На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Anodtat
    Опять райкомовская проститутка жизни учит.Элита готовит нев...
  • Alex Nемо
    Диаспоры узаконили когда произвели регистрацию национально-религиозных сообществ, придав им тем самым официальный ста...Механизм противод...
  • Виктор Онегин
    Мало похоже на быль,скорее мечта старого патриота."Мама, мы вернули...

Война Алой и Белой розы. Король Генрих VI

Война Алой и Белой розы. Король Генрих VI


Блаженны миротворцы,
ибо они будут наречены сынами Божиими.

Евангелие от Матфея, 5:9

История в лицах. В предыдущих материалах мы рассказывали о женщинах, которые немало потрудились для того, чтобы война роз началась, а затем и продолжалась. И если в предыдущей главе речь шла о Маргарите Анжуйской, жене короля Генриха VI, то теперь «настало время мужчин», и мы расскажем о короле Генрихе VI и его несчастной судьбе.

Итак, Генрих VI (1421–1471).

Родился в Виндзорском замке на шелковых простынях, как и положено королевскому дитяти, а умер в… Тауэре, королевской тюрьме без покаяния и в лучшем случае на простыне из грубого холста.

Был третьим и последним английским королем из династии Ланкастеров. И единственным, кто был коронован как король Англии и Франции и действительно властвовал на значительной её территории, а не просто носил этот титул. Женился на Маргарите Анжуйской, в чем многие усматривают настоящий «перст Божий». Потому что попал под её полное влияние, и как раз оно-то и привело к войне роз.

Большинство историков считают его слабым правителем и недалеким человеком. Попросту говоря, слабоумным, что неудивительно, если мы вспомним о множестве кровнородственных браков в королевских семьях тогдашней Европы. Однако, находясь на троне, он активно покровительствовал Церкви и развитию в Англии литературы и искусства, был щедрым меценатом и благотворителем, что хорошо уже само по себе!


Венчание Генриха VI французской короной (1422). Миниатюра из «Староанглийских хроник» Жана де Ваврена. Национальная библиотека Франции, Париж

Поскольку Генрих стал королем в юности, ему в помощь был созван парламент и создан регентский совет, действующий до совершеннолетия короля.

Главным регентом парламент назначил Джона, герцога Бедфорда, который занялся делами королевства во Франции. Заместителем его в Англии стал его младший брат – Хамфри, герцог Глостер, «Поддержка и Опора королевства». Большую роль в этом совете играл и епископ Генри Бофорт (кардинал с 1426 года), дядя Генриха V. А с 1428 года наставником молодого короля сделался граф Уорик – активный оппозиционер власти Ричарда II.


Тот же сюжет, но уже во весь книжный лист. Причем последний украшен гербом с лилиями и двумя… мортирами того времени!

Были у Генриха и два единоутробных брата: Эдмунд и Джаспер, являвшиеся детьми его матери от Оуэна Тюдора, с которым она сочеталась вторым браком. И вот как раз Эдмунд Тюдор и стал отцом Генриха Тюдора, которому было суждено сделаться королем Генрихом VII и стать родоначальником новой династии.

Интересно, что короновали Генриха VI дважды. Первый раз в Вестминстерском аббатстве короной Англии в 1429 году, а второй – в соборе Парижской Богоматери короной Франции в 1431!


Генрих VI в молодости. Неизвестный художник. Ок. 1540 г. Национальная портретная галерея, Лондон

В 1437 году Генрих стал совершеннолетним и начал править сам. Главная проблема царствования заключалась в решении вопроса войны и мира с Францией, причем сам король выступал за мир. Но была при его дворе и «партия продолжения» войны, и она была весьма могущественной. И вот, чтобы ей противостоять, кардинал Бофорт и граф Саффолк сумели убедить короля, что именно его брак с Маргаритой Анжуйской принесет мир и благоденствие обеим странам.

К тому же Генриху все уши прожужжали о том, как она восхитительно красива. И решили, что её отец не будет давать за ней приданное в виде земель, но сам получит от Англии Анжу и Мэн. Надо ли говорить, что такой договор в Англии вызвал волну возмущения – «земли за бабу, пусть и красивую!», но обвинили во всем, естественно, не короля, а его «дурных советников» и прежде всего графа Саффолка, которого пришлось защищать и Генриху, и Маргарите.


Четверть золотого нобля. Метрополитен музей, Нью-Йорк

В 1447 году граф Саффолк решил расквитаться со своими обвинителями из «партии войны», и вместе с кардиналом Бофортом и со своим племянником Эдмундом Бофортом, графом Соммерсета, они сумели добиться от короля с королевой предания герцога Глостерского суду за измену, выразившуюся в его бездарном руководстве кампанией во Франции.

Но осудить его не успели, так как он внезапно умер. Отчего сразу же пошли слухи о том, что его убили по приказу мстительной королевы Маргариты. Зато графы Саффолк и Сомерсет сразу же стали герцогами, причем Сомерсета отправили воевать во Францию.

Все эти деяния молодой королевской четы популярности в народе ей не прибавили. А герцог Сомерсет оказался ловким царедворцем, но никудышным полководцем, и в 1450 году потерял во Франции Нормандию. Денег в казне не было и солдаты, возвращавшиеся с войны, не получали жалования, что приводило к беспорядкам. На побережье Англии нападали французские пираты…


Генрих VI вручает меч графу Шрусбери (Джону Талботу), назначив его констеблем Франции. Британская библиотека, Лондон

Как только до Англии дошли известия о поражении английской армии в битве при Форминьи, в Кенте началось восстание Джека Кэда, самозванца, который выдавал себя за Джона Мортимера, бастарда графа Эдмунда Марча. Восставшим удалось разгромить королевские войска и даже овладеть Лондоном.

И хотя Кэд был смертельно ранен стрелой и умер по пути на казнь, а сами восставшие разбиты, отдельные крестьянские отряды продолжали сопротивляться властям до 1454 года, настолько сильным было недовольство в стране создавшимся положением. Да и немудрено, ведь в 1453 году англичане были вновь побиты в битве при Кастийоне, что не только привело к окончанию Столетней войны, чему, в общем-то, все были рады, но и к потере английской короной всех земель на территории Франции, кроме одного-единственного порта Кале.


Битва при Форминьи. Миниатюра рукописи «Вигилий на смерть короля Карла VII». XV век. Национальная библиотека Франции, Париж

Тут в 1452 году из Ирландии возвратился герцог Йоркский (посланный туда до совершеннолетия короля и имевший определенные права на престол) и потребовал положения при дворе. Но главное – он заявил, что хочет избавить короля от «дурных советников».

Вскоре он собрал армию и… двинулся на Лондон, а его противники тоже собрали армию и двинулись ему навстречу.

Правда, до битвы не дошло. Герцог предъявил короне свои требования, и король был настроен их удовлетворить, но тут в его дела вмешалась супруга, и в итоге всё было сделано по её хотению. Впрочем, она вскоре подарила королю наследника – Эдуарда Вестминстерского, которого родила в 1453 году, и этим несказанно обрадовала короля!

Впрочем, радовался он недолго. Узнав о потере Бордо, Генрих испытал сильное психическое потрясение и на целый год практически выпал из жизни. Современные исследователи считают, что он мог страдать шизофренией, да и немудрено, ведь дедом по матери он имел Карда VI Безумного.

В итоге герцога Йоркского провозгласили правителем королевства, а Эдмунда Бофорта посадили в Тауэр по обвинению в измене, и ему лишь с большим трудом удалось спасти свою голову от плахи.


Полнобля Генриха VI. Музей Боде, Берлин

Но тут в конце 1454 года к Генриху VI неожиданно вернулось сознание, и все надежды Йорков на власть развеялись как дым. Оставалось взять её силой, и герцог вновь начал собирать войска.

Так началась Война Алой и Белой розы, однако официальным её началом считается следующий 1455 год, в котором случилась битва при Сент-Олбансе.

Затем в 1460 году после победы над королевскими войсками при Нортхемптоне герцог Йоркский даже вошел в Лондон и объявил себя наследником престола Англии, причем в обход законного наследника Эдаурда Вестминстерского.

Но тут в судьбу Англии опять вмешалась женщина, и опять это была Маргарита Анжуйская. Она собрала войска, верные дому Ланкастеров, и в сражении при Уэкфилде разбила армию герцога Йорка, причем сам он в этой битве был убит!


Серебряный фартинг Генриха VI. Британский музей, Лондон

Однако у него было целых три сына, и все они через отца имели также права на престол!

В 1461 году состоялась битва при Таунтоне, в которой все три брата сражались плечом к плечу и одержали решительную победу над йоркистами. После этого старший сын Ричарда Йоркского стал королем под именем Эдуарда IV.

Королева Маргарита вместе сыном Эдуардом бежала, сначала в Шотландию, потом в Уэльс, затем во Францию, где стала собирать новую армию. Король прятался у друзей в Ланкашире и Уэстморленде, но в конце концов был выдан своим врагам каким-то монахом. В июле 1465 года Генрих был схвачен, привезен в Лондон и традиционно заключен в Тауэр.

Большую помощь Эдуарду в том, чтобы он мог сделаться королем, оказал Ричард Невилл, 16-й граф Уорик, прозванный за свою активность на этом поприще «делателем королей». Вот только он хотел от созданного им короля благодарности, причем понимал её по-своему, а вот молодой король… по-иному, и на этой почве они очень даже сильно поссорились. Причем настолько, что в 1470 году Невилл перешел на сторону Генриха VI, вернее – его жены, королевы Маргариты.

И счастье улыбнулось всем троим: в октябре того же 1470 года Генрих VI стараниями Уорика был освобожден из узилища и вновь получил корону, его жена вернулась из Франции и стала королевой. Ну а он, граф Уорик, удовлетворился своей местью неблагодарному Эдуарду и стал ждать наград от новых властителей, тем более что всеми делами в королевстве теперь заправлял он сам, а Генрих просто сидел на троне.

И Уорик своего дождался…

Весной 1471 года король Эдуард IV, остававшийся королем Англии для очень многих, сумел собрать войско, возвратился в Англию и в сражении при Барнете наголову разбил ланкастерцев. Причем сам граф Уорик в этой же битве и погиб.

Вторую армию, которую вела на помощь Уорику королева Маргарита Анжуйская вместе со своим сыном Эдуардом Вестминстерским, Эдуард разбил в сражении у Тьюкосбери. Единственный сын и наследник Генриха VI Эдуард Вестминстерский, по одной версии, пал в битве, по другой – его взяли в плен и убили уже потом.

И вновь местом пребывания Генриха стал Лондонский Тауэр, где он и умер ночью 21 мая 1471 года. Официальная хроника, благоприятная, естественно, для Эдуарда IV, сообщает, что Генрих «умер от меланхолии», в которую он впал, узнав о битве при Тьюксбери, поражении его возлюбленной супруги и смерти сына.

Менее благоприятная версия, однако, гласит, что король Эдуард IV, коронованный вторично, уже наутро после смерти Генриха лично отдал приказ его убить.


Золотой «ангел», отчеканенный в 1470 году в честь возвращения Генриха VI на трон. Коллекция Эндрю Вейна

Согласно «Истории Ричарда III», написанной Томасом Мором, Генриха убил младший брат Эдуарда IV Ричард (будущий король Ричард III). Правда, есть источник, в котором говорится, что Ричарда в день смерти Генриха в Лондоне не было, однако это же ведь ничего не доказывает.

Третий брат короля вполне мог отдать любой приказ, который был бы исполнен на любом расстоянии!

Тело Генриха VI сначала похоронили в аббатстве Чертси, однако потом в 1484 году по приказу все того же Ричарда, ставшего уже к этому времени королем Ричардом III, перенесли в часовню Святого Георгия Виндзорского замка.

Что это было: дань уважения свергнутому королю или же утешение мукам совести, мы не узнаем уже никогда!

Продолжение следует…
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх