На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вячеслав Денисов
    Т.е, наши славные енаралы даже пулемётами армию не смогли обеспечить!!! И теперь, некоторых из них, наконец-то аресто...Северокорейский п...
  • Дмитрий Бакланов
    Чушь какая-то.последний год подсолнечное масло дешевеет.Вслед за сливочны...
  • Сергей Oблезов
    Танцевать у нас и другие могут, а петь она никогда не умела. Мама всех приучила, что она талантлива!Кристины Орбакайт...

Дворянский меч в борьбе за древнерусское наследство

Дворянский меч в борьбе за древнерусское наследство
Переяславская рада. 1654г. Худ. Кившенко А.Д. XIX в.

В данной статья речь пойдет о влиянии внешних факторов на эволюцию русского государства в XVII в. Статья написана в рамках цикла, посвящено эволюции и развитию Русского государства, развития его системы управления и социальных отношений.

Судьба русских земель на западе и юге Восточной Европы


Как я писал в статье на ВО «Как Русь стала литовской», до определенного периода развитие древнерусских земель, попавших под власть Великого княжества Литовского и даже Польши, происходило так же, как на северо-востоке Руси. Не только внешняя угроза обескровила эти земли и замедлила их развитие, на это повлиял и тот факт, что большинство земель оказались под суверенитетом Великого князя литовского. Князя племен, которые отставали в своём развитии на момент установления их власти над древнерусскими землями юга и запада Древней Руси.

Внешняя же угроза со стороны Ордена вынудила великих литовских князей пойти на объединение с более развитым в социальном и экономическом плане соседом – Польшей. Этот процесс был непростой, доходило до боевых действий между сторонниками и противниками объединения, занял он длительный период и завершился созданием в 1569 году Речи Посполитой (от лат. республики – «Общее дело»).

Модель польского общественного устройства привлекла знать ВКЛ, это было «обаяние» более комфортной материальной жизни. Хотя литовского-русские паны считали, что мы и «сами с усами». Польша, в отличие от ВКЛ, была уже страной феодальной, а значит страной, стоящей на более высокой ступени развития.

Именно в это время в XVI веке тернистый, но свой путь «органического» развития русских западных и южных земель был прерван. Началось насаждение феодальных порядков «сверху», со стороны иноплеменного, вдобавок и иноверного, доминирующего польского дворянства. С приходом польских феодалов началась и колонизация неосвоенных и пустых степных земель, которые и получили наименование, вместе с уже освоенными русскими землями ВКЛ, Украиной. Включилась в это движение и литовская, и русская знать.

Дикое поле, очень грубо, начиналось чуть южнее Киева. Польское рыцарство было, конечно, более образованное, чем феодалы, живущее восточнее. Лучшие из них пыталась управлять имениями «научным» способом, как это описано в книге А. Гостомского «Хозяйство» (1588 г.). Что не мешало «рыцарям» вести полуразбойничий образ жизни, осуществляя «колонизацию» русских земель на западе Восточной Европы самыми жесткими методами. Шляхтич распоряжался жизнью и душой своего «человека отчизного» (крепостного) как хотел.

Вдобавок ко всему, с XVII века с развитием буржуазных отношений в Европе и формированием разных рынков, возрастает ценность товарного хлеба. Это добавляет земле еще и товарную ценность. Если раньше земля была источником обеспечения владельца-феодала, то теперь она становится еще и источником дохода. Шляхетство, как любое воинское сословие на этапе развитого феодализма, видело теперь больше выгод ни в войне, а в эксплуатации крестьян.

Ситуацию усугубляла передача шляхтой своих имений в аренду и управление арендаторам, которые выколачивают прибыль любым способом, изыскивают всевозможные способы «добычи» денег из крестьян и мещан, включая захват и «эксплуатацию» православных церквей. В связи с тем, что среди арендаторов было большое число евреев, это православными крестьянами и мещанами рассматривалось как покушение на веру.

После Брестской церковной унии 1596 года, которая приняла решение об объединение католиков и православных, давление на последних усилилось еще и со стороны униатов. Борьба шла по разным направлениям: католики давили и на православных, и на униатов, а униаты давили на православных.

За поляками шло и русское шляхетство этих земель, менявшее «хлопскую веру» вслед за получением привилегий-привилей. Так, князь и всемогущий магнат Иеримий Вишневецкий (1612–1651), непримиримой борец с казаками и племянник киевского православного митрополита Петра Могилы, перешёл в католическую веру в сознательном возрасте. Недаром униатский архиепископ А. Селява писал:

«теперь со свечкой нужно искать шляхтича русина, не говоря уже о сенаторе».

Потому что для этих земель феодальная модель была неотделима от католичества и ополячивания. Недаром французский инженер Боплан писал, что шляхта живет как в раю, а крестьяне пребывают в чистилище.

Фактор веры встаёт с особой остротой во всей Европе, но, если западнее борьба идет в странах, стоящих в конце феодального пути, но на востоке – в самом его начале. Это был единственный фактор, который объединял разрозненные и имеющие разнонаправленные интересы русские («руських» и «беларуских») силы. Давление на православные общины (схизматиков) постоянно усиливались: вначале просто отбирали собственность через суды, потом силой, церкви разрешали строить только за большие взятки, во многих местах их поэтому и не было: новорождённые оставались без крещения, супруги без венчания, покойники без отпевания.

Казаки?


Так же, как и на Русии, на юге Руси формировалось пограничное сословие – казачество. Казаки, как запорожские, так и донские, генетически были связанны с территориально-соседской общиной, с её элементами примитивной «демократии», «богатырским эпосом», «выборностью» должностей в воинских отрядах, походами, где борьба с «басурманами» перемежалась с грабежом и разбоем. В социальном плане казаки состояли из выходцев из мелкой православной шляхты и беглых тяглых людей.

Казачество, конечно, было необходимо Речи Посполитой, но исключительно как пограничные и наемные войска. Казаков задействовали на войне против Русии/России в период Смуты и Смоленской войны 1631 года. В то время как казачество стремилось попасть на службу королю в качестве военного сословия – «рыцарства».

Для полной феодализации населения Украины необходимо было проводить полонизацию и окатоличивание. И это входило в принципиальное противоречие с видением казаков, единственной сплоченной силой, противостоявшей этим процессам.

Так в 1648 году началась освободительная война. Со стороны крестьянских масс битва носила однозначно «антифеодальный» характер, чего не скажешь о верхушке казачества, а по форме она была религиозной.

Массовые убийства и ужасающие казни с двух сторон демонстрировали накал борьбы.

Руський народ и Россия


Молодому царю Алексею Михайловичу, занятому внутренними делами и решением накопившихся проблем, как это часто бывает при смене управления, требовалась тишина и во внешней политике. Но история распорядилась по-иному, как раз в 1648 году на территории бывшей южной и юго-западной Руси началось восстание под предводительством «самодержца русского» Богдана Хмельницкого (1595–1657 гг.).


Все предыдущие аналогичные восстания, конечно, менее масштабные, были подавлены. Побежденные запорожцы часто бежали в русские пределы, спасаясь от неминуемой гибели. Без помощи извне казакам даже при массовой поддержке угнетённого сельского населения добиться успехов было невозможно.

Понимал это и Хмельницкий: война без союзников – дело проблематичное. Он договорился с всегда охочим до «ясыря» (пленных) крымским ханом и с его сюзереном – турецким султаном. «Союзники», одновременно с оказываемой реальной военной помощью опустошали приднепровские земли и уводили людей в рабство. Татарская конница обеспечивала победу казаков вплоть до 1651 года. После побед в 1648–1649 гг. сложилась ситуация, удобная для переговоров: казацкая верхушка хотела договориться с королём. Но это не устраивало массы рядовых казаков, большинство из которых были недавние «хлопы»-«рабы».


Русский шлем. XVII в. Стамбульский музей армии. Турция. Фото автора.

А король Ян II Казимир к этому времени смог собрать кварцяное (профессиональное) войско и шляхетское ополчение, боеспособность которых, безусловно, была значительно выше, чем у татар и казаков, и тем более у примкнувших «хлопов» и мещан.

После ряда побед польско-литовских войск положение у восставших стало отчаянным, множество народа бежало в Россию и даже в Крым и Турцию. С 1651 года после военных неудач гетман понимал, что без помощи России война будет проиграна.


Посполитое рушенье. Худ. Ю. Брандт. XIX в.

А в Москве совершенно не было желания участвовать в войне с Польшей. Русские послы в 1653 году готовы были идти на уступки королю Яну II Казимиру, если он простит казаков и примет их к себе в службу. В случае неудачи на переговорах с поляками, был и другой план: переселение желающих восставших на Дон. Таким образом Россия могла усилить свои границы и избежать войны с Речью Посполитой.

Но логика истории пошла по-другому.

Хмельницкий теперь видел своё будущее как самостоятельный глава Малороссии, герцогом Чигиринским, под номинальным верховенством православного царя. А царь Алексей продолжал сомневаться. Именно поэтому и был собран Земской собор, который должен был подкрепить решение самодержца. Типичная ситуация в управлении.

А дворянские делегаты, воинское сословие, войну поддержали, в конце концов, феодалы созданы для войны. Одновременно московский монарх отчетливо понимал, что является главой всех православных, и война с Речью Посплитой – это война за веру и христианские души.

8 января 1654 года Переяславская рада присягнула московскому государю всей Украиной,

«что от века жадали есмо»,

после чего произошло приведение к присяге царю «всех полков» (земель) и городов Малороссии.


«Навеки с Москвой, навеки с русским народом». Художник М. И. Хмелько. 1951 год.

Руськи и русские


Дискуссия об этническом различие или подобии «русских» и «руських» продолжается в науке. В этот период Украина и Малороссия были географическим, а не этническим понятием. В сознании общества того периода руський на Украине был именно православным. Поэтому карающий меч казаков уничтожал прежде всего русскую ополячившуюся шляхту.


Московиты XVII в. Гравюра. ГИМ. Фото автора.

Этнические различия, конечно же, присутствовали. Предопределены они были не только географическим местопроживанием, но и связанным с ним хозяйственным укладом. Отличия были не радикальные, но всё-таки они были: например, в одежде, жилище и быту.

Казаки, например, по степной моде брили бороды и головы, а в России все поголовно носили бороды. С другой стороны, татары, например, никакой разницы в русских юга и севера не видели. В целом процесс этносамоидентификации был в зачаточном состоянии, потому что общество было аграрным и феодальным.


Казачья свадьба. Худ. Ю. Брандт. XIX в.

А как же без альтернативы?


Ключевыми же были социальные различия. Феодализм для России в это время был естественным, вызванным развитием своего общества. Для южных и западных земель бывшей Древней Руси, стоящей на стадии разложения территориальной общины,
феодализм стал внешней, колонизационной формой эксплуатации со стороны более развитого общества.

Все разговоры о «демократии» казаков и её противопоставление «деспотизму», например русского царя, происходят именно из этого факта.


Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Худ. И. Репин. Фрагмент. Фото автора.

Никаких перспектив отмирающая форма управления доклассового периода в будущем не имела. Путь Украины этого периода можно сравнить с путём Новгорода и Пскова в XV веке. И там и здесь это были пережитки общества территориальной общины, системы управления «примитивной демократии» с элементами олигархии в Войске Запорожском и «олигархической республики» в Новгороде. Как системы управления они были не в состоянии справиться с внешними вызовами, а именно это и было определяющим в этот период.

Показательно, что и запорожцы, и бояре Новгорода пытались найти более приемлемого суверена для себя.

Без вмешательства России казацкое движение было бы полностью подавлено или совсем уничтожено Речью Посполитой. Шляхта (феодалы) в казаках видела исключительно обнаглевших «хлопов» (мужиков). Или руськие этих земель попали бы под власть Турции с последующей исламизацией. Как это происходило, когда ищущие личных выгод гетманы, во второй половине XVII века временно попали под тяжелую руку Блистательной Порты. Да и их единоверцы в XVI веке: албанцы и часть сербов.

Если завтра поход


Война России с Речью Посполитой началась успешно, был освобождён Смоленск, вся Белоруссия и Украина, занят даже Вильно (Вильнюс), то есть практически все земли, входившие в Древнюю Русь. На первоначальном этапе русское феодальное войско проявило себя очень хорошо, оправдывая огромные затраты на содержание дворянского ополчения, в отличие от польских «рыцарей» из посполитого рушения.


Шлем гусарский «капелин». Западная Европа. Конец XVI – начало XVII вв. Сталь; ковка. ГИМ. Москва. Фото автора.

Но, увидев ослабление Польши, на неё в 1655 году напала первоклассная военная держава севера – Швеция. Для Польши начался «Шведский потоп». Шведы в союзе с Бранденбургом, недавним вассалом Польши, Трансильванией и Богданом Хмельницким захватывали её земли.

В таких условиях литовский гетман Я. Радзивилл, земли которого уже заняла Россия, объявил своим сувереном шведского короля. В 1656 году Русская армия начала войну в шведской Прибалтике, а сам царь осадил Ригу. В Москве казалось, что вопрос в Малороссии уже закрыт, и можно переключиться на другой фронт.

Но не тут-то было. Потому что со смертью Хмельницкого в 1657 году начались колебания в рядах временно единого казачества. Ключевой причиной этих колебаний была разнонаправленность интересов верхов и низов среди казаков, о чём мы писали, привычка к вольнице и анархии казачества, что было невозможно под московским скипетром.

Попытки создать Великое княжество Русское в составе Речи Посполитой, естественно, были отвергнуты польским сеймом. О каком таком Великом княжестве могла идти речь, когда шляхта видела в Украине холопскую или мужицкую «колонию», а не равноправную часть «республики».

Началась трагическая страница истории, которая получила название «Руина». Гетманы пытались или договориться с Польшей, или становились поддаными Стамбула, как Юрий Хмельницкий и Петр Дорошенко. Они приводили на юг Украины турок и татар. Те превращали церкви и костелы в мечети и осуществляли насильственную исламизацию, а продажа людей в рабство происходила прямо на глазах гетмана, в Чигирине.


Русские рейтары середины XVII века. Худ. В. Типикин.

Россия в 1658 году оперативно подписала вначале перемирие, а затем и Кардисский мирный договор со Швецией в 1661 году, отказавшись от всех завоеваний в Прибалтике. Но теперь Россия, ослабленная войной со Швецией, вела войну с Польшей достаточно вяло, впрочем, как и последняя.

В конце концов, в 1667 году было подписано перемирие: к Москве вернулся Смоленск, Стародуб и Чернигов, захваченные в ходе интервенции, отошла левобережная Украина и Киев, последний сроком всего на два года.

В преддверии военной угрозы со стороны Стамбула, Польша и Россия вынуждены были договариваться, что в эпоху всеобщих суеверий и недоверия возбуждало казаков, боящихся, что Россия их снова передаст Польше.

Следует сказать, что после мира 1661 года в Швеции военная партия Магнуса Делагарди жаждала реванша, так восстание Степана Разина рассматривалось как ситуация, похожая на Смуту, когда можно было существенно поживиться за счет России и решить все спорные вопросы в свою пользу.

С 1677 по 1681 год началась Русско-турецкая война, борьба шла и вокруг Киева, шла она с переменным успехом, хотя турки и смогли захватить Чигирин. В ходе этой войны была построена третья, Изюмская оборонительная линия от крымских набегов. А Бахчисарайское перемирие 1681 года подтвердило право России на Киев.

Накануне большой войны европейских стран с Турцией польский король Ян III Собеский подписал «Вечный мир» с Россией в 1686 году, который закрепил Киев за Россией за 1 500 000 польских фунтов и гарантировал права православных в Польше. В рамках европейской коалиции «Священной Лиги» Россия приняла участие в войне против Турции, совершив два бесплодных похода в Крым, в 1687 и 1689 гг. под руководством кн. В. В. Голицына.

Таким образом, феодальная воинская система, смогла на постоянной основе защищать границы страны. Молодое дворянское, феодальное государство, напрягая все силы, смогло с успехом выйти из всех войн XVII века.

Когда в России окончательно сформировался класс воинов-феодалов, в 30–40-х гг. XVII века, в Европе завершалась «великая огнестрельная революция», а возникающие ранние буржуазные системы европейских стран начали формировать вызовы остальным странам, угрожая их существованию. Вопрос о сокращение отставания в сфере технологий встал перед Россией в полный рост.

Продолжение следует…
Автор:
Ващенко Эдуард
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх