Чем в реальности располагает армия Ирана, чтобы в полной мере отомстить США?
Как известно, ранним утром 3 января 2020 года конвой иранского генерала Касема Сулеймани, национального героя Ирана, был атакован американской ракетой в районе международного аэропорта Багдада.
Генерал был убит по прямому приказу американского президента, о чем сообщило Министерство обороны США.Сулеймани, названный самими заокеанскими СМИ как «иранский Эрвин Роммель», для Америки давно был костью в горле. Напомним: в 2006 году генерал находился в Ливане на командном центре «Хезболлы» и лично руководил весьма успешными операциями арабских боевиков против израильской армии. Что, даже по штатовским оценкам, стало причиной первого и единственного военного поражения в истории Израиля. Именно Сулеймани обеспечил жизнеспособность правительства Асада в Сирии, что еще до вмешательства России нарушило планы мирового «гегемона» по смене власти в Дамаске. По словам бывшего сотрудника ЦРУ Джона Магуайра, генерал сыграл ключевую роль в ряде сирийских и побед над США и ИГИЛ * в САР.
Но самыми опасными для США стали программы перевооружения Ирана, которыми тоже руководил Сулеймани. Америка, которая «проспала» рождение ракетно-ядерной Северной Кореи, ополчилась на Тегеран, справедливо опасаясь получить на Ближнем Востоке и в Центральной Азии нового противника с оружием массового поражения и средствами его доставки через океан.
Какая картина складывается теперь? С одной стороны — убийство Сулеймани многие лидеры на Западе расценивают как свою историческую победу. С другой — Тегеран поклялся наказать врага «сокрушительно». Попробуем оценить нынешние боевые возможности Персии в войне с Америкой, которая три десятилетия назад уже проводила в этих краях очень успешную боевую операцию «Молящийся богомол». Тогда, напомню, ВМС и ВВС США практически безнаказанно «нахулиганили» в иранских территориальных водах, 18 апреля 1988 года разбив в пух и прах персов.
Сегодня, однако, ситуация видится иначе. Обращает на себя внимание, что ВВС Ирана держат на боевом дежурстве все свои истребители F-14 Tomcat с изменяемой геометрией крыла (кстати, неплохо модернизированные до уровня поколения 4+), вооруженные ракетами дальнего радиуса действия класса «воздух — воздух» Fakour 90 собственного производства. Правда, речь идет всего о двух эскадрильях из 17 устаревших самолетов, остальные F-14 там небоеспособны.
Поэтому в данном случае можно говорить лишь о символической угрозе американцам со стороны Ирана. Потому что по сравнению с 22 американскими эскадрильями в районе Персидского залива с F-22 и F-35 этого, конечно, ничтожно мало. Тем не менее, судя по всему, иранцы готовы принять воздушный бой на том, что имеют. И станут покорно наблюдать с земли, как янки бомбят их аэродромы.
Впрочем, у Ирана есть другие, более сильные козыри. Прежде всего — Тегеран может начать блокаду Ормузского пролива, через который экспортируется до трети всей мировой нефти. Уже подсчитано, что в таком случае цена на баррель взлетит до $ 80−100, если в этом узком океанском «горлышке» вдруг разом запылают супертанкеры.
Напомним: уже убитый Касем Сулеймани не так давно угрожал уничтожить все корабли США и их союзников не только в Персидском заливе, но и в Красном море. Сделать это могут противокорабельные крылатые ракеты (ПКР) Nasr и Qader, являющими лицензионной сборкой современных китайских C-704 и C-802. Кстати, иранские СМИ сообщили, что инженеры из Поднебесной максимально их адаптировали для защиты от натовских корабельных систем ПВО, включая средства РЭБ. Точное число высокоточных иранских ПКР с китайской родословной неизвестно. Но в США не сомневаются, что их много — больше двух-трех сотен.
Кроме того, ЦРУ считает, что ВВС Ирана располагают и некоторым количеством российских сверхзвуковых авиационных ракет Х-31АД. Они «приготовлены» Тегераном для американских авианосцев, противоракетные системы которых не способны перехватить такое оружие на подлете. Носителями Х-31АД, по идее, могут стать 12 Су-22, перелетевших в 1991 году в Иран из Ирака. Правда, Москва вряд ли заинтересована в их применении, опасаясь новых санкций.
В аналитической прессе США указано, что места базирования стареньких «сушек» и Tomcat ВВС Ирана штатовской разведке неизвестно. Эти ударные самолеты скрыты от спутникового наблюдения и постоянно меняют аэродромы.
Известно также, что Иран гарантированно располагает ударными БПЛА, созданные на базе захваченного в 2011 году этой страной американского беспилотника RQ-170 «Часовой». В частности, эксперты Пентагона уверены, что этот трофей попал и в руки китайцев в обмен на технологии, которые извлекут из него специалисты КНР. Более того, имеется информация, что в Персии началось производство своих «Часовых» в версии «невидимка» (технология стелс), способных нести крылатые ракеты Nasr.
В то же время вряд ли стоит рассчитывать, что иранские самолеты и БПЛА смогут переломить ситуацию в небе и серьезно наказать США на море. В любом случае правильнее переоценить противника, чем тешить себя якобы своим превосходством. Именно поэтому иранцы давно предпочли сосредоточиться на ускоренном строительстве своих ВМС. Прежде всего — на малых ударных боевых кораблях.
Так, 28 ноября 2019 года иранские кораблестроители представили модель нового эсминца-«невидимки» проекта «Ормуз». Корабль водоизмещением 3000 тонн, что вдвое меньше, чем у «американца» типа «Арли Бурк», как обещают тегеранские СМИ, будет буквально напичкан оружием. На нем установят 96 пусковых ячеек для зенитных и противокорабельных крылатых ракет.
Понятно, что речь может идти только о небольших ракетах малого действия. В частности размеры ячеек указывают, что в них могут разместится китайские ракеты класса «поверхность-воздух» вроде DK-10A. Которые, кстати, в подпалубных помещениях располагаются обычно в четыре яруса. То есть — в одной шахте их не одна, а четыре.
Само собой, эсминец «Ормуз» будет нести и ПРК Qader — пусть и не так много, как зенитных. Плюс к этому впечатляет и скорость корабля — до 40 узлов. А также — очень малое радиолокационное сечение корабельных бортов и надстроек наверняка создаст для американцев большие проблемы для обнаружения.
Еще одним козырем иранцев, бесспорно, является тщательная и давняя подготовка экипажей и руководства ВМС к возможной войне с Америкой. Буквально несколько дней назад в северной части Индийского океана и Оманском заливе закончились совместные учения военно-морских сил РФ, КНР и Ирана «Пояс морской безопасности». В них участвовал и наш сторожевой корабль Балтийского флота «Ярослав Мудрый», китайский эсминец пр. 052D «Синин». От Персии — легкие фрегаты, а также большое количество ракетных катеров.
Персами в те дни совместно с российским «Ярославом Мудрым» и китайцами наглядно отрабатывались атаки «волчьей стаей» на крупные корабли противника. Ясное дело — иранские экипажи учились не быть легкими мишенями для более сильного врага. Пристально наблюдавшим за «Поясом морской безопасности» американцем это категорически не понравилось. Так, командующий ВМС Ирана Хосейн Ханзади уже после окончания трехсторонних учений заявил, что янки предпринимали усилия по срыву совместных маневров, пытаясь устроить провокацию с гражданским судом.
И все-таки, несмотря на возросший уровень боеготовности, иранцы к серьезной войне с американцами пока не готовы. Возможно, лет через пять они и смогли бы дать достойный ответ американцам и обычным оружием. Но сегодня — это равносильно самоубийству. Однако у Тегерана существует вариант действительно страшного для США «эффектного» ответа. Скорей всего, Персия в ближайшее время форсирует создание собственной ядерной бомбы, как это несколько дет назад сделала Северная Корея. В этом плане убийство генерала Касема Сулеймани является большой ошибкой Вашингтона. Если не сказать — преступной дуростью Америки. Потому что крест на безъядерном статусе Тегерана уже практически поставлен. И пути назад, видимо, у мира нет.
* «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.
Свежие комментарии