То, что порой творят коллеги из The War Zone, достойно премии имени Айзека Азимова. Её еще называют премия Dell Magazines Award, она является ежегодной наградой, присуждаемой студентам старших курсов колледжей автору лучшего научно-фантастического или фэнтезийного рассказа.
Вот как по мне (не обязательно рассматривать как истину в последней инстанции), то все, что посвящено ракете «Нептун», все достойно этой премии. Ракету толком никто не видел, но написано о ней столько, что впору премию давать.
Так вот, господа из The War Zone, особенно Тайлер Роговей, написали такое, что лучше на ночь не читать. Ну или исключительно после просмотра ТК «Звезда», репортажи тамошних корифеев камеры и клавиатуры несколько нивелируют.
Итак, мы сейчас поговорим о смертоносной ракете «Нептун», но через призму того, что пишут американские эксперты, и того, что видим мы. А мы видим, это никуда не деть.
Раз злые союзники связали Украину по рукам и ногам, запрещая применять получаемое дальнобойное вооружение против целей за пределами своих границ, Украина разрабатывает собственное ударное оружие большой дальности. Это вроде как честно и не нарушает договоренностей с донорами.
23 августа Киев использовал модифицированную противокорабельную крылатую ракету «Нептун» для поражения российской системы противовоздушной обороны С-400 на западной части оккупированного полуострова, сообщил The War Zone представитель украинского оборонного ведомства. Есть планы, добавил чиновник, в конечном итоге нанести удар по Москве и другим целям внутри России, которые запрещены для использования подаренным оружием, с помощью вариантов наземной атаки «Нептуна».
Атака на систему С-400 в районе села Оленовка на мысе Тарханкут «была на 100 процентов осуществлена модифицированным «Нептуном» – сказал чиновник, естественно, на условиях полной анонимности.
Заявления «чиновника» прозвучали через несколько дней после того, как секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов заявил, что новая украинская ракета попала в С-400. Данилов, однако, не уточнил, какое именно оружие было использовано.
Это заявление также последовало за заявлением, сделанным 24 августа Юрием Бутусовым, который сообщил, что для удара по С-400 использовалась противокорабельная ракета Р-360 «Нептун», модифицированная для наземной атаки, чтобы нанести удар по С-400. Верить Юрочке не очень хочется, поскольку врет, как дышит и, более того, нашим из ДИМК может мастер-классы давать.
Но вот то, что потом выдало как раз наше Министерство обороны, похоже, подтверждает заявление украинского чиновника.
Первое заявление прозвучало в понедельник, когда в Telegram-канале МО РФ утверждалось, что «украинская крылатая ракета была сбита дежурными средствами ПВО над Черным морем у берегов Республики Крым». Хотя канал не назвал конкретный тип украинской крылатой ракеты, это заявление имеет большое значение, потому что в прошлых заявлениях о сбитых крылатых ракетах Министерство обороны России ссылалось конкретно на ракеты, подаренные из-за рубежа. Например, 7 августа Министерство обороны России заявило, что сбило «девять крылатых ракет большой дальности Storm Shadow», предоставленных Великобританией.
Во вторник Минобороны России впервые заявило, что сбило украинскую противокорабельную ракету «Нептун». Однако в сообщении не было сказано, направлялась ли ракета к кораблю, или к суше.
Еще в апреле этого года другой представитель ВСУ сказал, что его страна работает над превращением «Нептуна» в наземное ударное оружие, но ей нужна новая система наведения, которой у нее в то время не было. В частности, для завершения системы требовались определенные виды чипов, но в целом система была близка к завершению.
Далее было сказано, что Украина разработала систему GPS-наведения, которая доставит ракету в заранее определенное место. Потом инфракрасная головка самонаведения ракеты ищет и фиксирует цель на основе предварительно загруженного изображения, а затем совершает конечную атаку на эту цель. Если она не может соответствовать цели, ракета прерывает свою атаку. В целом – ничего нового и прорывного, все крылатые ракеты работают по такому принципу.
В настоящее время подаренные Украине крылатые ракеты Storm Shadow и SCALP-EG используют именно такую схему наведения. Использование её на модернизированном «Нептуне» будет напоминать путь, по которому пошел RGM-84 Harpoon, который превратил его в ракету SLAM (Stand-off Land Attack Missile) с помощью модификации с инфракрасной пассивной головкой самонаведения.
В конце концов, последующий SLAM-ER станет еще большим шагом вперед по сравнению со своим прародителем Harpoon.
Американцы считают, что Россия применила контрмеры против ракет с поддержкой DSMAC как раз в тот момент, когда на Украину прибыла Storm Shadow. Речь идет о применении специальных составов при окраске кораблей, с одной стороны, эти спецкраски изменяют силуэты судов, сбивая с толку ГСН ракет, работающих на опознание по изображению, загруженному в процессор, с другой – специальные составы уменьшают ИК-сигнатуру на длинах волн, на которых работают ГСН, сбивая с толку их логику наведения.
По сути, изображения, которые «видит» ГСН, не будут совпадать с изображениями / моделями наведения, загруженными в компьютер ракеты, и таким образом намеченная цель не будет атакована. Насколько эффективной может быть такая контрмера, неясно, действенность мер противодействия крылатым ракетам выявляется именно по мере их применения.
Кроме того, по мнению некоторых экспертов в США, эти специальные малярные работы могут затруднить идентификацию конкретных кораблей на коммерческих спутниковых снимках. Небольшое дополнение, так сказать, бонус.
Конечно, окрашивание спецсоставами – это не панацея (проверено теми же американцами), но в борьбе однозначно хороши все способы.
Вообще, на основании некоторых данных, полученных из украинских источников, возникает подозрение, что украинские инженеры при адаптации «Нептуна» к сухопутному использованию могут попробовать использовать иной метод наведения, чем отправка ракеты в конкретную точку при помощи GPS. Конечно, тут никто не говорит о сверхновых разработках, все тривиальнее: из Европы потоком идут старые (и не очень) ракеты, с которых реально можно что-то позаимствовать.
Уповать на точность GPS можно, но тут есть один момент: при работе по переднему краю, который представляет собой довольно динамичную систему, работа по координатам не всегда эффективна, а при атаке целей, находящихся на приличном удалении, можно запросто нарваться на работу комплексов РЭБ, как раз глушащих частоты, на которых работает спутниковая навигация. И на этом все, полет закончен, экипаж прощается с вами.
У России есть проверенные и эффективные системы радиоэлектронной борьбы, созданные специально для противодействия крылатым ракетам, и локализованное глушение GPS – это очень реальная вещь, которая уже повлияла на эффективность других высокоточных видов оружия, таких как ракеты M31, выпущенные HIMARS.
Но, видимо, это не пугает украинцев, поскольку время от времени в Сеть попадали различные интервью, из которых следовало, что работы по увеличению дальности «Нептуна» не останавливались.
Выпущенный из той же пусковой установки, что и противокорабельный вариант, переоборудованный «Нептун» имеет дальность полета около 400 км и полезную нагрузку около 350 кг. Если это так, то это сделало бы ее самой дальнобойной ракетой, построенной Украиной. Однако пока нет возможности независимо проверить эти утверждения.
Кроме того, дальность «Нептуна» имеет один большой минус. Ракета-то дозвуковая!
Практика СВО на Украине уже показала, что дозвуковые крылатые ракеты хороши только тогда, когда нет достойного противодействия. То есть комплексов ПВО, способных обнаружить и поразить летящую ракету, и авиации. Здесь все просто, если украинские МиГ-29 и Су-27 в областях Центральной Украины запросто сбивали российские «Калибры», то почему наши самолеты не могут то же самое сделать с «Нептуном»? Да запросто, потому что российские самолеты на голову превосходят украинские. Это авиация иного поколения, более современная и с большими возможностями.
Тут стоит обратить внимание, что когда российские СМИ сообщили о том, что был сбит «Нептун», никакой истерики и обвинений во лжи с украинской стороны не последовало. Ну, по крайней мере, из вменяемых источников. То есть люди даже на Украине прекрасно понимают, что если они «пачками» сбивают «Калибры», то у российских военных это тоже не вызовет проблем. Собьют, и еще не раз.
Вот о том, что «еще не раз».
Тут тоже не все так роскошно. Если прикинуть и посчитать, опять же, опираясь на данные украинской стороны, «Нептунов» если и было изготовлено, то не больше двух десятков, считая испытательные образцы. И тут говорить об эффективности как-то язык не поворачивается.
В воскресенье, 3 сентября, президент Украины Владимир Зеленский заявил украинскому официальному новостному изданию «Укринформ», что его страна «значительно увеличила» производство противокорабельных ракет «Нептун».
Здесь, конечно, сложно делать хоть какие-то выводы, поскольку если производилось 3–4 ракеты в год, то увеличение на 1–2 штуки – да, значительно. А если делали одну ракету – ну вы понимаете…
Но ясно, что увеличивать производство будут.
Во-первых, производственные мощности корпорации «Артем» не затронуты, делать есть где и кому (если не загребут под ружье).
А во-вторых, США, Великобритания и Франция ограничили использование Украиной подаренного оружия только на украинской земле, включая Крым. Для модифицированных «Нептунов» или любого другого оружия украинской разработки таких исключений нет.
На Украине не скрывают амбициозных планов по будущим атакам Москвы. Причем это реально возможно, увеличить дальность полета ракеты за счет уменьшения веса боевой части. Уменьшаем полезную нагрузку, увеличиваем количество топлива. Это обычная модификация для вариантов крылатых ракет.
Понятно, что вес от таких ударов будет более политический, чем военный. Конечно, не стоит обольщаться, дозвуковую крылатую ракету засечь и сбить много проще, чем беспилотник, но давать советы украинской стороне… пожалуй, не станем.
Но озвучим три вопроса, на которые ответов можно и не давать, по причине того, что они (вопросы) почти риторические.
Три вопроса
Первый. Прежде всего, сколько таких ракет может произвести Украина и как быстро они смогут это сделать?
Эффективность этого типа также находится под большим вопросом, независимо от заявленного раннего успеха (имеется в виду сказка про «Москву» и попадание в С-400). Ракеты хороши, как показывает практика, когда они есть, и в достаточном количестве. Если ГАХК «Артем» будет и дальше вручную и поштучно собирать несколько Р-360 «Нептун» в год – это не будет иметь никакого смысла вообще.
Второй. Это на подумать. Откуда украинцы вдруг взяли и разработали активную радиолокационную ГСН по типу нашей АРГСН-35?
Простите, даже элементарно «передрать» не так просто, особенно когда компонентная база вся (или почти вся) осталась за границей, в недружественном государстве. «Импортозамещение»? Ну тут, уверен, все хмыкнули.
Тогда получается, что ГСН у «Нептуна» импортная. И тут мы переходим к третьему вопросу.
Третий. Меня лично возмущает подход некоторых «экспертов» и авторов (в том числе и на «Обозрении»), которые на голубом глазу пишут бред типа «Нептун» – это якобы разработка на базе морально устаревшей советской ракеты Х-35. Пишут и не краснеют.
Я просто считаю, что очень полезно будет напомнить таким «экспертам», что Х-35 действительно разрабатывалась с 70-х годов прошлого века. Да, это советская разработка. Но на вооружение после окончательной доводки ракету приняли только в 2003 году. В состав корабельного комплекса «Уран», который для себя закупили такие признанные капризули, как индусы.
А в 2008 году Х-35 адаптировали под наземное применение. И получился «Бал», комплекс, который сегодня прикрывает наши берега. А в 2010 году Х-35 получила прописку в небе, причем как на самолетах, так и на вертолетах.
Хочется сказать, да вы определитесь, господа, это такая устаревшая и никчемная ракета или основа нашей обороны в классе ПКР ближнего радиуса действия? Морально стара или лучшее, что было придумано у нас?
Некоторые умудряются задвигать такое в одной статье сразу. И это напоминает работу американских СМИ в отношении F-22. Лучший в мире, самый-пресамый, но клепать мы будем F-35. Вот и у наших такое же наблюдается.
Р-360 «Нептун» мало чем отличается от Х-35. А если на самом деле ГСН не от украинских разработчиков, а от заокеанских, а многие думают так же, то «Нептуна» не стоит недооценивать. На выходе получается ракета как минимум не хуже нашей. Вопрос только в количестве.
По данным военного статистического бюллетеня The Military Balance за 2022 год, в наличии у ВСУ был 1 комплекс РК-360МЦ. Это 6 пусковых по 4 ракеты, центр управления комплексом, 6 ТЗМ и еще 6 ТМ. То есть 24 ракеты на старте и еще 48 в запасе.
Это немного, но все зависит от того, как использовать и как оценивать. Недооценка ни к чему хорошему не приводит, как показывает практика. Это уже было не один раз: от «Киев за три дня» до более глупых высказываний. Результат, как известно, все еще там. Довольно далеко от Киева.
Эффективность же «Нептуна» в любой итерации, напрямую зависит от количества ракет, которые сможет выпускать Украина. Пойдет речь о десятках – будет о чем поразмыслить в плане защиты. Если все останется на уровне поштучно собираемых единичных экземпляров – будем жить от «перемоги до перемоги». Раз в год, по расписанию. Как праздничный молебен в секте уверовавших, не более того.
- Автор:
- Роман Скоморохов
Свежие комментарии