На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Lana_Borei Иванова
    Как надоели эти педикулезные бороды! Хоть у кого! Жду не дождусь, когда пройдёт эта мода.Звериная ярость: ...
  • Liudmila Kosteley (Моисеева)
    Вешать не надо. Надо ВСЕХ ВЫГНАТЬ и тех, кто их запустил, а ДИАСПОРЫ РАЗОГНАТЬ! Что это такое?! "ДИАСПОРЫ!", чтобы св...Звериная ярость: ...
  • vitaly yanushkevich
    По закону военного времени- стрелять на месте, даже без тройки, как было во время ВОВ.РУССКИХ УБИВАЮТ З...

Боевые корабли. Крейсера. Как денди лондонский…

Боевые корабли. Крейсера. Как денди лондонский…

Сегодня продолжаем тему «Каунти», тяжелых британских крейсеров, одних из лучших и достойнейших представителей этого класса.

«Каунти» третьей серии должны были стать продолжением типа «Лондон», но с изменениями. Противоторпедные були планировалось убрать, башни главного калибра заменить на более легкие Mk. II, а за счет этого усилить бронирование погребов главного калибра и других важных мест.

По плану планировалось построить 4 корабля, но в рамках программы 1926 года было решено строить 2 крейсера, а вместо остальных строить корабли класса «Йорк», меньших размеров, зато более сильно бронированных.

Так появились «Норфолк» и «Дорсетшир».


Корабли полностью повторяли проект крейсеров типа «Лондон». Исключение составили броневые плиты толщиной 51 мм на погребах башен ГК, иное расположение зенитных орудий 102-мм и больший наклон форштевня. В остальном это были все те же «Лондоны».

Корпус крейсеров имел 193,67 м в длину, 20,12 м в ширину, осадку 6,6 м. Стандартное водоизмещение составляло 10 135 тонн, полное — 13 640 тонн.

Бронирование


Бронепояс корабля состоял из 25-мм брони и прикрывал машинные и котельные отделения. Палуба имела бронирование 35-37 мм.
Траверзы защищались 25-мм броней, такой же толщины броня защищала рулевые механизмы, башни и барбеты башен.
Погреба боезапаса имели броню толщиной от 102 до 110 мм.


Энергетическая установка


Энергетическая установка крейсеров состояла из четырех ТЗА «Parsons», имевших суммарную мощность 80 000 л.с. и восьми адмиралтейских трёхколлекторных котлов.

Максимальная скорость корабля при стандартном водоизмещении составляла 32,25 узла, при полном водоизмещении — 31,5 узла.

В качестве топлива использовалась нефть, запас которой составлял 3 100-3 200 тонн, что позволяло совершать переходы на 12 500 миль при 12 узлах, и на 2 885 миль при максимальной скорости 32 узла.

Вооружение


Главный калибр


Артиллерия главного калибра крейсеров состояла из восьми 203-мм орудий Vickers Mk VIII, расположенных попарно в четырех башнях Mk II. Скорострельность орудий главного калибра составляла 4 выстрела в минуту, боезапас составлял 150 снарядов на ствол.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Второй калибр крейсеров составляли универсальные 102-мм орудия Vickers QF MkV, которые устанавливались попарно по обеим сторонам 1-й и 2-й дымовых труб.


Зенитная артиллерия среднего радиуса действия состояла из четырех установок 40-мм орудий Vickers MkII, расположенными парами перед фок-мачтой, по обеим сторонам носовой надстройки.


Боезапас 40-мм орудий составлял 1000 снарядов на ствол.

Противовоздушную оборону самого ближнего действия обеспечивали изначально 7,62-мм пулемёты «Льюис».

В ходе модернизаций пулеметы и «пом-помы» на «Норфолке» были сняты и вместо них установили 12 зенитных автоматов 20-мм и 3 четырехствольных «Бофорса» 40-мм.

Минно-торпедное вооружение

Торпедное вооружение крейсера классически состояло из двух четырёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов, расположенных по обеим сторонам авиационной катапульты.


Боезапас состоял из девяти торпед, хранившихся в специальном зарядном помещении на главной палубе под основанием катапульты.

Торпеды марки Mk.VII имели вес боевой части 335,7 кг, скорость 33 узла и дальность 14 миль при времени хода 15 минут.

Авиационное вооружение

Гидросамолёт находился на крейсерах с 1931 года и для взлёта опускался на воду краном, таким же образом его возвращали на борт. В 1932 году крейсера получили поворотные катапульты, способные запускать самолеты массой до 2,5 тонн. Краны с электроприводом для подъема самолетов располагались по правому борту, перед торпедными аппаратами.

Ангар для хранения гидросамолетов не был предусмотрен, потому самолет хранился на катапульте.


Сперва в качестве бортового гидросамолета использовался Fairey «Flycatcher», затем вместо него в процессе модернизации 1937 года на борту получил прописку самолёт Vickers-Supermarine «Walrus».

Модернизации

Так же, как и на «Лондонах», в 1936-1937 годов одиночные установки 102-мм орудий заменили на спаренные установки того же калибра 102-мм Мк ХІХ. Новые установки также были универсальными, и могли вести огонь как по надводным, так и по воздушным целям.

40-мм автоматы также были заменены на спаренные установки типа Mk VI, пулеметы 7,62-мм демонтировали. На корабли установили три восьмиствольные установки автоматов «Бофорс» 40-мм.

В начале 1942 года на крейсерах разместили девять 20-мм автоматов «Oerlikon» в одиночных установках.

Радиолокационное оборудование состояло из РЛС типов 273, 281, 284 и 285.

Боевое применение


«Норфолк»


Первая боевая операция, в которой принял участие «Норфолк», состояла в поиске и прикрытии подводной лодки «Spearfish» терпящей бедствие в Северном море. Операция состоялась в сентябре 1939 года. Корабли, участвующие в операции подверглись атакам немецкой авиации, правда, последствий эти атаки не имели.

В октябре крейсер был привлечен к поискам немецкого рейдера «Адмирал граф Шпее». Рейдер обнаружен не был, «Норфолк» вернули в метрополию. По прибытии крейсер был отправлен на поиск немецких линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Поиск также был безрезультатным, немецкие корабли успешно прибыли на свои базы.

Серия безуспешных поисков продолжилась и в следующем году. В феврале 1940 года крейсера Великобритании искали суда снабжения немецких рейдеров.

А в марте 1940 года немецкая авиация нанесла визит в Скапа-Флоу. Одновременно были атакованы аэродромы прикрытия в Стромнессе, Бартхаузе и Киркуолле.

В «Норфолк» попала одна бомба в 250 кг, которая пробила три палубы и вызвала значительный пожар. Существовала угроза взрыва артиллерийских погребов, так что командир корабля отдал приказ о затоплении погребов боезапаса. Взрыва удалось избежать, но крейсеру пришлось встать на длительный ремонт.

Только в августе 1940 года «Норфолк» вышел в море на патрулирование в северных водах вместе с крейсером «Австралия» к берегам Норвегии.


В 1941 году «Норфолк» и «Девоншир» искали (безрезультатно» в Индийском океане немецкий рейдер «Корморан». «Корморан» в итоге нашел австралийский крейсер «Сидней», который погиб в бою с немецким рейдером.

18 мая 1941 года «Норфолк» вместе с тяжелым крейсером «Саффолк» составлял основу Северного патруля, рейдирующего в Датском проливе. 23 мая «Саффолк» визуально обнаружил соединение немецких кораблей. Это были линкор «Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Ойген».

Крейсера полным ходом на 30 узлах пошли на сближение с противником. Из-за ошибок в вычислениях курса и координат «Норфолк» на полном ходу выйдя из тумана оказался в 6 милях от «Бисмарка». Немецкий линкор произвел несколько залпов по крейсеру, но ни один из 380-мм снарядов не достиг цели.

«Норфолк» воспользовался туманом и скрылся. Позднее, «Норфолк» соединился с «Саффолком» и корабли стали контролировать немецкие корабли. Радар «Саффола» «тип 284» позволял держать дистанцию до 25 км. Крейсера сопровождали немецкие корабли, одновременно наводя на них соединение британских кораблей из линкора «Принц Уэльский» и линейного крейсера «Худ».


Дальнейший ход событий известен. «Бисмарк» был потоплен. «Норфолк» отметился попаданиями в главный дальномерный пост «Бисмарка». Вообще крейсер выпустил по немецкому линкору 527 снарядов и все торпеды.

Дальнейшая служба «Норфолка» проходила в сопровождении конвоев, следовавших в Британию, как через Суэцкий канал, так и огибая Африку. Участвовал в проводке конвоев WS-4B, WS-5A, WS-8X. Затем конвоировал суда в составе конвоев НХ-112 и НХ-119А из Канады в Великобританию.

Арктические конвои. Пожалуй, многие британские корабли могут похвастаться тем, что принимали участие в проводке этих конвоев. «Норфолк» не стал исключением.


За свою деятельность на Севере «Норфолк» эскортировал 14 (ЧЕТЫРНАДЦАТЬ) конвоев, направляющихся как в СССР, так и обратных.

PQ-2 и QP-2, PQ-14, PQ-16 (в СССР) и QP-12, PQ-17, PQ-18, QP-14, JW-53 и RA-53, RA-54A,
JW-55A и JW-55B, RA-55A.

Каждый конвой, пришедший в СССР – это огромный вклад в победу. И каждый корабль что Королевского флота Великобритании, что военно-морского флота США, выполняя свой долг при проводке северных конвоев, сыграл весьма значительную роль. «Норфолк» стал одним из таких кораблей.

Крейсер принял участие в знаменитом сражении у Нордкапа.


«Шарнхорст» и 5 эсминцев вышли в море 25 декабря с целью разнести в щепки конвой JW-55B. Из-за погодных условий эсминцы немецкого соединения значительно отдалились от линкора, фактически «Шарнхорст» остался в одиночестве.

Радар «Норфолка» первым засек немецкий линкор. Следом флагманский «Белфаст» тоже обнаружил «Шарнхорста». До линкора было каких-то семь миль… Крейсера открыли огонь. Снаряды «Норфолка» попали в цель, была уничтожена антенна носовой РЛС и перебит весь личный состав радарной станции.

«Шарнхорст» прикрылся дымовой завесой и вышел из боя. В задач линкора не входил бой с крейсерами, а главной задачей было уничтожение транспортов. Задачу усложнили немецкие эсминцы, которые окончательно потеряли своего лидера.

«Шарнхорст» вернулся и снова вступил в бой с британскими крейсерами, огонь которых был точен, но не нанес значительных повреждений линкору. А вот снаряды «Шарнхорста» уничтожили кормовую башню «Норфолка» и вывели из строя радарное оборудование. «Шеффилду» тоже досталось от немцев, но не так, как «Норфолку».

Ближе к вечеру в район боя подошли линкор «Дюк оф Йорк», крейсера «Белфаст» и «Ямайка» и эсминцы. В результате «Шарнхорст» был потоплен.

«Норфолк» ушел на ремонт, в результате которого башня Х была демонтирована, и так как она не подлежала восстановлению, вместо нее установили две четырехствольные установки автоматов калибром 40-мм. Корабль также получил 6 «Бофорсов» 40-мм. Были заново установлены взамен уничтоженных радары типа 274, 282, 283, 285, 277 и 293. Ремонтные работы продолжались до ноября 1944 года.


В начале 1945 года крейсер патрулировал побережье Норвегии. 12 января «Норфолк» и три эсминца атаковали немецкий конвой. В результате боя британцы потопили тральщик М-273 и два транспорта. Конвой спасла атака немецкой подводной лодки U-427, которая атаковала британские корабли. Торпеды прошли мимо британских кораблей, но атака была сорвана.

В мае 1945 года «Норфолк» принял участие в операциях по освобождению Дании и Норвегии, поддерживая действия на берегу и высаживая десанты. Прикрывал налет британской авиации на базу подводных лодок в естественной гавани Килботн, когда были потоплены немецкие подводная лодка, база ПЛ и траулер.


В июне 1945 года выполнил дипломатическую миссию, доставив в Осло короля Норвегии и его семью.

После окончания Второй Мировой войны крейсер был отправлен служить на Тихий океан, где прослужил до 1949 года. Затем его вернули в метрополию и вывели из состава флота.

«Дорсетшир»


Первое боевое применение крейсер произвел в составе многонациональных сил в операции по «умиротворению» Японии, решившей высадить десант на полуострове Кулангсу в мае 1939 года. Боевые корабли Великобритании, США и Франции высадили крупный десант, который заставил японцев отказаться от первоначальных планов и отступить.

В сентябре 1939 года «Дорсетшир» в составе поисковой группы участвовал в поисках немецкого тяжелого крейсера «Адмирал граф Шпее». Основной бой прошел без «Дорсетшира», немецкий корабль был уничтожен своим экипажем. Британский крейсер был отправлен в Фритаун. По пути туда крейсер перехватил немецкое судно «Wahema», которое было затоплено своим экипажем.

Затем крейсер отправился в Дакар, где совместно с авианосцем «Гермес» и австралийским крейсером «Австралия» контролировал корабли капитулировавшей Франции.


В конце 1940 года «Дорсетшир» перевели в Индийский океан для боевых действий против Итальянского Сомали. Крейсер обстрелял порт Занте, а бортовой гидросамолет сбросил на военные склады несколько бомб. В конце 1940 года «Дорсетшир» снова перевели в Атлантику на поиски рейдера «Адмирал Шеер».


В мае 1940 года «Дорсетшир» принял участие в погоне и уничтожении немецкого линкора «Бисмарк». Крейсер за время боевого контакта выпустил 250 снарядов главным калибром. Именно «Дорсетшир» нанес последний удар торпедами по «Бисмарку», добив линкор.

После того, как «Бисмарк» затонул, «Дорсетшир» и эсминец «Маори» начали спасать моряков с линкора и спасли 110 человек.


Спасение "Дорсетширом" моряков "Бисмарка"

Но спасательная операция была прекращения из-за появления (якобы) немецкой подводной лодки. Это стоило жизни более чем 800 немецким морякам, которые просто утонули.

Далее крейсер занимался патрульной службой в Атлантике. 1 декабря 1941 года в районе острова Св. Елены, команда «Дорсетшира» обнаружила немецкое судно снабжения «Питон» и две подводные лодки, которые принимали горючее и боеприпасы с «Питона».


Лодки успели погрузиться и одна из них атаковала «Дорсетшир», но неудачно: крейсер уклонился от всех пяти торпед.

«Питон» был взорван своим экипажем, а «Дорсетшир» ушел, опасаясь второй атаки со стороны немецких подводных лодок.

Затем крейсер был назначен в конвойную службу и принял участие в проводке 11 конвоев на Тихом океане от Сингапура до различных островов.


4 апреля 1942 года крейсера «Дорсетшир» и «Корнуолл» вышли из Коломбо в направлении атолла Арду с целью присоединения к отряду адмирала Соммервилла. Двигаясь к точке рандеву, корабли осуществляли разведку района. Гидросамолет с «Дорсетшира» обнаружил в 150 милях группу японских кораблей. Крейсера дали полный ход с целью уйти из опасного района.

Но британские крейсера заметили и с японского самолета-разведчика японского тяжелого крейсера «Тоне». Но японский адмирал Нагумо получил информацию о том, что в районе находятся два эсминца.

На перехват эсминцев были подняты 53 ударных самолета с авианосцев «Акаги», «Хирю», «Сорю» и «Зуйкаку». В основном бомбардировщики.

Бомбардировщики зашли на корабли с носа, со стороны солнца. Атака началась в 13:40. Расчеты крейсеров открыли плотный зенитный огонь, но японские бомбардировщики выполнили бомбометание с очень высокой точностью.


С первого захода «Дорсетшир» получил три попадания 250-кг бомбами. Вышло из строя рулевое управление, главный радиопост, некоторое количество зениток. Второй заход японских самолетов добавил еще 7 прямых попаданий. Корабль потерял ход, на крейсере возник пожар, появился крен на правый борт.


"Дорсетшир" и "Корнуолл" под атакой

Наблюдая все это командир крейсера приказал покинуть корабль. «Дорсетшир» перевернулся и затонул в 13:48. С начала атаки прошло всего лишь 8 минут.

«Корнуолл» тоже был потоплен, получив 9 прямых попаданий.

Удалось спасти 1 122 из 1 542 членов экипажей двух кораблей.


Третья серия «Каунти» ярко иллюстрирует весь принцип британцев. По островку собиралась империя, по миллиметру улучшались характеристики крейсеров. Убиралось ненужное и устанавливалось необходимое.

В итоге получились вполне крепкие и боеспособные тяжелые крейсера. Мало брони? Но «Норфолк» получил «привет» от «Шарнхорста» в виде двух снарядов 283-мм и не потерял боеспособности, хотя и крейсеру пришлось отправиться в ремонт.

Гибель «Дорсетшира» вызвана скорее прекрасной работой японских летчиков, которые в таком же стиле утопили «Принца Уэльского» и «Рипалс». У крейсеров шансов на выживание было больше, но тонкая палуба сыграла на руку японцам.

Однако это были весьма приличные корабли.
Автор:
Роман Скоморохов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх