На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

Верфи готовятся к войне

Верфи готовятся к войне

Максим Волков — аналитик, публицист

Влияние ВПК на судостроительный рынок растёт с 2013 года. В 2015 г. доходы судостроителей от оборонных заказов впервые превысили 90%.

Не так давно на примере рынка грузовиков в России я показывал, как российская экономика переходит на военные рельсы. Если коротко, государственную поддержку получают крупные производители, которые на фоне общего снижения производства могут развиваться благодаря крупным военным заказам. Схожая картина наблюдается и на судостроительном рынке (см. Рис 1).

 Рис.1. Данные из рейтинга агентства «Infoline-Аналитика» Infoline Shipbuilding Russia Top,инфографика газеты «Коммерсантъ».

По итогам девяти месяцев 2015 года суммарное количество гражданских судов и военных кораблей, построенных в России, сократилось на 20% — до 98 единиц. Из них 42% выпущено «Объединенной судостроительной корпорацией» — за аналогичный период 2014 года было 23%.

Другими словами, рынок сокращается, но отдельным компаниям удается значительно увеличивать свою долю. За счет чего? Благодаря крупным оборонным заказам.

За минувшие девять месяцев процент военный кораблей от общего производства составил 49%, год назад этот показатель за аналогичный период равнялся 37%.

Тенденция зародилась не сегодня — резкий рост доли военных кораблей в суммарном количестве заказов наблюдается с 2013 года (см. Рис.2).

 

Рис.2. Доля военных кораблей в общем количестве построенных судов, рассчитано на основании данных агентства «Infoline-Аналитика».

При сравнении суммарной стоимости военных и гражданских судов данная тенденция ещё более заметна (см. Рис. 3).

 

Рис.3. Стоимость военных кораблей от суммарной стоимости всех построенных судов, рассчитано на основании данных агентства «Infoline-Аналитика».

В 2015 году более 90% доходов отечественным судостроителям обеспечил военный заказ.

Свыше 40% заказов выполнены ОАО «Объединенной судостроительной корпорацией» — государственной компанией, созданной в 2007 г. согласно указу президента России. Изначально целью создания ОСК декларировалась стимуляция развития гражданского судостроения. Но как-то не задалось. Что довольно логично: гражданские верфи в РФ безнадежно устарели и находятся в крайне плачевном состоянии — модернизировать их ради выпуска нескольких танкеров стоимостью по 700 млн руб. нерентабельно и неинтересно. Оборонзаказы тоже немногочисленны, но каждый из них исчисляется миллиардами рублей — гораздо привлекательнее и для бизнеса, и для чиновников.

Вообще, при существующей модели экономики, когда 98% чистой прибыли обеспечивают нефтяные компании, милитаризация остальных секторов вполне предсказуемый шаг, даже если абстрагироваться от внешнеполитической обстановки. В России большинство населения не задействовано в реальном секторе: ничего не производит, а только потребляет и обслуживает таких же потребителей. Реформы 90-х по оптимизации численности должного эффекта не возымели — народ в массе своей оказался крайне живучим. Развитие ВПК позволит увеличить занятость, может дать экономике дополнительный стимул, подстегнуть развитие наукоёмких отраслей.

В краткосрочной перспективе подобные меры окажут зримое благотворное воздействие. К сожалению, среднесрочные перспективы не столь радужны. У американцев военные программы начали давать сбои спустя пару десятилетий. У нас в силу более примитивной экономической структуры усталость наступит гораздо раньше.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх