- Автор Гелла Литвинцева
Значительная часть санкционных продуктов, которые попадают на российский рынок, идет через Беларусь. Бороться с белорусским реэкспортом трудно – в отношении грузов из стран Таможенного союза действует особый режим: не всегда можно просто взять и проверить груз. Введение обязательной электронной сертификации поможет решить эту проблему, но это произойдет не раньше, чем через два года. А пока представителям Россельхознадзора приходится по каждой партии ждать от белорусской стороны подтверждения и периодически устраивать рейды на дорогах.
Подтверждение происхождения
В отношении товаров, которые приходят в Россию из стран, попавших под российские санкции (страны ЕС, США и так далее), осуществляется 100% выгрузка. Специалисты Россельхознадзора в обязательном порядке берут пробы и отправляют на экспертизу. Проделать все то же самое в отношении грузов из Беларуси нельзя, поскольку у нас с этой страной единое таможенное пространство.
Белорусскую санкционку находят по-разному: иногда нарушители забывают заменить маркировку или делают это неаккуратно, иногда у проверяющих органов вызывает сомнение запутанная схема поставок, иногда сертификаты не в порядке, а иногда санкционный товар выдается за несанкционный. Проверить, в какой стране на самом деле были произведены продукты, прибывшие из Беларуси, удается за счет «авторизации фитосанитарных сертификатов» - подтверждения ветеринарными и фитосанитарными службами Беларуси факта выдачи свидетельств и сертификатов на конкретную партию.
- В случае если из Беларуси идет отправка грузов, то они в обязательном порядке через центральную почту Россельхознадзора отправляют копии ветеринарных сертификатов, которые они оформили на этот груз, с указанием места складирования, куда данная продукция поступает, - рассказал и.о. замруководителя управления Россельхознадзора по Петербургу и Ленобласти Олег Емцев.
- Это занимает определенное время, груз, конечно, простаивает, но пока мы не получаем подтверждения в случаях, если запутаны логистические схемы поставок продукции, груз не выпускается, - добавила заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Ирина Апанасова.
Стоит отметить, такое уведомление у России есть также и с рядом других стран - таких как Чили и Фарерские острова. После того, как импорт норвежской рыбы был закрыт, эти страны быстро нарастили свои поставки – на условии, что будут подтверждать выдачу сертификатов.
Белорусский момент
Но все это касается только тех белорусских грузов, которые идут через пункты пропуска. В целом в отношении продукции, которая попадает в Россию из Беларуси (граница достаточно протяженная и путей обхода очень много), у Россельхозназора отсутствует административный ресурс.
- Продукция растаможена (на территории Беларуси – прим. ред.), прошла все контроли, у них уже есть документ о том, что эта продукция соответствует требованиям Таможенного союза, и задержать ее безосновательно до получения авторизации сертификата у нас, по большому счету, проблематично. Есть склады, есть оптовые базы, где мы можем осуществлять, но если это машина, которая въехала в город и тут же реализовала по мелким партиям эту продукцию, то найти и собрать ее не представляется возможным, - сказала в комментарии ПРОВЭДу Ирина Апанасова.
Очень часто санкционные продукты везут «под товарами прикрытия» – выдавая за продукты или товары, которые не попали под запрет. При этом документы у перевозчиков могут быть идеальными, оснований для проверок не будет. Поймать таких нарушителей на дороге удается только за счет рейдов.
- На трассах мы периодически проводим рейды совместно с ГИБДД и останавливаем автомобили с белорусскими номерами или с европейскими номерами, которые вызывают у нас обоснованные сомнения, и контролируем груз. У нас случаев ввоза продукции под товарами прикрытия на автодорогах не установлено. В Брянске, Смоленске, в Псковской области были случаи, когда под видом пива ввозилась продукция растительного происхождения - например, польские яблоки. По документам основания контролировать этот груз Россельхознадзором отсутствуют, но под видом другой какой-то продукции она может попасть СПб или РФ и может где-то реализовываться, - рассказала представитель управления.
К примеру, был задержан груз, на маркировке которого было указано, что страна происхождения – Испания, а получатель – Беларусь. Эта продукция была растаможена в Беларуси, после чего белорусский поставщик повез груз в РФ. Такие схемы незаконны.
Но и этих мер недостаточно. В Россельхознадзоре признают, что санкционные продукты по-прежнему могут попадать в Россию через Беларусь.
- Предполагать мы это можем, - сказала Ирина Апанасова.
- Как мы все понимаем, граница все-таки открыта, у нас же нет пограничного и таможенного контроля. И, наверное, умельцы за время действия санкций уже нашли новые трассы и дороги, - добавила представитель управления.
Санкционка ввозится, потому что есть спрос. По словам Ирины Апанасовой, торговые сети у нас достаточно избирательны: их хорошо контролируют, и поэтому они станут рисковать, закупая санкционку. Но у нас есть и несанкционированная торговля, различные «развалы» фруктов и овощей: здесь спрос на дешевые польские яблочки не угасает. Проверять такие точки без достаточных оснований Россельхознадзор не может.
- В соответствии с действием 294 ФЗ, мы не можем подойти и проконтролировать их. Хотелось бы привлечь к этой работе общественные организации для того, чтобы к нам поступала информация от них, тогда по согласованию с прокуратурой мы можем проверить, - добавила Ирина Апанасова.
Электронная сертификация
После введения санкций импорт из Беларуси заметно увеличился. В зоне деятельности управления Россельхознадзора по Петербургу и Ленобласти такие поставки выросли почти на 20%.
- Да, увеличились. Если у нас в пунктах пропуска через границу и на СВХ грузопоток упал примерно на 20%, то практически настолько же увеличился грузооборот с Беларусью, - сообщила Ирина Апанасова.
Понятно, что с ростом импорта из Беларуси риск реэкспорта запрещенной продукции через эту страну увеличился. Решить проблему с санкционкой, по мнению представителей Россельхознадзора, поможет введение электронной сертификации.
- С 1 января 2018 года электронная ветеринарная сертификация будет обязательной. Любой потребитель сможет зайти в систему, которая будет в открытом доступе. Если информация о грузе окажется в системе, это значит, продукция реально сертифицирована, безопасна, - рассказал и.о. замруководителя управления Россельхознадзора по Петербургу и Ленобласти Олег Емцев.
Санкционка на границе
В прошлом году Управление Россельхознадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области изъяло 95,4 тонны санкционной продукции растительного происхождения и более 112 тонн продукции животного происхождения.
Все изъятые овощи и фрукты прибыли из Беларуси. На персики, нектарины, яблоки, томаты и перец перевозчики представили фитосанитарные сертификаты (или их копии) Марокко, на одну из партий свежих перцев - заверенную копию фитосанитарного сертификата Израиля.
«Во всех случаях национальные организации по карантину и защите растений Марокко и Израиля не подтвердили факт выдачи фитосанитарных сертификатов», - сообщили ПРОВЭДу в пресс-службе управления.
Продукция животного происхождения шла контрабандой в контейнерах. Грузы везли из Бельгии, Германии, Нидерландов, Литвы, Польши и Дании под товарами прикрытия.
«Санкционная продукция животного происхождения поступала на территорию РФ, как правило, с явными признаками перемаркировки и перупаковки груза, а подкарантинная растительная продукция поступала по крайне запутанными логистическим схемам поставок и имела неавторизированные фитосанитарные документы, - пояснили в пресс-службе Россельхознадзора.
Поставки упали – нарушения сократились
Стоит отметить, в целом в 2015 году нарушений при импорте продовольственных товаров (не только из Беларуси, а вообще) было меньше, чем в 2014 году. Но связано это не с тем, что участники ВЭД стали ответственней, а с тем, что импорт сократился
- У нас по карантинной продукции количество нарушений уменьшилось, как и уменьшилось количество продукции, которая ввозится, это соотносимые цифры. В 2014 было ввезено 3,7 миллиона тонн в зону деятельности управления, в этом году - 3,2 миллиона тонн, на полмиллиона тонн меньше. В связи с этим примерно на 800 тысяч снизились суммы штрафов, - сообщила Ирина Апанасова.
- Что касается ветеринарных грузов, то здесь также произошло резкое сокращение грузов. До введения санкций Евросоюз и США поставляли большое количество грузов животного происхождения. В 2015 году к нам поступило 1,25 миллиона тонн, тогда как в предыдущем году - 2,2 миллиона тонн, разница практически в 50%. В 2014 году мы наложили штрафов на сумму более 4 млн рублей, в 2015 году - на 2 млн рублей. Санкт-Петербург - это очень крупный транспортный узел, поэтому введение ограничений здесь ощутимо, - добавил Олег Емцев.
Всего в 2015 году в зоне деятельности управления было выявлено почти 4,5 тысяч нарушений и несоответствий. Общая сумма штрафов составила 6,8 млн рублей – сумма не очень большая, поскольку сами штрафы незначительные. К примеру, размер штрафов по административному кодексу по карантину растений составляет от 500 рублей до тысячи рублей в отношении должностного лица, до 500 рублей - в отношении физлиц и от 5 до 10 тысяч - в отношении юрлиц.
Свежие комментарии