На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • Компанцев Сергей
    привет всем это мое личное мнение техника тяжелая как ее перевезти только по жд дороги а год назад ее не было , вот п..."Парк Победа" : В...
  • ВераВерная
    А что автор хотел? Как в Третьяковке -  прогуливаться в тишине, и спокойно рассматривать с разных ракурсов картины? Б..."Парк Победа" : В...
  • Валерий Авгур
    Ну  и кто тебя гнал в первый день на открытие?Статья неоднозначная,осталось двоякое впечатление от манеры освещения ."Парк Победа" : В...

Ответы на вопросы. «Эсминцы-призраки» Антарктического флота СССР

Вопрос, заданный мне одним из старейших участников сайта, на первый взгляд, не нес в себе ни элементов детектива, ни желания испытать на прочность мою психику. Но так вышло, что именно такой эффект и получился. Плюс две недели копания информисточников в надежде хоть что-то прояснить в этой истории.


Выражаю огромную признательность Павлу Сергеевичу Лемешеву из Комсомольска-на Амуре, бывшему сотруднику завода №199, который помог помочь пролить свет на этот детективный кошмар.

Речь идет о событиях в Антарктиде в 1947 году, о 4-й экспедиции США под командованием Ричарда Бёрда.

Сколько бреда было написано об этих событиях, не передам. Тут и «летающие тарелки» под управлением то ли инопланетян, то ли немецких асов из «Анненэрбе», и воздушные бои советских «Кингкобр» с американскими самолетами, и призрачный советский флот из двух дизель-электроходов «Слава» и «Обь», и «сверхсекретные» эсминцы проекта 45-К.

Короче, рай для уфологов и «историков» формата «РЕН-ТВ» и «ТВ-3».

Некоторые авторы дошли даже до того, как Алексей Кулагин, например, что похоронили на станции «Новолазаревская» в Антарктиде 1 марта 1947 года… Артура Николаевича Чилингарова (http://ru-an.info/новости/сражение-за-антарктиду/)!!!

Прочтя это, поставил клеймо «бред» и больше к этой чумятине не возвращался. Ибо своими глазами наблюдал Героя Советского Союза и Героя России Чилингарова на открытии форума «АРМИЯ-2016». Вместе с его знаменитой бородой.

И дизель-электроходы, переоборудованные в рейдеры, никак не могли сражаться с кораблями 4-й экспедиции США и утопить один из них. Хотя бы просто потому, что дизель-электроход "Обь" был построен по советскому заказу в Нидерландах. И был спущен на воду в октябре 1953 года. А в свой первый антарктический поход отправился в 1955 году. И в Антарктике в то время никак не мог оказаться. Алиби…

Со «Славой» тоже не все просто. Китобой "Слава" был получен по репарации от Германии в 1946 году. В первый двух «арктических» походах "Славы" под командованием капитана Владимира Ивановича Воронина (да-да, того самого, чьим именем названа куча географических объектов на нашем Севере) основную массу китобоев составляли… норвежцы. Которые, согласно договору, обучали китобойному ремеслу наших моряков.

И только в 1947 году Воронина сменяет Алексей Соляник. Когда команда стала комплектоваться советскими моряками. А Воронин вернулся на свой ледокол «Иосиф Сталин».

Какие, простите, секретные походы, с норвежским экипажем?

С эсминцами интереснее.

Не знаю, кто был первым, скорее всего, Аркадий Заттец из Севастополя. Он в 1996 году запустил в альманахе «Судостроение СССР», а все желающие до сих пор гоняют одно и то же.

«Речь шла о трёх эскадренных миноносцах проекта 45: «Высоком», «Важном» и «Внушительном». Эсминцы были построены в 1945 году с использованием трофейных технологий, применявшихся японцами при проектировании своих эсминцев типа «Фубуки», предназначавшихся для плавания в суровых условиях северных и арктических морей.

Эсминцы проекта 45, впоследствии получившие имена «Высокий», «Важный» и «Внушительный», были построены в Комсомольске-на-Амуре на заводе 199, достроены и прошли испытания на заводе 202 во Владивостоке. В боевой состав флота они вошли в январе-июне 1945 года, но в боевых действиях против Японии (в августе того же года) никакого участия не принимали. В декабре 1945-го все три корабля побывали с краткими визитами в Циндао и Чифу (Китай).

В феврале 1946 года на заводе 202 на трёх новых эсминцах были начаты работы по переоборудованию согласно проекту 45-бис — усиление корпуса и монтаж дополнительного оборудования для плавания в сложных условиях высоких широт. На эсминце «Высокий» подверглись переделке килевые конструкции с целью обеспечения повышенной остойчивости, на «Важном» были демонтированы носовые башни и вместо них установлен ангар для четырёх гидросамолётов и катапульта».


Ну и так далее, в духе «РЕН-ТВ». Эсминцы ушли на юг, и дальнейшая судьба их неизвестна.

И вот тут начались нюансы.

1. «Трофейные технологии» японцев.

Начну с них. Это, простите, смех.

Да, по сочетанию тактико-технических характеристик на момент появления тип «Фубуки» не имел аналогов в мире, оказал существенное влияние на мировое военное судостроение в целом. Но это было в двадцатых годах. «Фубуки» строились с 1923 по 1926 годы.

Сомнительно, что «Хибики», один из двух эсминцев, переживших Вторую мировую и переданный СССР в счет репараций в 1947 году, представлял собой хоть какую-то ценность. Был переименован в «Верный» и закончил свою службу в качестве судна-мишени в 1953 году.

Ответы на вопросы. «Эсминцы-призраки» Антарктического флота СССР


Да, в Японии эти эсминцы именовали «специальными». Но их специализация не имела ничего общего с заявленной «историками» способностью плавания во льдах. Силовая установка эсминцев позволяла им пройти без дозаправки 5 000 морских миль со скоростью 14 узлов. То есть почти 9 000 километров при 25 км/ч, если по-сухопутному.

Быть каким-то «носителем технологий» «Хибики» никак не мог еще и потому, что в указанный 1947 год, когда он был передан СССР, «эсминцы-призраки» уже вовсю нарезали в антарктических водах.

2. Проект 45-бис.

Выяснилось, что эсминцы проекта 45 бис — блеф чистейшей воды. Такого проекта не было и в помине. Был проект 45, по которому был построен всего один эсминец. "Опытный".

Ответы на вопросы. «Эсминцы-призраки» Антарктического флота СССР


«Опытный» — экспериментальный корабль, проектируемый с целью достижения скорости хода до 45 узлов и дальности плавания до 2200 миль при сохранении водоизмещения проекта 7.

Заложен 26 июня 1935 года на заводе имени Жданова в Ленинграде (заводской № С-500), спущен 8 декабря 1935 года. При сборке корпусных конструкций применялась электросварка.

Корабль планировалось оснастить прямоточными котлами системы профессора Л. К. Рамзина, выдававших до 70 атмосфер. Котлы наших «семерок» тогда не выдавали больше 25 атмосфер.

К этому времени аналогичные котлы успешно эксплуатировались в стационарных условиях, однако работа при переменных нагрузках требовалась система автоматического управления.

Неработоспособность приборов автоматики, закупленных в Германии (от подобных котлов системы Вагнера), и задержка создания отечественной аппаратуры привели к тому, что к началу войны ГЭУ так и не была отлажена.

Использование котлов Рамзина позволило бы значительно усилить вооружение, однако разработка двухорудийных башен Б-31 не вышла из стадии эскизного проектирования и корабль был вооружен тремя серийным установками Б-13. То есть 3 орудия 130-мм вместо 6. Немного даже в сравнении с "семерками".

31 июля 1941 года начаты заводские ходовые испытания по сокращенной программе, а 17 августа 1941 года корабль был передан личному составу во временную эксплуатацию и 11 сентября 1941 года вошел в состав КБФ.

В сентябре — октябре 1941 года неоднократно получал повреждения от артиллерийского огня противника. В октябре 1941 года артустановки главного калибра были демонтированы и установлены обратно в июне 1942 года.

В 1942—1943 годах выполнил ряд стрельб по берегу.

В марте 1944 года законсервирован. Выведен из боевого состава 20 июня 1945 года и переклассифицирован в опытовый корабль. Сдан на слом в 1952 году.

Вот все, что можно сказать о проекте 45. Котлы Рамзина планировали установить на новые линкоры «Советский Союз» и «Советская Беларусь», но так как установки не показали ожидаемых результатов, от них отказались. Как и от строительства эсминцев проекта 45.

Естественно, никакого проекта 45-бис не последовало.

3. «Высокий», «Важный» и «Внушительный».

Как три былинных богатыря. То ли были, то ли нет.

Действительно, в архивах завода №199 сохранились сведения о постройке кораблей. Только не проекта 45, а 30.

«Внушительный», проект 30-К (заводской №3), заложен 16.10.1940, спущен на воду 18.07.1942, введен в строй 29.12.1947. В 1956 переоборудован в учебное судно УС-6, в 1976 исключен из списков флота и разделан на металл.

«Важный», проект 30-бис (заводской №12), заложен 30.10.1948, спущен на воду 04.09.1949, введен в строй 29.12.1949.

С 23 февраля 1950 года «Важный» входил в состав 5-го ВМФ, после расформирования которого 23 апреля 1953 года вошёл в состав Краснознамённого Тихоокеанского Флота. 7 мая 1956 года эсминец был выведен из боевого состава ВМФ, законсервирован и поставлен на отстой. 14 марта 1975 года разоружён и исключён из списков ВМФ; впоследствии разделан на металл

А вот «Высокого» нет. Такой корабль в Комсомольске-на-Амуре не строился.

Вот, собственно, ответ на вопрос. «Эсминцы-призраки» никогда не участвовали в походах в Антарктику, в составе сил «5-го Антарктичекого флота», которым командовал Папанин. И термин «5 Флот» расшифровывается очень просто.

В январе 1947 года Тихоокеанский флот был разделён на два флота — 5-й ВМФ (главная база — Владивосток) и 7-й ВМФ (главная база — Советская Гавань). В апреле 1953 года эти флоты были вновь объединены в Тихоокеанский флот.

Экспедиция Ричарда Бёрда началась 26 августа 1946 года и закончилась в конце февраля 1947 года.

«Важный» и «Внушительный» никак не могли в то время оказаться возле Антарктиды. Равно как на базе острова Кергелен или Циндао в 1945 году. Все это вымыслы неаккуратных «историков».

Многие из этих псевдоисториков апеллируют к тому, что от кораблей в истории не осталось ни одного снимка. И это подтверждает их «секретность».

Мое мнение таково: корабли проектов 30-К и 30-бис были не самыми лучшими кораблями. Более того, им на смену стремительно пришли более современные эсминцы проекта 56. «Тридцатые» же были просто обречены на простой. Судьба этих кораблей сложилась по-разному, кто-то был продан в другие страны, кто-то служил учебным судном. Кто-то просто простоял свой недолгий срок (согласитесь, 6-8 лет — это для эсминца маловато) у причальной стенки.

Возможно, этим и вызвано отсутствие фотографий у некоторых кораблей. Что дало возможность поспекулировать при создании слухов и домыслов.

Увы, но «лихие девяностые» принесли с собой много негатива и откровенной лжи. «Антарктические войны» — один из примеров.
Автор: Роман Скоморохов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх