На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Свежие комментарии

Преимущества и недостатки минных заградителей «Клещ-Г»

В конце июня на форуме «Армия-2019» НПК «Уралвагонзавод» впервые представила три перспективных универсальных минных заградителя, разработанных в рамках опытно-конструкторской работы «Клещ-Г». Такая техника в будущем может поступить на вооружение инженерных частей и упростить постановку минных заграждений. Реальное будущее предлагаемых машин все еще остается неизвестным, но уже есть возможность оценить их и определить их ценность для войск.


Тяжелый заградитель УМЗ-Г. Фото Bmpd.livejournal.com

 

Семейство «Клещ-Г»


Целью ОКР «Клещ-Г» являлось создание облика перспективного универсального минного заградителя (УМЗ) в целом, а также проработка его отдельных элементов. С использованием созданных решений разработали три варианта машин дистанционного минирования на базе разных шасси и с некоторыми отличиями в возможностях.

Наиболее крупным представителем нового семейства является бронемашина УМЗ-Г. Она построена на узлах танков Т-72 и Т-90 и отличается от других образцов большими массой и размерами. На УМЗ-Г смонтировано девять пусковых установок под 270 универсальных кассет с минами. Масса такого заградителя – 43,5 т, подвижность осталась на уровне основных танков.

Средний заградитель обозначен как УМЗ-К и построен на основе броневика с трехосным шасси «Астейс-70202-0000310». Такая машина при снаряженной массе 18,7 т несет шесть установок с 180 кассетами. С точки зрения подвижности УМЗ-К сопоставим с грузовой автомобильной техникой.

Самым легким образцом ОКР «Клещ-Г» является машина УМЗ-Т. Ее построили на двухосном шасси «Тайфун-ВДВ» и оснастили двумя пусковыми установками с боекомплектом из 60 кассет. Снаряженная масса заградителя не превышает 14,5 т. Ходовые качества остались на уровне базового образца.


Средний заградитель УМЗ-К. Фото НПК "Уралвагонзавод" / t-digest.ru


УМЗ «Клещ-Г» предназначаются для установки мин внаброс, в т.ч. на пути войск противника. За счет применения универсальных кассет они могут использовать мины разных типов и разного назначения. Общей чертой всех образцов является использование современных средств управления, обеспечивающих работу с минами. При помощи бортовых средств связи заградитель включается в Единую систему управления тактического звена. Через нее осуществляется прием команд на минирование и отправка формуляра заграждения командованию.

Преимущества унификации


В рамках ОКР «Клещ-Г» был разработан набор средств и приборов для выполнения минирования, пригодный для использования на разных шасси. Создание такого унифицированного комплекта можно считать главным преимуществом проекта. Заказчик получает возможность выбрать желаемое шасси и разместить на нем оптимальный набор систем из комплекта «Клещ-Г». Подобный потенциал проекта уже показан при помощи трех УМЗ на разных шасси. В будущем могут появиться новые образцы такого рода, вновь демонстрирующие преимущества унификации.

Также необходимо отметить, что пусковые установки новых заградителей максимально похожи на оснащение более старых машин. Сохраняется совместимость с существующими кассетами систем дистанционного минирования. Таким образом, переоснащение инженерных частей не приведет к проблемам по линии производства и поставки боеприпасов.

Два прототипа из трех показанных построены на существующих шасси при минимальной их доработке. Третье шасси разработано заново, но максимально использует узлы и агрегаты серийных танков. Речь идет только о производящейся технике новых моделей, что в перспективе должно обеспечить унификацию армейских машин разного назначения.

Рабочие характеристики


УМЗ линейки «Клещ-Г» получают унифицированные пусковые установки с 30 ячейками под кассеты на каждой. Установка оснащена электрической системой управления пуском и программаторами для ввода данных во взрыватели мин. Подготовка и отстрел мин контролируются с операторского пульта.



УМЗ-Т на базе броневика "Тайфун-ВДВ". Фото НПК "Уралвагонзавод" / t-digest.ru


Установка способна выстреливать содержимое кассет по одному, сериями или залпом. Обеспечивается выброс мин на дальность не менее 40 м. Представленные УМЗ осуществляют постановку мин в задней полусфере, как в полосе движения, так и по бокам от нее. С универсальными контейнерами используются мины разных типов. От модели мины зависят объемы залпа, размеры минного поля и т.д.

Бортовая аппаратура обеспечивает управление пуском, а также собирает данные о проведении минирования и готовит электронный формуляр минного поля. Эти сведения автоматически пересылаются командованию.

С точки зрения принципов работы и основных характеристик минирования изделия «Клещ-Г» почти не отличаются серийного заградителя УМЗ на шасси ЗиЛ-131. Преимущества перед более старым образцом обеспечиваются за счет новых шасси, систем управления и иных компонентов. Кроме того, необходимо отметить разницу в возрасте образцов и применение в проекте «Клещ-Г» современной техники.

Побочный эффект


Два из трех заградителей нового семейства построены на основе уже известных броневиков. Третий образец, УМЗ-Г, изготовили на базе оригинального гусеничного шасси, в основе которого лежат наработки по ОБТ. Этот образец техники, представленный НПК «Уралвагонзавод», может представлять интерес и в отрыве от ОКР «Клещ-Г».


Пусковые установки на заградителе УМЗ-Г. Фото Bmpd.livejournal.com


На основе танкового шасси построили многоцелевую бронированную платформу, пригодную для установки разных средств и систем. Силовые агрегаты и ходовая часть танков, вероятно, не претерпели кардинальных изменений. При этом использовали новый корпус с защитой уровня Бр4, выдерживающий обстрел из автомата с применением бронебойных пуль. Получившаяся машина имеет крупную грузовую площадку с защитой по периметру и отличается определенным запасом грузоподъемности при сохранении танковой подвижности.

Такая гусеничная бронемашина может использоваться не только в качестве УМЗ. На ее основе можно построить защищенное транспортное средство для личного состава, командиров или раненых, а также использовать для установки необходимого оснащения – от радиостанций до различных вооружений. Сравнительно высокие тактико-технические характеристики таких образцов вновь будут дополнены плюсами от унификации.

Ложка дегтя


Впрочем, показанные результаты ОКР «Клещ-Г» имеют не только плюсы. Можно найти и поводы для критики, затрагивающие все основные компоненты продемонстрированной техники. Любопытно, что подобные минусы машин оказываются «обратной стороной» их очевидных плюсов.

Унификация по используемым боеприпасам к существующими средствами дистанционного минирования приводит к отсутствию серьезного прироста рабочих характеристик. Преимущества перед серийным УМЗ с шестью пусковыми установками имеет только гусеничная машина УМЗ-Г, несущая 270 кассет с минами. УМЗ-К по возимому боекомплекту сопоставим со старым образцом, а УМЗ-Т уступает ему.


Универсальные минные заградители УМЗ на учениях. Фото Russianarms.ru


Эксплуатируемые УМЗ построены на хорошо освоенном автомобильном шасси, тогда как ОКР «Клещ-Г» предлагают технику на основе новых платформ, в том числе еще не дошедших до серийного производства. Броневики «Тайфун-ВДВ» и «Астейс» пока не получили широкого распространения в нашей армии, а база для УМЗ-Г все еще находится на испытаниях. Как следствие, скорое внедрение новых заградителей может привести к разунификации парка инженерных войск. Положительные последствия использования таких шасси проявятся только в отдаленном будущем, когда увеличится доля современных машин.

Предполагаемое будущее


Представленные в конце июня универсальные минные заградители трех типов имеют плюсы и минусы. Их нельзя назвать идеальными, но и провалом они не являются. В предложенном виде такая техника может представлять интерес для войск, но нельзя исключать необходимость тех или иных доработок.

Доступная информация об ОКР «Клещ-Г» позволяет предполагать, что работы по новым УМЗ еще не завершены, а техника не готова к принятию в эксплуатацию. Вполне возможно, что в ходе дальнейшей разработки в проект будут внесены различные изменения разных масштабов. Вероятно совершенствование всех основных компонентов техники и ее оснащения, направленное на избавление от существующих недостатков.

В средней перспективе заградители семейства «Клещ-Г» смогут выйти на государственные испытания, которые покажут их реальный потенциал и соответствие требованиям армии. Если проверки завершатся успехом, на вооружение инженерных войск поступят новые образцы систем дистанционного минирования с рядом характерных преимуществ.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх