И принять решения.
События, происходившие в субботу 24 июня 2023 года, заставляют глубоко задуматься над эффективностью военной структуры государства российского.
Марш колонн ЧВК «Вагнер», в ходе которого сотни единиц бронетехники и несколько тысяч личного состава в считанные часы смогли почти достичь Москвы, явился своего рода показательным тестом.
Известный бросок российских десантников в 1999 году на косовскую Слатину не выдерживает с ним никакого сравнения по количеству перебрасываемой техники и людей.Бросок «вагнеров» в сторону столицы убедительно доказал, что в регионах России, и приграничных, и внутренних совершенно не обеспечена организация обороны в условиях, когда Российская Федерация ведёт, пусть и не объявленную, войну с более чем 50-ю государствами, в числе которых 31 одна страна НАТО.
Рано или поздно, но чем раньше, тем лучше, надо задуматься над вопросом, а что получится, если подобный марш попробуют совершить даже не войска НАТО, а ВСУ?
Реакция губернаторов, через области которых проходил марш «вагнеров», была в пределах их полномочий. И имеющихся них в наличии сил и средств. Она ожидаемо выразилась в попытках воспрепятствовать передвижению «вагнеровских» колонн путём перекапывания трассы М-4, либо перегораживанию проезжей части тяжёлой техникой, а также выводу из строя мостов.
Даже несведущий в военном деле человек хорошо понимает, что без воинского прикрытия таких препятствий эти меры ничего не стоят.
А с этим большие проблемы, потому что в западных регионах РФ имеющихся войск критически недостаточно для создания необходимой плотности войскового прикрытия важнейших направлений.
Это задача, которую должно выполнять Министерство обороны. А остальные силовые структуры, в первую очередь, Росгвардия, обязаны действовать под его руководством и по единому плану.
Во времена СССР подобные задачи по охране тыла выполняли целые дивизии НКВД, имевшие, в том числе, тяжёлое вооружение. Достаточно вспомнить, как во время прорыва немецко-фашистских войск к Сталинграду одну из важнейших ролей на начальном этапе обороны города сыграла 10-я дивизия войск НКВД.
В начале июля 1941 года, спустя неделю(!) после начала войны, Ставка ГКО приняла решение о формировании 15 стрелковых дивизий, для чего было выделено из кадров войск НКВД по тысяче человек рядового и младшего начальствующего состава и по пятьсот – командно-начальствующего состава на каждую дивизию, остальной состав призывался из запаса. На первом этапе войны войска НКВД выступили в качестве резерва подготовленных военных кадров и приняли на себя всю тяжесть арьергардных боев первого года войны.
Почему нечто подобное до сих пор не сделано спустя более чем через год после начала СВО, большой вопрос.
Ведь очевидно, что марш ЧВК «Вагнер» уже сегодня начнёт усиленно изучаться всеми структурами НАТО. И с большой долей вероятности можно предполагать, что он воодушевит некоторые «горячие» головы попробовать его повторить своими силами и средствами.
Многочисленные бесполезные заявления о пресловутых «красных линиях» и ударах по «центрам решений», а также изречения отечественных деятелей о некоей «недопустимости» применения ядерного оружия, к которому они не имеют никакого отношения, потому как решение сие может принимать только Верховный Главнокомандующий, значительно снизили, хотя пока только в моральном плане, роль российского ядерного оружия как фактора сдерживания.
Геополитический враг начал усиленно сам себя убеждать, что это «невозможно». И это фактор в значительной степени воодушевляет его наглость.
Далеко не факт, что в случае попыток подобных прорывов большими группировками, такими, как, например, уже имеющаяся в Польше и странах Балтии, решение о применении российского ЯО будет принято. Очевидно, что в настоящих условиях его следует расценивать как «последний довод королей». И гадать тут за Верховного Главнокомандующего явно не надо.
А вот обеспечение обороны российских регионов - это больной и, как показала «вагнеровская» суббота, давно назревший вопрос.
Остаётся загадкой, как Министерство обороны собиралось его решать. Однако, судя по событиям в Белгородской, других обстреливаемых областях России, а теперь и Ростовской, Воронежской и Липецкой областям, похоже, что на Знаменке решили всё отдать губернаторам.
Хозяйственникам и управленцам, за редким исключением, не имеющим военного образования.
Вполне ожидаемо, они начали проводить мероприятия в рамках своей компетенции. То есть, перекапывать дороги и выводить из строя мосты. А что они ещё должны были делать, не имея в подчинении войск?
В связи с этим возникает ещё один, пожалуй, главный вопрос: с каким качеством разработаны планы совместных действий местных властей и федеральных ведомств?
Насколько они реалистичны, когда и кем в последний раз проверялись?
Судя по последним событиям, ответы на эти вопросы прозвучат для МО весьма неутешительно.
Автор: Игорь Матвеев
Источник: The world and we
Свежие комментарии