Не без Торы в руках
На Святой земле вообще-то принято вечно кому-то делать поблажки, кого-то жалеть, кого-то холить и лелеять. Среди таковых многие годы самыми заметными были ортодоксальные иудеи, которым не полагалось служить в армии, зато полагалось умножать еврейское население.
От каждого с Торой в руках страна была вправе требовать пятерых детей, не меньше — помочь родить и. .. вырастить. Схожий с ортодоксами социальный лифт всегда ждал и тех, кто отличился в боях, сами понимаете с кем. И совершенно элитный статус тут был и пока остаётся у израильского спецназа и десанта.
Но на любом «социальном лифте» может оборваться трос — ортодоксы в приспущенных портках давно раздражают чуть ли не половину страны. И кажется, что скоро так же будут раздражать и персонажи в камуфляже — Израиль явно устал от непрерывных войн.
В силу специфики внешнеполитического положения Израиля в последнее время на высшие государственные должности там приходят одни военные. Такая ситуация в мировой практике называется военной диктатурой, но по поводу Израиля таких диагнозов почему-то никто не выносит.
Но вопрос не в этом, а в другом: какую пользу приносит существование практики, при которой карьера в десантуре или в спецназе является автоматическим пропуском в политику и власть. Сторонние эксперты не сомневаются, что это явно вредит как боеспособности элитных подразделений страны, так и вопиющей неадекватности и неосмотрительности действий израильских силовых структур.
Именно это мы сейчас и наблюдаем.
Если у вас нет ВДВ
В Израиле нет ВДВ как таковых. Парашютно-десантные подразделения относятся либо к сухопутным войскам, либо к авиации. Последние выполняют задачи по поиску и эвакуации экипажей самолетов и вертолетов, потерпевших крушение или совершивших вынужденную посадку на территории противника.
Только при острой необходимости в боевую задачу десантных подразделений авиации входит также и оказание медицинской помощи членам попавших в западню противника экипажей. Также парашютно-десантную подготовку проходят многие бойцы израильского спецназа Сайерет Маткаль.
Собственно, парашютно-десантным подразделением, по которому можно провести аналог с ВДВ в постсоветских странах и распавшимся СССР, является только 98-я резервная воздушно-десантная дивизия Ха-Эш, в состав которой, помимо вспомогательных бригад (связи, инженерной и т. п.), входит ещё пять парашютно-десантных бригад.
Но и из них действующая только одна — 35-я Цанханим, остальные четыре — резервные. Набор производится из добровольцев, как правило, уже прошедших срочную службу в других подразделениях. Поскольку, как и спецназ, парашютно-десантные войска в Израиле являются беспроигрышным социальным лифтом, конкурс на одно место военнослужащего Ха-Эш составляет не меньше пяти человек.
Объясняется это предельно просто — из десанта в подавляющем большинстве случаев и производится набор кандидатов в спецназ. А десант и спецназ, что, как видим, в Израиле почти одно и то же, собственно говоря, пополняется и бизнес-элита, и когорта политиков.
Время успехов...
Очень, даже слишком многие представители израильской власти прошли через парашютно-десантные войска и справедливо могут их благодарить, что они дали им пропуск в высший свет. Интересно, а много ли бывших советских десантников зацепились где-нибудь «наверху» в Израиле?
Никто не будет спорить, что Ха-Эш наряду с Сайерет Маткаль занимает наиболее элитную и уважаемую позицию среди подразделений ЦАХАЛ. Но вопрос в другом: в стремлении сделать акцент на специализированные подразделения Израиль непомерно развил как штат дивизии, так и её финансирование.
При этом, как прямое следствие, до невероятности раздулось и «собственное я» её военнослужащих. Между тем, свидетельство специалиста десантники в Израиле получают уже после четырех дневных прыжков с парашютом и одного ночного, засчитывается и первый прыжок с инструктором.
У нас в войсках дяди Васи за такие «достижения» многим даже ефрейтора не дадут. А в Израиле отличники боевой подготовки могут подать документы на офицерскую стажировку, всего полгода — и вуаля, ты уже лейтенант. Напомню, что младшего лейтенанта в ЦАХАЛ нет.
Йонатан Нетаньяху, десантник, подполковник Сайерет Маткаль, погиб в ходе операции Энтеббе, посмертно Герой Израиля, старший брат Биньямина Нетаньяху
Но время больших побед вооружённых сил Израиля, похоже, давно в прошлом, а вот последствия, причём далеко не позитивные победного опыта, сказываются сегодня вполне ощутимо.
...И бремя побед
Сейчас ЦАХАЛ пожинает плоды того, что так избаловал своих десантников. Преобладание на протяжении десятилетий одного типа офицеров – десантников – на вершине военной иерархии Израиля, примером чего в последнее время являются начальники штабов Ганц, Кохави и Халеви, сделало своё чёрное дело.
Ещё при премьерах Ариэле Шароне и Ицхаке Рабине, когда только создавались десантные войска, генерал Моше Даян, между прочим, выпускник советской бронетанковой академии, вынужден был спускать на тормозах дела о драках десантников с военной полицией. Но тогда многое прощалось из-за того, что десантные войска провели ряд героических операций, в частности, во время кампаний 1967 и 1973 годов на Синайском полуострове.
Слева - майор Ариэль Шарон, командующий Цанханим, справа - генерал-лейтенант (на тот момент) Моше Даян, главком Генштаба Израиля
Сейчас же, во время войны в секторе Газа, своеволие элитных израильских подразделений приводит к регулярным просчётам и скандальным эпизодам. Причина — в первую очередь, звёздная болезнь с равнением на первых государственных лиц — носителей красных беретов и берцев.
Отсюда — чрезмерная самоуверенность и недооценка противника, причём иногда на высшем государственном уровне. Пример ещё до сих пор у всех перед глазами: дерзкая ликвидация в Иране, на чужой территории, Исмаила Хании. И кто теперь знает, какой ответ Израилю последует от Ирана.
Когда же выясняется, что противник — отнюдь не сборище непрестанно молящихся во славу Аллаха или просто шпаны, а вполне организованный и подготовленный, наступает растерянность. Пример подобной ситуации случился в израильских десантных войсках в апреле этого года.
Тогда более тридцати израильских десантников-резервистов отказались участвовать в запланированной операции в Рафахе на юге сектора Газа. Они заявили, что не чувствуют себя в состоянии выполнять свои обязанности.
И самое интересное, что за отказ выполнять приказ никакого трибунала им не было, даже и не заставлял никто. Командование объявило, что не будет заставлять резервистов штурмовать Рафах, а привлечёт туда исключительно действующие части. Это Вам ничего не напоминает?
Свежие комментарии