Похоже, что мировая экономика скоро выйдет из-под господства американского доллара. Соответствующие сигналы прозвучали, осталось дождаться реализации глобального плана.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что во время саммита БРИКС (межгосударственное объединение, которое представляет собой союз пяти государств: Бразилии, России, Индии, КНР, ЮАР – прим.
ред.), который пройдёт в августе в ЮАР, будут обсуждать создание новой единой валюты объединения.Глава российского МИД подчеркнул, что "серьёзные, уважающие себя страны прекрасно понимают, что поставлено на карту".
Недоговороспособность хозяев нынешней международной валютной финансовой системы, по его словам, повлияла на то, что некоторые страны задумались о создании собственных механизмов. Для них важно обеспечить себе устойчивое развитие, которое "будет защищено от диктата извне", отметил Лавров.
Владимир Путин говорил об этом ещё в июне прошлого года. Перед саммитом БРИКС российский лидер выступил с предложением создать новую валюту, которая через какое-то время могла бы заменить доллар, и подвинуть Бреттон-Вудскую систему (международная система организации денежных отношений и торговых расчётов, установленная в результате Бреттон-Вудской конференции, проходившей с 1 по 22 июля 1944 года – прим. ред.).
Многие отнеслись к этому, как к красивой идее, которую сложно реализовать на практике. Но сегодня ситуация другая.
Во-первых, страны БРИКС на полном серьёзе готовы не только обсуждать, а и прорабатывать этот вариант. В Южной Америке уже выступили с инициативой по созданию собственной валюты. В других объединениях тоже.
Не значит ли это, что мир подходит к формированию новой резервной валюты? Отметим, что БРИКС по паритету покупательской способности составляет около 40% мировой экономики, таковы данные МВФ за 2022 год.
Ведущий "Первого русского" Никита Комаров обсудил тему с доцентом факультета глобальных процессов МГУ Олегом Алексеенко в программе "Царьград. Главное".
78 лет прошло. Ничего не изменилось?
Эти вопросы назрели уже давно, поскольку и сама Бреттон-Вудская система, и её институты, и МВФ, и Всемирный банк постоянно подвергаются критике. За 78 лет их подходы к решению многих вопросов так и не изменились.
Ведущий Царьграда Никита Комаров обратил внимание, что экс-глава МВФ Кристин Лагард сейчас занимает должность главы Европейского Центрального банка. По сути, они просто "перетасовали" кадры. Олег Алексеенко дополнил:
Если подходить более детально, то президент Всемирного банка – Дэвид Малпасс. По совместительству – замглавы Минфина США по международным вопросам. Далее. МВФ. Кто там? Традиционно – представитель Европейского союза в управлении. Сейчас это Кристалина Георгиева. Она занимает должность комиссара по бюджету ЕС. Их штаб-квартиры находятся в Вашингтоне, – отметил эксперт.
Вопрос о необходимости проведения реформ в странах БРИКС поднимают на каждом саммите. Один из таких – саммит "Большой двадцатки" в Сеуле 2010 года, где обсуждали квоты МВФ.
В БЕСЕДЕ С НИКИТОЙ КОМАРОВЫМ ЭКСПЕРТ ОЛЕГ АЛЕКСЕЕНКО ВЫРАЗИЛ УВЕРЕННОСТЬ, ЧТО СОЗДАНИЕ НОВОЙ НАДНАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ – ПУТЬ, КОТОРЫЙ ВПОЛНЕ МОГУТ ВЫБРАТЬ В ПРОТИВОВЕС ДОЛЛАРУ. ФОТО: ЦАРЬГРАД
Тогда страны БРИКС заявили о своём несогласии с тем, что их суммарная квота была меньше, чем квота США. В результате был собран саммит в 2014 году в Форталезе, а через год – в Уфе. Там же, напомнил Олег Алексеенко, и были закреплены намерения этих стран по пути к альтернативной финансовой системе.
Этому способствовало учреждение нового Банка развития БРИКС и пула условных валютных резервов, – пояснил эксперт.
И хотя страны БРИКС не являются какими-то революционерами в этом вопросе, но они, по мнению собеседника Царьграда, делают эту систему "более справедливой".
"Они аргументируют своё решение тем, что когда создавались МВФ, Всемирный банк, Бреттон-Вудские институты, их позиции не учитывались. В 1944 году ещё не было Китайской Народной Республики. Индия была полуколониальной страной. ЮАР была немного в другом формате, чем сейчас. Но прошло 78 лет – Советского Союза нет. А страны БРИКС из заёмщиков превратились в крупнейших кредиторов", – отметил Олег Алексеенко.
Сейчас уже не Китай и Индию кредитуют западные государства, а они свои финансовые институты внедряют по всему миру. Поэтому, пояснил он, и встал вопрос об этих изменениях.
Может быть всё что угодно
Прошлый год показал нам, что нужно ускоряться и действовать. События, которые мы наблюдали, по словам Олега Алексеенко, только ускорили эти процессы.
"Во всех странах понимают, что в определённый момент, если кого-то не устроит их внешняя политика, защита национальных интересов, их просто вырубят из системы", – отметил эксперт.
У России, Индии и Китая достаточно ресурсов, чтобы диктовать свою политику. Их население составляет более 40% жителей всей планеты. Кроме того, у этих стран серьёзно аккумулирована финансовая и экономическая мощь, подчеркнул аналитик.
"Переход на другую резервную валюту был замедлен по разным причинам. Кто-то не верил в юань, кто-то в рупию, в рубль, в рэнд южноафриканский. Тем не менее процесс пошёл. И, судя по всему, летом мы увидим какие-то конкретные предложения. До этого было несколько сценариев. Это двухвалютная система – на балансе доллар–евро, это поливалютная система, где предусмотрено использование специальных прав заимствования в качестве резервных валют. Но больше всего склонялись к тому, чтобы создать новую наднациональную валюту. Вот, скорее всего, к ней мы и придём. Возможно, она будет цифровой", – резюмировал Олег Алексеенко.
Возможно, это будет привязка к золоту, к корзине товаров, нефти или металлам, добавил Никита Комаров. Но нам важно понимать причины, говоря о новой резервной валюте, почему доллар не спешили менять на юань.
Казалось бы, ну какая разница для России и Индии? Но мы бы отказались от одной зависимости, а через 20–30 лет получили другую. Сейчас, видимо, какое-то стратегическое решение всё же приняли. Будем смотреть и анализировать.
Свежие комментарии