На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 410 подписчиков

Свежие комментарии

  • Татьянка Яцук
    И это при том, что Дума "рапортует" о якобы сотне новых законов о миграции- а польза от них где?!... А может вместо с...А им самим не стр...
  • Генрих
    Каждый из этих 150 тысяч потащил за собой родственников... Сколько их у него..три, пять, десять??? И речь уже идет не...А им самим не стр...
  • Акимова Татьяна
    Сволочные чиновники!Всех на фронт в 1ых рядах!Погиб как герой, ...

Страсти по Африканскому корпусу. Индийские врата

Страсти по Африканскому корпусу. Индийские врата


Незабытая доктрина Индиры или Моди вступает в игру


Продолжим поднятую в статье «Страсти по Африканскому корпусу. Сирия, Судан, Чад, Ливия» тему, связанную с укреплением позиций России на Черном континенте, прежде всего в Сахеле и Магрибе, где основой нашего присутствия, учитывая перманентную гражданскую там войну, становится Африканский корпус.

Для обеспечения его коммуникационной линии, помимо Восточного Средиземноморья, важна западная часть Индийского океана, где пересекаются интересы ведущих мировых держав, включая Индию.

На современном этапе Н. Моди реализует «доктрину Индиры» – так с легкой руки западных СМИ называлась стратегия И. Ганди, направленная на доминирование страны в омывающем субконтинент океане.


Договорились в том числе и о взаимодействии в Африке?

Но в годы Холодной войны господство в нем делили 5-й флот США и 8-я оперативная эскадра СССР. После трагической гибели последнего ситуация кардинально изменилась, открыв для Нью-Дели окно возможностей.

Реализация доктрины началась еще в 1988-м, когда по приказу Р. Ганди индийские войска осуществили операцию «Кактус» на Мальдивах, предотвратив попытку свержения законной и лояльной Нью-Дели власти, на практике продемонстрировав готовность отстаивать свои геополитические интересы в Индийском океане.


Индийские войска на Мальдивах. Операция «Кактус», 1988 год

В наступившем тысячелетии Индия все активнее работает локтями, втискиваясь в ряды мировых лидеров, отчасти в виде ответа на глобальную морскую стратегию КНР «Нить жемчуга», декларируемую Пекином как направленную на создание портовой гражданской инфраструктуры в Пакистане, Мьянме, Бангладеш, Джибути.

Однако дополнением к ней служит концепция «Двойное применение баз обеспечения», призванная служить военным плечом, подставляемым под экономический проект. «Нить жемчуга» проходит словно нож по маслу сквозь сферу критически важных для безопасности Индии интересов, связанных с экспортом углеводородов из Африки.

Ответным шагом Моди стала стратегия «Бриллиантовое ожерелье», предусматривающая создание системы военных баз и гражданской инфраструктуры в противовес китайскому «жемчугу».

При этом «ожерелье» с военной точки зрения выглядит эффективным исключительно в западной части Индийского океана, ибо в восточной преимущество ВМС НОАК над индийскими ВМФ носит подавляющий характер.

Единственный шанс Индии в случае вооруженного конфликта с КНР в восточной части Индийского океана, с точки зрения военного аналитика-индолога, специалиста по военно-морской стратегии Индии А. В. Куприянова, заключается в опоре на Андаманский оборонительный район. В этом случае ВМС НОАК придется сражаться с растянутой коммуникационной линией. Поэтому узел индо-китайских противоречий более крепок и запутан не в Бенгальском заливе, а в Аравийском море.


Индийские ВМС – все более возрастающий фактор влияния в Аравийском море

Вообще, если отойти чуть в сторону, то в контексте упомянутых военно-морских стратегий Пекина и Нью-Дели любопытно наблюдать превращение гигантских азиатских бегемотов в левиафанов, оказывающих существенное влияние на расклад сил в Индо-Тихоокеанском регионе, на фоне скромной роли флотов Великобритании, Японии и Франции. Расскажи кто об этом А. Мэхену на исходе позапрошлого века – не поверил бы.

В западной части Индийского океана военные возможности Китая выглядят, ввиду наличия единственной зарубежной базы ВМС НОАК в Джибути, гораздо скромнее, в отличие от индийских. Их ВМФ опирается на расположенные в западной части субконтинента базы. Кроме того, Нью-Дели все более сближается с Ираном. Обе страны рассматривают Аравийское море в качестве сферы своих стратегических интересов.

Соответственно, России, в контексте упомянутого в прошлом материале соглашения с Суданом, необходим конструктивный диалог с Индией о взаимодействии в Аравийском море и о разрешении, в том числе, и существующих противоречий.

В данной статье речь пойдет о взаимодействии.

Индийцы в Чабахаре или Иранские врата Санкт-Петербурга


Начнем с заключения Нью-Дели и Тегераном соглашения об аренде иранского порта Чабахар в стратегически важном Оманском заливе, что с военной точки зрения стало пусть и опосредованным, но ответом Индии на создание КНР базы в пакистанском Гвадаре.

Однако в сближении Индии и Ирана следует видеть не только реакцию на углубляющееся сотрудничество в военно-технической сфере Китая и Пакистана, но и, полагаю, шаг, при посредничестве Нью-Дели, к сближению Тегерана со странами Запада, который может в перспективе иметь далеко идущие последствия и не сказать, что для нас позитивные. Но тектонические процессы, происходящие внутри иранского общества, — тема для будущего разговора.


Чабахар – узел будущих противоречий или центр сотрудничества?

На сегодняшний день Иран – один из крупнейших поставщиков нефти в Индию, и Чабахар ей жизненно необходим.

Чем он актуален для нас? Тем, что становится важным пунктом в формируемом Индией транзитном коридоре «Север – Юг»; только для России вместо южного направления разворачивающегося в северном: через Иран, Азербайджан и далее, по Приволжской железнодорожной магистрали, в центральные и северо-западные регионы страны.

Причем до недавнего времени транспортировка грузов по указанному маршруту была сопряжена с рядом проблем, и только два года назад Москва и Тегеран заключили соглашение о строительстве железной дороги Решт – Астара.

Выгоду маршрута для Индии подчеркнул В.В. Путин:

В частности, доставка грузов из Санкт-Петербурга, скажем, в Мумбай займет около десяти суток.

Участие России в реализации индийского проекта по эксплуатации портовой инфраструктуры Чабахара способствует росту ее влияния в Аравийском море, позволяет, в перспективе, наладить более тесное взаимодействие с йеменскими хуситами – переговоры с ними состоялись в марте прошлого года – и сделать коммуникационную линию Чабахар – Аравийское море – Порт-Судан сравнительно безопасной, в чем, разумеется, заинтересован и Нью-Дели.

Маршрут через Иран также следует рассматривать по меньшей мере как запасной на случай осложнений в Сирии. И конструктивные отношения с Индией могут прийтись как раз к месту.

Несколько в сторону: когда статья была готова к публикации, я прочитал об обострении ситуации в Латакии и Тартусе — вот вам и упомянутые выше осложнения в Сирии, что только актуализирует стратегическое значение Чабахара для России, возможно, превращая его в один из пунктов, если вообще не единственный, через который в Порт-Судан будет осуществляться доставка необходимых для Африканского корпуса грузов.

Место встречи Армения или Взгляд в будущее


Одним из опосредованных факторов сближения Москвы и Нью-Дели может стать, как бы это ни показалось странным, Ереван, диверсифицирующий рынок вооружений и наращивающий сотрудничество в военно-технической сфере с Индией. В свою очередь, для последней сближение с Арменией актуально в контексте противостояния с Пакистаном и союзными ему Турцией и Азербайджаном, поддерживающими Исламабад в кашмирском вопросе.


Сотрудничество Турции, Пакистана и Азербайджана не может не беспокоить Индию, заставляя ее делать шаги, направленные на сближение с Арменией, что объективно выгодно России, в том числе и в плане реализации ее интересов в Африке

Соответственно, Кремль мог бы координировать усилия с Индией по сдерживанию растущих амбиций Анкары в Центральной Азии и Магрибе, с ее заинтересованностью в эксплуатации расположенных в Восточном Средиземноморье месторождений природного газа, о чем я писал в одной из своих статей: «Эрдоган прибавляет газу».

Кроме того, Анкара традиционно занимает пропакистанскую позицию, хотя в сфере ВТС у двух стран не всё гладко, если принять во внимание разрыв Исламабадом контракта на поставку турецких ударных вертолетов T-129 ATAK из-за нерешенных проблем с двигателем.

Но это хоть и досадные для Анкары, но частности. В целом же, надо полагать, Пакистан заинтересован в диверсификации рынка вооружений в целях снижения растущей зависимости от Китая, и Турция может стать для него выгодным партнером.

Сближение Анкары и Исламабада может привести в перспективе к формированию стратегического треугольника: Россия – Индия – Армения, в противовес: Турция – Азербайджан – Пакистан. Впрочем, во втором случае Баку – слабое звено, ибо не скрывает заинтересованности в поставках индийских товаров через упомянутый иранский порт. Так что не только у Москвы, но и у Нью-Дели есть рычаги воздействия на И. Алиева.


РСЗО Pinaka можно увидеть не только на параде в Индии, но и в местах дислокации ВС Армении

Касательно, возможно, скептического отношения к складыванию пусть и официально не оформленной, но коалиции России, Армении и Индии. Да, на современном этапе эта идея нереализуема, речь – о будущем.

Н. Пашинян рано или поздно сойдет с политической сцены, и Армения при новом, учитывающем внешнеполитические реалии руководстве, может стать связующим для России звеном с Ираном, который развивает сотрудничество с Индией и возобновляет с Саудовской Аравией.

По поводу последней: в прошлом материале говорилось о разыгрываемой фактическим главой КСА М. бин Салманом ближневосточной партии, где его ходы выглядят более грамотными, нежели Р. Эрдогана, и вполне возможно, амбициозный и улыбчивый принц убедил нового сирийского лидера А. аш-Шараа не настаивать на ликвидации российских баз в Сирии.

Словом, в западной части Индийского океана разыгрывается интересная партия, результатом которой может быть еще одна логистическая цепочка снабжения Африканского корпуса, позволяющая России проводить более активную политику на Черном континенте.

В качестве противовеса Турции и Пакистану в мусульманском мире Индия использует хорошие отношения с рядом арабских и африканских государств, сложившиеся еще на заре Движения неприсоединения.

И лозунг «Делай в Индии» ориентирован ведь не только на рынок внутренний, но и на африканский, где произведенным на субконтиненте товарам проще выдерживать конкуренцию, нежели в Евразии и на Аравийском полуострове. Основные статьи индийского экспорта в Африку: автомобили, телекоммуникационные товары и фармацевтика.

В отличие от Китая, США и Франции, с их утилитарным взглядом на континент, Индия не устает напоминать лидерам и общественности африканских стран о единой судьбе, связанной с борьбой против колониализма и противостоянием неоколониализму.

Кроме того, весьма высока роль индийской диаспоры в Африке. Правда, наибольшее ее присутствие в ЮАР, Кении, Танзании, то есть за пределами непосредственных интересов России и сферы деятельности Африканского корпуса.

Нигерия как повод для сотрудничества


Точки соприкосновения России и Индии могут быть найдены в Нигерии, где, по словам экономиста И.А. Колгушкиной:
проживают около 50 тыс. индийцев, которые составляют крупнейшую индийскую диаспору в Западной Африке. Сейчас в Нигерии более 150 компаний принадлежат или управляются индийцами.

Индия импортирует из этой самой густонаселенной африканской страны сырую нефть и газ. Со своей стороны, Абуджа придает сотрудничеству с Нью-Дели стратегический характер, примером чему служат как совместные военные учения, так и, в еще большей степени, двустороннее соглашение на сумму 1 млрд долларов для развития местного производства вооружений корпорацией оборонной промышленности DICON.

Само сотрудничество имеет давний характер: еще в прошлом веке индийцы помогли своим нигерийским коллегам создать Морской колледж, на современном этапе преобразованный в Академию.


Сотрудничество Индии и Нигерии поступательно развивается, в особенности после визита Моди в страну осенью минувшего года, и в силу специфики региона Россия может оказать содействие в деле обеспечения безопасности индийских интересов

При этом стоит признать, что в сфере ВТС у Нигерии и Индии не всё гладко. Так, сделка по продаже истребителя собственно индийского производства Tejas не состоялась. Кстати, на вооружении нигерийских ВВС находятся пакистано-китайские истребители JF-17 Thunder.

Соответственно, в каком-то смысле противостояние Индии, КНР и Пакистана вышло за сферы собственно Центральной Азии, ибо рынок вооружений представляет собой один из способов пусть и косвенного, но политического влияния в третьих странах.

В целом, Индия в качестве торгового партнера Нигерии занимает третье место после Китая и Нидерландов.

Отдельная и важная для данной темы – сфера безопасности. И дело здесь даже не только в обеспечении защиты сотрудников работающих в африканских странах индийских компаний от возможных действий террористов, прежде всего запрещенной в России «Боко Харам», основанной, к слову, нигерийцем Мохаммедом Юсуфом.

Проблемой является стабильность политических режимов в целом, о чем свидетельствуют недавние военные перевороты в Буркина-Фасо, Мали, Нигере, гибель президента Чада в бою с оппозиционными ему вооруженными формированиями.

Все эти страны образуют своего рода дугу военно-политической напряженности на северных границах Нигерии.

Да, новые режимы стремятся к выстраиванию конструктивных отношений с Москвой, в том числе и в военной сфере, о чем свидетельствовал состоявшийся в позапрошлом году Петербургский саммит «Россия – Африка». Однако их положение трудно назвать прочным.

И Россия едва ли не единственная страна, способная наладить эффективное обеспечение безопасности индийских интересов в регионе. Да, Индия также имеет богатый опыт борьбы с терроризмом, но не в специфических условиях Сахеля, где если и не гарантом, то по меньшей мере фактором стабильности становится Африканский корпус, что делает для Индии актуальным сотрудничество с Россией в сфере обеспечения безопасности.

Кроме того, индийские военные имеют опыт миротворческих операций под эгидой ООН, неплохо проявив себя в Южном Судане. Соответственно, они могут быть привлечены по меньшей мере для консультаций, а может быть, и для более тесного взаимодействия при выстраивании системы безопасности вокруг Порт-Судана.


Россия и Индия имеют давний опыт сотрудничества в военной сфере, которое в Африке может выйти на новый уровень

Однако существуют и весьма непростые аспекты в индо-российских отношениях. О них речь пойдет в следующей статье.

Использованная литература
Брагина Е.А. Индия – Африка: Торговля и инвестиции в XXI веке
Дитер Г. ВМС Индии: новая морская стратегия
Жильцов С. Каспийский регион: стратегические задачи вызовы для России
Колгушкина И. Индия и Африка южнее Сахары – нужны ли они друг другу?
Куприянов А.В. Стратегические императивы Индии: от Индийского океана к ИТР и обратно
Печищева Л. Африканский вектор в политике и экономике Индии
Порт Чабахар соединит Индию с Россией через Иран
Российско-индийские отношения в широком геополитическом контексте : доклад № 92 / 2024 [А.В. Кортунов, Т. Саймон [и др.]; под ред. Ю. Ю. Мельниковой, С. М. Гавриловой и др.]; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: НП РСМД, 2024.
Темитопе М. Нигерия и Индия подписали соглашение на сумму 1 млрд. для местного оборонного производства
Шарапова А. В. Индия: фокус на Африку? // Вестник Санкт-Петербургского
университета. Востоковедение и африканистика. 2022. Т. 14. Вып. 2. С. 366 – 380.
Ссылка на первоисточник
наверх