Как давно подмечено, тот, кто не знает истории, всегда совершает ошибки, ведущие к разрушению ценностей, которые наиболее дороги человечеству. Даже Аристотель считал, что государственные деятели, которые ставят себе цель поработить многие государства и народы, неким особым мистическим образом оборачивают в прах те объекты нашего материального мира, которые больше всего ценятся человечеством. И этому есть множество примеров. Один из показательных можно найти в совсем недавнем прошлом, а именно в 20 веке - это трагическая судьба крейсера «Шарнхорст», инженерного шедевра, гордости Адольфа Гитлера. Фюрер предоставил ему роль козыря в своих политических баталиях. Ведь это была сильнейшая плавучая крепость.
Мощнейшая боевая машина, вызывающая удивление и страх у других государств, «наведённое врагами проклятие». Дэйв Цвингер, американский историк - один из немногих, кто может раскрыть правду о событиях, происходивших на «Шарнхорсте», так считают европейские коллеги-журналисты. Откуда такая уверенность? Дело в том, что он приходится правнуком Вили Цвингеру, одному из офицеров-антифашистов, служивших на корабле. Он случайно остался жив после страшнейшего взрыва, смог не попасть в руки гестапо, которое с пристрастием вело расследование по факту гибели колосса. А расследование велось очень тщательно. Следователи, имея на руках доносы, ранее приходившие с корабля, пришли к выводу о тщательно спланированной акции по уничтожению корабля.
Сам Вили Цвингер, ставший гражданином США в 1947 году, не рассказывал, что же тогда произошло, опасаясь мести фашистских фанатиков. Но его внук все же решил рассказать истину, ведь рано или поздно правда все равно вышла бы наружу.
Гитлер, одержимый идеей стать единовластным правителем воды и суши, на пике политической карьеры приказал судостроителям спроектировать и построить такой крейсер, боевые характеристики которого в разы превосходили бы все имеющиеся на данный момент корабли. Важнейшей задачей фюрера было моральное подавление противников. Триумф произвести не удалось. Случилось просто ужасное - в октябре 1936 года при спуске на воду, под ликующие крики толпы, символического битья бутылки шампанского самим фюрером, крейсер «Шарнхорст» рухнул на стоявшие рядом сдвоенные баржи, просто раздавив их. Сам же крейсер получил очень серьезные повреждения. Все семидюймовые тросы лопнули. «Подлая сталь Круппа», - в ярости сказал Гитлер, - «как можно скорей отремонтировать корабль». «Это недоработка господ инженеров, которых следует наказать», - решил фюрер, когда в сухом доке, из-за неправильных действий рабочих, крейсер перевернулся, угробив 60 человек. И хотя ему докладывали о возможности диверсии, Гитлер в это не поверил. Инженерам было строго на строго запрещено покидать судостроительный завод. Причем этот запрет действовал вплоть до завершения постройки и испытания корабля на воде. Дэйв Цвингер поясняет, что это практически тюремное заключение инженеров, техников и рабочих выполнялось до мая 45-го года. Жили они в бараках. Персонал, отвечающий за выполнение военных заказов, находился под стражей почти 10 лет.
Нулевые победы крейсера
Как бы тщательно не следили за персоналом, Дэйв Цвингер рассказывает, что исходя из воспоминаний прадеда, на верфи, предназначенной для строительства крейсера, большое влияние имели коммунисты. Их было примерно 6 человек. Даже осведомители гестапо, под их давлением, отправляли в доносах дезинформацию. Вили Цвингер гордо рассказывал правнуку: «Мы решились на преступления, чтобы раздавить коричневых, не причиняя ущерба тем, кто воюет против Германии. Мы хотели получить для немцев другую, демократическую страну, поэтому, не раздумывая, жертвовали собой». И их решимость была вознаграждена. Только их усилиями крейсер стал просто посмешищем рейха. Как грустно шутили в Морском министерстве рейха, одерживающим одну нулевую победу за другой, гарантирующим противоестественную убыль личного состава. Хотя события, происходившие на нем, к юмору совсем не располагают. Так, в 1939 году взорвалось первое носовое орудие, из-за чего корабль отбуксировали в ремонтный завод. Перед буксировкой был произведен один единственный выстрел, прощальный. Из второго носового орудия. После этого орудия «Шарнхорста» замолчали.
Следующая трагедия произошла вскоре. 12 человек погибли, отравившись ядовитыми пороховыми газами, идущими из носовых орудий из-за неисправности новейшей и надежнейшей вентиляционной системы. Хотя фюреру не докладывали об этом происшествии, чтобы его не «огорчать». Вентиляционную установку заменили. Но матросы, набранные из числа техников, спали и видели, как бы обратить «Шарнхорст» в груду металла.
Сговор антифашистов
Некоторые историки отвергают предположение Дэйва Цвингера о сговоре моряков – норвежцев и немцев. Ведь крейсеру была отведена главная роль в обстреле Осло. Их задачей было сделать так, чтобы после попадания норвежской торпеды «Шарнхорст» отправился в док на ремонт, самостоятельно, без помощи буксиров. Все прошло гладко, как и предполагали антифашисты. Однако ремонт двигателей продолжался бы всего 2-3 месяца. Этого было категорически мало для заговорщиков. Поэтому, для полного разгрома крейсера, было решено подставить его под огонь английских бомбардировщиков. И логичнее всего это было сделать в устье реки Эльбы. Сделав «неудачный» маневр по обходу пассажирского лайнера «Бремен», расписание которого было известно поминутно, заговорщики заставила рулевых «Шарнхорста» пойти на столкновение.
После бомбардировки ни у кого уже не было желания ремонтировать крейсер. Слишком дорого обошлось восстановление. Но…Сам фюрер все же верил в восстановление «Шарнхорста» И приказал отвести его в верфь на ремонт. Всем историкам известна его фраза: «Если возродится в могуществе «Шарнхорст», в могуществе возродится Германия. «Шарнхорст» — не просто крейсер. Это символ нашего реванша, нашей скорой победы».
Несостоявшийся реванш
В оставшихся архивных документах по возрождению колосса указаны огромные деньги. Их с лихвой бы хватило на два новых, аналогичных корабля. Глава рейха об этом прекрасно знал. И посчитал, что он лично должен сопровождать его детище после восстановления в боевой поход. Как оказалось впоследствии, ставшим последним и совсем не героическим для самого корабля и практически всей команды. И снова Дэйв Цвингер считает, что и здесь следует искать следы заговора немецких антифашистов с норвежскими моряками. И именно немцы указали им, куда направился «Шарнхорст». Так ли это или нет, вряд ли уже историки смогут сказать наверняка. Поравнявшись с Северным мысом, у берега Норвегии, крейсер, по каким-то причинам отказался вступать в бой. И бой с эскадрой кораблей сопровождения лизингового конвоя Северной Атлантики стал для него разрушительным. Его протаранили насквозь торпедами, взрывом отправили на дно морское. Позорная гибель гордости рейха, гибель 1 467 членов экипажа вывели Гитлера из себя. С бешенством он выпалил: «Не надо никаких траурных мероприятий! Это удел предателей, недостойных быть арийцами!».
Последняя загадка крейсера
Все же 36 членов команды остались в живых. На спасательном плоту они приплыли к берегу. Еще один американский историк Виктор Мазар выдвинул совсем неубедительную версию, что их гибель произошла из-за взрыва бензинового примуса при приготовлении пищи. Дэйв Цвингер же предположил, что моряки из-за «боязни расправы норвежскими рыбаками» сами подорвались на тротиловых шашках. Но это идея не выдерживает критики. Для чего, тратя последние силы, плыть к чужому берегу и совершать массовое самоубийство, когда можно было остаться со всей командой и героически разделить их гибель. И после изучения архивов впоследствии стало ясно, что команда, не вызывавшая доверия, была заменена. Но и среди ее состава, видимо, нашлись противники фашистского строя. И среди руководящих офицеров, скорее всего, тоже нашлись. Просто это самое логичное объяснение, почему могущественнейший крейсер с огромным арсеналом оружия пустился наутек, а не принял бой со значительно более слабым противником. Гибель этого морского колосса принесла важнейший вклад в гибель всего фашистского рейха.
Свежие комментарии