В Пятигорске, на улице Кирова установлен памятник 20-летней Нине Павловне Попцовой (1922-1943) - участнице подпольного движения, существовавшего во время гитлеровской оккупации города.
К сожалению, её имя известно немногим из нас, однако подвиг девушки стоит в одном ряду с мужеством других героев войны, сражавшихся с
с захватчиком ради долгожданной Победы.
"Как мне хотелось работать, служить для Родины!..."
В начале августа 1942 года, после тяжёлых боёв с бойцами 11-й дивизии НКВД и курсантами Полтавского военного тракторного училища (прим.
- ранее учреждение эвакуировали) и др., гитлеровцы вошли в Пятигорск.К этому моменту оставшиеся защитники, а также мирные жители, кто не хотел жить с оккупантами, покинули город. Однако, в Пятигорске оставались участники подпольного движения. Среди них была и Нина Попцова (прим. - встречается "Папцова"), решившая добровольно начать борьбу с захватчиком.
Она родилась в 1922 году в с. Ункосово (прим. - ныне Рязанская область), а в 1930-х годах её семья переехала в Ставропольский край, станицу Горячеводскую. Отсюда в первые дни Великой Отечественной войны (1941-1945) ушли на фронт отец Нины, её родной брат, молодой человек.
Сама же девушка записалась на медицинские курсы и работала в госпитале, а позже оказалась в истребительном батальоне в г. Орджоникидзе, где её обучили подпольной деятельности, владению огнестрельным оружием и прыжкам с парашютом.
Здесь же девушке выдали паспорт на фамилию "Попцева", с которым она, в дальнейшем, уходила на задания в оккупированный противником Пятигорск.
Н. ПопцоваВ это время в городе была установлена "новая власть". Пятигорск был превращён гитлеровцами в "госпиталь", где проходили лечение раненые солдаты Вермахта, а в городе продолжили работу учреждения культуры, образования и больницы. И в это же самое время в Минеральные Воды оккупантами вывезены и уничтожены несколько тысяч мирных жителей еврейского происхождения.
Нина Попцова проникала несколько раз в Пятигорск, чтобы узнать информацию о численности гарнизона, местонахождении штаба и других военных объектов. Одной из удачных операций, осуществленных при помощи девушки, стала бомбардировка 4 октября 1942 года гостиницы "Бристоль".
Согласно статье генерал-майора авиации А. Зайцева "Осень, 1942-й, гостиница "Бристоль"...", советскими войсками от агентов была получена информация, что ...
"4 октября в 18 часов 30 минут в пятигорском гортеатре состоится награждение большой группы офицеров гитлеровской армии. Штаб противника находится в расположенной рядом гостинице "Бристоль"."Из статьи "Осень, 1942-й, гостиница "Бристоль"
С помощью самолётов ПО-2 было решено нанести ночью удар по этому району. Наводку на "Бристоль" указала как раз Нина Павловна, которая в этот день находилась в городе и в нужный момент осветила здание ракетами для советских лётчиков, пролетавших над объектами.
Статья "Осень, 1942-й, гостиница "Бристоль""Беспрепятственно подошли к цели. Когда самолет находился уже на боевом курсе на театр, штурман <...> вдруг торопливо сказал "Доверните на левую цель, командир, у театра никого нет. Большая группа офицеров толпится у гостиницы".Из статьи "Осень, 1942-й, гостиница "Бристоль"Довернув влево Боронин спикировал на цель и нажал кнопку бомбосбрасывателя...".
В ходе проведённой операции Вермахт лишился 6 генералов и более 150 офицеров, но теперь в городе начались массовые поиски диверсантов, а поэтому находиться в оккупированном районе становилось всё тяжелее.
Несмотря на это, Нина Попцова продолжала диверсионную деятельность. В декабре 1942 года она была вновь отправлена в Пятигорск для организации подпольной молодёжной группы. Однако, к этому моменту гитлеровцы уже знали о ней, "благодаря" доносу одного из жителей её родной станицы.
Видимо, знали о ней еще до бомбардировки "Бристоля", т.к. в работе советского прозаика Лианы Дмитриевны Глебовой, посвящённой оккупации края, процитирован документ, который гестаповцы получили осенью 1942 года:
"Заявление. 4 сентября 1942 года. По улице<...>,в Горячеводской Попцова откуда-то имеет и распространяет слухи: у немцев дело плохо, отступают. Большевики концентрируют силы. Эти слухи не иначе как исходят от их скрывающейся дочери Нины Попцовой, о чём я уже ранее сообщал."
Существует предположение, что выдал девушку одноклассник, который её очень хорошо знал. Так, вскоре девушка была поймана патрулём в Горячеводской во время проверки документов.
"Прощай, мамочка!..."
На многочисленных допросах Нина никого не выдала и ничего не рассказала, как и полностью отрицала свою связь с подпольным движением в городе. Подробно описывать, что делали с девушкой гитлеровцы, я не буду, однако, скажу что Нина за время нахождения в руках оккупантов полностью поседела.
При этом всё это видела мать девушки, Екатерина Матвеевна, которая находилась в оккупации и которую приводили, чтобы уговорить Нину выдать всю информацию. Однако, девушка отказалась говорить.
Единственно, что она смогла сделать - это написать карандашом, на клочке бумаги письмо своей маме, которое на сегодняшний день хранится в Пятигорском краеведческом музее (прим. - письмо было найдено в тюрьме среди мусора, уже после освобождения):
"Прощай, мамочка! <...> Не плачь обо мне. Мама! Придет наша родная Красная Армия, передай ей <...>. Пусть отомстят за меня <...>. Мама, милая! <...> ведь больше мы с тобой не увидимся. <...>Из письма Н.Попцовой
"Пусть отомстят за меня..."
В январе 1943 года советские войска подошли к Пятигорску. Оккупанты понимали, что долго удержаться не смогут, и необходимо было в кратчайшие сроки решать что-то с теми, кто находился в руках гестапо. Поэтому в ночь с 6 на 7 января 160 узников, среди которых была и 20-летняя Нина Попцова, были вывезены к склону горы Машук...
11 января 1943 года Пятигорск был освобождён. Войну пережила мама девушки, вернулся с фронта родной отец. Однако, Нина так и не смогла встретить долгожданный день победы над захватчиком, борьбе с которым она посвятила свою короткую, но героическую жизнь...
"Они кричат нам "Выходите", идут к нашей камере.Ой, мама!...
Свежие комментарии