На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 380 подписчиков

Свежие комментарии

  • Маргарита Аюкаева
    У нас в городе тарифы на ком.услуги с 1 июля поднимут на 16.2 %. Зубы на полку, но Абхазии все бесплатно.1 : 0 в пользу Аб...
  • Алекс Сэм
    Да отправьте уже господина Заттуло в любое из его любимых среднеазиатских государств и до кучи лишите российского гра...Не только Абхазия...
  • Алексей Горшков
    Ещё Наполеон говорил: "Не хочешь кормить свою армию - будешь кормить чужую"! Если Абхазии Россия не нравится - не буд...1 : 0 в пользу Аб...

ВМС Португалии заказали судно-носитель беспилотных систем

ВМС Португалии заказали судно-носитель беспилотных систем
Проектный облик судна PNM от Damen Shipyards Group

Военно-морские силы Португалии заказали разработку и строительство перспективного многофункционального судна Plataforma Naval Multifuncional. Целью этого проекта является создание крупной надводной платформы, способной нести различные беспилотные системы и иные средства для проведения исследований в области биологии, океанографии и т. д. На выполнение всех работ отводится всего несколько лет.

Особые требования


Программа разработки «многофункциональной морской платформы» Plataforma Naval Multifuncional стартовала в июне 2022 г. Тогда ВМС Португалии опубликовали техническое задание на новый проект и показали возможный облик будущего корабля, а также открыли прием заявок от потенциальных исполнителей. В ближайшее время планировалось рассмотреть предложения промышленность и выбрать будущего разработчика и строителя.

Согласно техническому заданию, судно PNM должно иметь характерный облик и совмещать в себе функции патрульного корабля, океанографического и гидрографического судна. С его помощью в будущем планируют осуществлять охрану акваторий в пределах морской экономической зоны, проводить мониторинг и исследования экологического и иного характера, выполнять поисково-спасательные мероприятия и т.д.

Для решения большей части подобных задач предлагается использовать беспилотные авиационные, надводные и подводные аппараты. Из-за этого судно по своей конструкции может быть похожим на современные универсальные десантные корабли – предусматриваются полетная палуба, доковая камера и т.д.

На момент старта программы ВМС предполагали, что проектирование и строительство судна займут порядка трех лет. Сдача готового вымпела планировалась на 2025 г. Начальная конкурсная цена – 94,5 млн евро. В дальнейшем сроки и стоимость работ пришлось пересмотреть с учетом вновь возникших факторов.


Вид на правый борт

Контракт на строительство


За прошедшее время ВМС Португалии получили и рассмотрели несколько заявок от местных и иностранных компаний, а также выбрали наиболее интересный проект для дальнейшего развития. Контракт на продолжение его разработки и последующее строительство судна PNM подписали 24 ноября. Ввиду высокой важности программы, договор заключили в торжественной обстановке в присутствии высшего военного и политического руководства страны.

Официальный заказ на техническое проектирование, строительство и испытания судна получила международная компания Damen Shipyards Group со штаб-квартирой в Нидерландах. На проведение работ отводится всего три года – судно должно войти в состав ВМС не позднее конца 2026 г. Общая стоимость работ оценивается в 132 млн евро. В соответствии с подписанным контрактом, единственное запланированное судно PNM получит имя Don João II и тактический номер A888.

Определенный интерес представляют методы финансирования строительства. Из требуемых 132 миллионов португальское Минобороны внесет только 37,5. Оставшиеся средства в размере 94,5 млн евро поступят из Фонда восстановления и устойчивости Европейского союза. Эта структура призвана оказывать поддержку странам ЕС, пострадавшим от коронавируса. Как теперь выясняется, военные флоты и кораблестроение тоже могут рассчитывать на помощь после пандемии.

Необычный облик


Заказчик и исполнитель уже опубликовали некоторые материалы по финальной версии проекта PNM. Раскрыт общий облик будущего судна и его характеристики, примерный состав специального оборудования и т.д. При этом часть сведений пока не опубликована – ввиду секретности или по причине продолжения соответствующих работ и отсутствия окончательных решений.

Проект PNM от компании Damen Shipyards Group предусматривает строительство судна длиной более 107 м и шириной ок. 20 м с полным водоизмещением более 7 тыс. т. Предлагается дизель-электрическая энергоустановка с движением за счет электромоторов в винторулевых колонках и носовом подруливающем устройстве. Расчетная максимальная скорость достигнет 14 узлов.

Собственный экипаж судна будет включать 48 чел., включая нескольких офицеров. Кроме того, на борту будет до 42 специалистов, работающих с беспилотной техникой всех типов. Экипаж будет использовать два раздельных мостика. С одного планируется управлять судном в целом, а на втором разместятся посты управления беспилотных систем.


Концепт судна PNM от ВМС Португалии, опубликованный вместе с техническим заданием в 2022 г.

Судно Don João II получит полетную палубу длиной 94 м и шириной 11 м с носовым взлетным трамплином и аэрофинишерами в центральной части. Такая палуба обеспечит применение беспилотных систем с летательными аппаратами самолетного и вертолетного типа. Из-за наличия полетной палубы надстройка отличается малой шириной и смещена к правому борту. Внутри нее удалось разместить небольшой ангар для части БПЛА.

Под полетной палубной находится ангарная общей площадью 650 кв.м. На ней предлагается перевозить необходимую авиационную технику или иные грузы. Также возможно развертывание кубриков на 100 чел. Загрузка и выгрузка будет осуществляться через крупные бортовые лацпорты.

В корме корпуса будет находиться доковая камера размером 10х20 м, предназначенная для размещения и применения надводных и подводных безэкипажных систем. Для работы с такой техникой судно получит несколько подъемных кранов грузоподъемностью до 50 т.

Состав беспилотной авиационной и безэкипажной морской групп пока не объявлен и, вероятно, еще не определен. Сообщается, что судно PNM сможет нести БПЛА разных типов, включая образцы тяжелого класса, вписывающиеся в размеры полетной и ангарной палубы. Также будут применяться беспилотники вертолетного типа. Размеры палубы позволят принимать и пилотируемые вертолеты основных типов.

Док-камера сможет принимать подводные аппараты водоизмещением до 30 т. Заказчик желает получить комплексы такого рода, работающие на удалении от судна-носителя и на глубинах до 6 км. Вполне вероятно, что в состав штатной группировки войдут и АНПА с менее высокими характеристиками. Также планируется использовать скоростные безэкипажные катера с аппаратурой наблюдения.

В открытых материалах по проекту PNM не упоминается наличие какого-либо вооружения. Впрочем, нельзя исключать возможность подвески вооружений на беспилотные аппараты или вертолеты.

Цели и задачи


По официальным данным, основными задачами судна PNM станут мониторинг и исследования. С его помощью ВМС Португалии планируют следить за биогеохимическим состоянием атмосферы и океана, оценивать биологические ресурсы, а также проводить иные исследования. Также судно сможет выявлять и, возможно, пресекать незаконные действия в территориальных водах или в экономической зоне Португалии.


Судно предложенного облика с беспилотными системами на борту вполне способно выполнять такие задачи и показывать высокие результаты. Сама платформа обладает неплохими характеристиками и способна доставлять свою полезную нагрузку в требуемый район, а также обеспечивать длительное присутствие и проведение необходимых работ.

При помощи собственных средств и группы беспилотных средств на борту судно Don João II сможет отслеживать обстановку в воздухе, на воде и под водой. Аппараты разных типов смогут действовать в значительном радиусе вокруг носителя. Точные характеристики и возможности такого рода зависят от типов применяемой беспилотной техники. При этом возможна замена используемых беспилотных систем, что придает судну определенную гибкость.

Возможность изменения состава беспилотных комплексов в будущем упростит модернизацию судна. Повышение характеристик и расширение функций будут достигаться без перестройки конструкций и замены сложного оборудования. Достаточно будет лишь принять на борту другие катера или летательные аппараты, а также установить новые средства управления, аппаратные и/или программные, и принять иные несложные меры.

Новая концепция


В целом концепция многофункционального исследовательского судна с большим количеством беспилотных аппаратов на борту представляет определенный интерес. Оно сможет существенно расширить возможности ВМС Португалии в контексте слежения за обстановкой, а также выявления и обработки различных угроз. Самостоятельно и вместе с другими кораблями флота судно PNM будет исследовать и защищать природные ресурсы и продвигать интересы своей страны.

В то же время, пока проект PNM нельзя оценить в полной мере. Заказчик и исполнитель еще не раскрыли список беспилотных систем на борту, и потому точный список функций и возможностей судна остается неизвестным. Однако и при неполной информации проект представляет интерес, и за ним стоит следить. На проведение всех работ отводится лишь три года, и это означает, что новая интересная информация о PNM может появиться в самое ближайшее время.
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
Минобороны Португалии, Damen Shipyards Group
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх