых регионах. Понятно, что с такими транспортными затратами доставка товаров будет дороже в разы.

Военных грузовиков не меньше гражданских. Понятно, что в очереди они не стоят: большие тралы перевозят танки, БТРы, самоходные установки. На прицепе волокут военный КамАЗ с вдавленной внутрь кабиной. Много автомобилей, груженных лесом и профнастилом.

Сухопутный коридор и линия заграждений

Ближе к Мелитополю начинаются фортификационные сооружения. Посреди пашни проходят противотанковые заграждения – три ряда бетонных пирамид и колючей проволоки. Перед ними траншеи окопов со свежими блиндажами. Всего на пути к Крыму несколько таких участков вблизи дороги.

Сама автомобильная магистраль по большей части приведена в порядок, есть несколько участков со старым асфальтом, которые замедляют движение. Но большинство пути проходит по отремонтированной дороге, прежнее состояние которой можно отследить по количеству автомобильных колес от большегрузов – чем больше их на обочине, тем глубже были ямы. В районе Геническа ремонтные работы идут вовсю – старое покрытие снято грейдером, новое укладывается, несмотря на грязь и слякоть.

Чем ближе к Крыму, тем веселее придорожная инфраструктура. В Приазовском уже можно рассчитываться безналом как в магазинах, так и в кафе. Везде висят объявления, что спиртное военным не наливают. Но и военных здесь не видно. Не до кафе им сейчас.

На въезд в Крым со стороны Чонгара очередь небольшая. Выручают организованные еще в прошлом году по настоянию главы Крыма дополнительные полосы для грузовиков. Но и легковой транспорт досматривают с особой тщательностью и служебной собакой – нужно полностью вынимать багаж и открывать все отсеки. Паспортный контроль тоже есть, несмотря на то, что формально все является территорией Российской Федерации. Недалеко от погранпоста навал из бетонных ограждений, такой же на подъезде к Джанкою. Видимо на случай прорыва, чтобы перекрыть дорогу.

После Джанкоя военных автомобилей намного меньше, и обстановка больше похожа на крымскую праздную межсезонную. Что будет в этом году с курортным сезоном, однозначных прогнозов нет. Пока только железнодорожный перевозчик «Гранд-Сервис. Экспресс» запланировал дополнительные поезда в летний сезон. Отельеры понимают, что пропускная способность автомобильной части моста вынудит курортников тратить несколько суток на дорогу к морскому побережью. Да и само побережье будет доступно далеко не везде – часть пляжей Сакского и Черноморского районов и Евпатории тоже превратилась в заградительное фортификационное сооружение с минами и противотанковыми ежами. Так что, похоже, летом в Крыму будет свободно как никогда.

Ссылка на первоисточник
наверх