На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Декабрьский
    В истории после ноябрьского переворота три лысых иуды и ещё один алкаш, пропивший страну.Билет в СССР. Пла...
  • Княжеченко Александр
    Этим ЧОПам действительно только Кремль охранять, совсем наши правители с глузда съехали!Если это не запре...
  • Александр Кутуев
    Да уж, земля иногда рождает таких уродов...Билет в СССР. Пла...

"Дойные коровы" для "серых волков"

"Дойная корова" в доке


В 1940-41 годах стало ясно — война затягивается. Между тем, длительный конфликт для III Рейха был ничуть не менее губителен, чем для Кайзеровской Германии. Тем более, что в какой-то момент единственным противником Гитлера осталась Великобритания. Проблема была в том, что флота, хотя бы приблизительно равного Кайзерлихмарине, у фюрера не было. Поэтому была предпринята попытка задушить Англию подводной блокадой.

Блокада подразумевала действия не только в Северном море, но и в отдалённых районах Атлантики. Вот только дальность плавания подлодок типа VII С — основы немецкого подводного флота — составляла лишь 8500 миль — не слишком много, учитывая, что от Лореана (где после падения Франции базировались «серые волки» Дёница) до Нью-Йорка около 3,5 тысяч миль. На патрулирование горючего немного остаётся, да и для провизии на U-boot'е места не в избытке (сцена с забиванием одного из гальюнов продуктами в фильме «Das Boot» взята из жизни), а ну как торпеды окажутся потрачены? В общем, возникла нужда в организации снабжения подлодок на позициях.

Сначала снабжение пытались организовать танкерами, но у Роял Нэви оказалось достаточно кораблей, дабы пресечь подобные попытки. Вот тогда и пригодился опыт коммерческих подлодок типа «Дойчланд»! Для снабжения подводных лодок у побережья Северной Америки было решено построить транспортные подлодки. Они получили официальное название «Тип XIV» и неофициальное milchkühe — «дойные коровы» (реже — «ламантины»).


"Дойная корова" возвращается в базу

Подлодки типа XIV имели надводное водоизмещение — 1 688 тонн, подводное — 1 932 тонны, длину 67,1 метра, ширину по миделю — 9,35 метра, осадку — 6,51 метра. В движение в надводном положении лодку приводили два четырёхтактных шестицилиндровых дизеля фирмы Germaniawerft мощностью 2800-3200 лошадиных сил, в подводном положении — пара электромоторов фирмы Siemens-Schuckert мощностью 750 лошадиных сил. Двигатели приводили в движение два вала с гребными винтами. Глубина погружения у «дойных коров» была, как и у всех немецких подлодок, солидная: 240 метров! Торпедных аппаратов на лодках не было, а артиллерия ограничивалась двумя 37-мм зенитными орудиями и одним 20-мм. Под дизелями лодка делала 14,4-14,9 узлов, под электромоторами — 6,2 узла. Всего было построено 10 подлодок типа XIV: U-459, U-460, U-461, U-462, U-463, U-464, U-487, U-488, U-489, U-490. Первая, U-459, вступила в строй 15 ноября 1941 года, последняя, U-490, — 27 марта 1943 года.


Крейсерская подлодка типа IXD - прототип "дойных коров"

Спроектировали «Тип XIV» на основе крейсерских подлодок типа IXD, которые, по задумке командования Кригсмарине (которая в ходе войны накрылась медным тазом — работать в дальней морской зоне пришлось всем...), должны были действовать у американского побережья и имели значительно более высокую в сравнении с «семёрками» дальность плавания — 13 450 морских миль. Лодка имела корпус пошире и покороче, потому и маневренность со скоростью — похуже, но... Но зато она могла снабжать боевые лодки всем необходимым для продолжения службы!


Пополнение запасов в море

Начнём с того, что главным назначением «дойной коровы» было быть танкером. В балластных цистернах помещалось 613 (иногда встречается цифра 400, скорее всего, зависело от модификации) тонн дизельного топлива. Кроме топлива было на борту транспортной лодки и 13 тонн машинного масла. Хоть своих торпедных аппаратов «корова» и не имела, но четыре торпеды на борту несла (впрочем, для снабжения торпедами впоследствии стали применяться специализированные «торпедовозы» типа VIIF). На борту подлодки были ремонтники и набор запасных частей, позволявшие устранить ряд повреждений и неисправностей, не покидая позиции. Кроме того, «дойная корова» передавала на борт боевой субмарины свежие продукты (хранившиеся в холодильниках), включая горячий хлеб — на борту подлодки типа XIV была своя пекарня. Врач из стационарного лазарета мог оказать помощь заболевшим или раненым членам экипажа, а штатная гауптвахта — принять для исправления (или доставки в Германию на суд) пару «залётчиков» (немцы — и под водой немцы!).


Резиновая лодка на палубе "дойной коровы"

Как показала практика, пополнение запасов с «дойной коровы» добавляло U-boot'у пару недель автономности. Для удобства погрузки палуба подлодки снабжения делалась плоской, широкой и снабжалась грузовыми люками, на борту имелись съёмные краны и шестиметровая резиновая лодка для передачи запасов. Обычно пополнение запасов занимало несколько часов и было весьма опасной операцией: в Атлантике часто сильное волнение... Одна «дойная корова» могла пополнить запасы 12 подлодкам типа VIIC у берегов США либо пяти «крейсерским» типа IX в районе Кейптауна. Работали «дойные коровы» в 300-400 милях от американского побережья — там, куда уже не залетали патрульные самолёты, но сравнительно недалеко от позиций субмарин типа VII.

Союзники узнали о существовании подлодок типа XIV в апреле 1942 года — английский самолёт-разведчик сфотографировал в кильской гавани какую-то необычную пузатую субмарину. Вот только после анализа фотографий специалистами было решено, что это — подводные минные заградители. И только после взлома шифра «Энигмы М4» стало ясно, что это за U-boot'ы. После чего для «дойных коров» настали тяжёлые времена...


"Дойная корова" под огнём. Скоро потонет...

Английские моряки сразу поняли, что уничтожение одной транспортной субмарины убирает с позиций сразу 12 подлодок. И за «дойными коровами» началась охота! Безоружные «тип XIV» гибли одна за другой: только в июле-августе 1943 года было потоплено пять. Эффективность подводных танкеров упала до нуля. Ранее, впечатлённый успехами «коров», гросс-адмирал Карл Дёниц приказал заложить на стапелях ещё 14 транспортных подлодок, в 1944 году были разобраны первые три, готовые уже на 75 процентов. Строительство остальных прекращено. Также было отменено запланированное строительство подводных транспортов типа ХХ.


Тонет в надводном положении, у экипажа есть шанс...

Первая «дойная корова», U-464, погибла 20 августа 1942 года. Из экипажа погибло 2 человека, выжило — 52. Последняя, U-490, пошла на дно 12 июня 1944 года. Весь экипаж, 60 человек, — выжил. Обычно пишут, что служба на подлодке типа XIV была особенно опасна, ведь за ними целенаправленно охотились союзники, для которых после взлома немецких шифров не были секретом маршруты их переходов. Но... Из 530-567 моряков, служивших на «коровах», погибли 289. Немало, но в среднем процент выживаемости немецких подводников был значительно ниже... Здесь всё дело в том, что транспортные подлодки топили во время пополнения запасов: они ведь не занимались атакой на конвои, и вычислить «дойную корову» можно было только во время рандеву с боевой лодкой. Но пополнение запасов происходило в надводном положении! А значит, часть экипажа имела возможность покинуть тонущую подлодку.


Начальство инспектирует "дойную корову"

Как оценить данный класс подводных лодок? Сложный вопрос. С одной стороны, они серьёзно добавили «серым волкам» автономности, а значит — союзникам был нанесён дополнительный ущерб. С другой... Как видно из истории применения «дойных коров», наиболее успешно они действовали до той поры, пока союзники не обращали на них внимания. Как только англичане поняли, что эти субмарины из себя представляют, и начали на них охотиться... Они быстро оказались уничтожены. Создание оружия, которое эффективно до тех пор, пока враг на него не обращает внимания, — не лучшая идея. Именно так воспринял данные проекта и гросс-адмирал Карл Дёниц, зарубивший его продолжение...
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх