Россия по праву может считаться страной с самой богатой историей ледокольного флота. Географическое расположение, освоение арктических территорий, извечная борьба со льдами Мирового Океана — всё это всегда обязывало и обязывает страну иметь самые лучшие в мире корабли данного класса, вот уже на протяжении ста с лишним лет. Самые известные, мощные и современные из них в специальном обзоре iReactor, приуроченному к очередному фестивалю ледоколов в Санкт-Петербурге.
Место первое: царский и советский ледокол «Ермак».
Источник фото: vk.me
«Ермак» поистине заслужил право назваться дедушкой всего российского ледокольного флота. По специальному заказу царского правительства заложенный ещё в XIX веке на английских вервях, корабль стал первым в мире ледоколом арктического класса. Технические условия для построенного корабля утверждали лично Дмитрий Менделеев и вице-адмирал Макаров и вовсе не зря. «Ермаку» было по силам проламывать лёд двухметровой толщины, что позволяло ему уходить в свободное плаванье чуть ли не в любую точку северных морей Российской Империи.
История морских рейсов ледокола затянулась более чем на 60 лет. Именно «Ермак», под командованием выдающегося русского исследователя и адмирала Степана Макарова, совершил несколько полноценных арктических экспедиций, провёл сотни конвоев и спас из ледового плена десятки кораблей, в том числе и военных. Именно на «Ермаке» впервые в полевых условиях был применён радиотелеграф. Именно «Ермак» спас Балтийский флот в 1918 году, выведя все способные корабли сначала в Гельсингфорс, а потом в Кронштадт. Именно «Ермак» принял активное участие в спасении «папанинцев» и освобождении советского ледокольного флота, в полном составе вмёрзшего в арктические льды суровой зимой 1937 года. И именно «Ермак» эвакуировал гарнизоны несломленного Ханко и островов Финского залива во время Великой Отечественной Войны, а также проводил десятки военных конвоев сквозь льды.
Но и после 1945 года ледокол XIX века не был списан. Получив на своё пятидесятилетие орден Ленина, «Ермак» прослужил аж до 1963 года! В послевоенные времена за легендарным дедушкой ледокольного флота шли даже самые современные крейсера. Но, увы, сохранить «Ермака» для потомков не получилось.
Место второе: атомный ледокол «Ленин».
Источник фото: news-front.info
Если «Ермака» стоит называть дедушкой всех ледоколов страны, то «Ленин» заслужил право называться отцом российского атомного ледокольного флота. Первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой, полностью отечественной постройки, было спущено на воду в 1957 году и стало самым большим и мощным ледоколом своего времени. Два атомных реактора, 44 тысячи лошадиных сил, четыре турбины, посадочная площадка для вертолётов ледовой разведки, почти 250 человек экипажа и 12 месяцев автономного плавания — даже сегодня потягаться с «Лениным» будет по силам далеко не каждому современному ледоколу.
Эксплуатация уникального корабля прошла под стать его громкому имени. За 30 лет походов «Ленин» пробился более чем через 500 тысяч морских миль ледовых заторов и провёл за собой тысячи гражданских судов, принял на свой борт множество делегаций западных стран и, по сути, подготовил основополагающий задел для первой ледокольной экспедиции на Северный полюс.
В 1989 году легендарный ледокол был выведен из состава флота и поставлен на вечный прикол в Мурманске, в качестве плавучего музея.
Место третье: «Красин», он же «Святогор».
Ещё одна легенда отечественного ледокольного флота — корабль, который скоро будет отмечать своё столетие — ледокол «Красин». Выполненный по модернизированному проекту своего именитого предшественника — «Ермака», получивший изначальное название «Святогор», корабль на протяжении нескольких десятилетий оставался самым мощным арктическим ледоколом в мире. Однако судьба судна поначалу складывалась крайне трагическим образом.
Уже в 1918 году «Святогор» был преднамеренно затоплен в устье Северной Двины, с целью предотвратить высадку экспедиционного корпуса интервентов в Архангельске. Однако вскоре судно было поднято и в 1920 году вместе с отступающими войсками Антанты ушло в Англию, но уже в 1922 году при активном посредничестве советского дипломата Красина возвращено обратно, в честь которого и было переименовано в 1927 году.
До начала войны «Красин» прославился эвакуацией экипажа потерпевшего крушение над Северным ледовитым океаном дирижабля «Италия» и спасением пассажиров затёртого во льдах круизного лайнера «Монте Сервантес». Во время — опаснейшим противостоянием с «карманным линкором» Кригсмарине «Адмирал Шеер». После — вместо отправки на слом кораблю была дана вторая жизнь.
В 50-х «Красин» прошёл капитальный ремонт и модернизацию и превратился современный ледокол,а затем в полноценное научно-исследовательское судно, бороздившее просторы арктических морей до 1989 года. Сейчас же старейший в мире ледокол занял почётное место плавучего филиала калининградского Музея Мирового океана.
Место четвертое: дизель-электрический ледокол «Мудьюг».
Построенный в 1982 году на финских верфях вспомогательный ледокол с виду, да и по своим характеристикам не чем особо не примечателен. Но это только поначалу.
При первом же взгляде на корпус уникального корабля в глаза сразу же бросается его кардинальное отличие от его аналогов. Нос «Мудьюга» выполнен не в острой, а, наоборот, в вогнутой форме с внутренней режущей кромкой, что позволяет не давить и проламывать лёд, как это делается на остальных ледоколах, а разрезать его под определённым углом. Выгода от подобного способа наблюдается одна — разрезанный лёд не остаётся в кильватере корабля, а выталкивается под ледовый массив, чем значительно облегчает проход транспортным судам. Но подобный способ имеет и существенные недостатки: многолетний лёд и торосы «Мудьюгу» не по зубам.
По этим причинам ледокол и не используется в арктических широтах, а прокладывает пути только в однолетних водах Балтики. Лицезреть уникальное судно можно на ежегодном фестивале ледоколов в Санкт-Петербурге.
Место пятое: «50 лет Победы».
Источник фото: ru.wikipedia.org
Атомоход «50 лет Победы» — рекордсмен в мире ледоколов. Самый мощный, самый тяжёлый и самый комфортабельный: 26000 тонн водоизмещения и 75000 лошадиных сил мощности. Толщина проламываемого им льда достигает трёх метров, а время автономного плавания практически восьми месяцев (ограничено лишь запасом провизии). Введенный в эксплуатацию только в 2007 году за свою короткую историю ледокол уже более ста раз успешно доходил до Северного полюса.
Проводка крупногабаритных танкеров, арктические круизы и экспедиции — «50 лет Победы», оснащённый по последнему слово техники способен справиться абсолютно со всем задачами. В том числе и с доставкой Олимпийского огня на Северный полюс.
Место шестое: дизель-электрический ледоход «Санкт-Петербург».
Корабли проекта 21900, к которым относится «Санкт-Петербург», можно с уверенностью назвать будущим российского неатомного ледокольного флота.
Скорее универсальное спасательное судно, чем обычный ледокол, «Санкт-Петербург», спущенный на воду в 2009 году, способен не только проводить караваны судов в ледовой толще. Тушение пожаров, проведение подводных работ на глубинах до 800 метров, ликвидация нефтяных разливов — ледокол способен на многое, и всё это в суровых арктических условиях. Кроме того, «Санкт-Петербург» может полноценно использоваться и в летний период, в качестве транспортного и аварийно-спасательного судна.
Вживую увидеть новейший универсальный российский ледокол просто: «Санкт-Петербург» является частым участником ежегодного фестиваля ледоколов в одноимённом городе.
Свежие комментарии