Те из читателей, кто хоть каким-то образом был когда-либо связан с Афганистаном, вполне резонно задаются вопросом о защите границы между Узбекистаном и Афганистаном. Напомню, знаменитый «мост Дружбы», который долго служил началом трудных афганских дорог не только для военных водителей и механиков, но и для простых солдат и офицеров многих частей и подразделений и по которому выходили наши части после окончания операции, построен именно в Узбекистане.
Город Термез и Сурхандарьинская область Узбекистана известны ещё и тем, что достаточно много солдат Советской армии перед вводом на территорию Афганистана именно там, на полигоне неподалеку от этого самого моста, проходили КМБ и спецподготовку по конкретным военным специальностям. Три месяца жизни в пустыне, в палатках, при постоянных занятиях именно тем, что будет нужно на войне. Стрельба и другие спецпредметы... И именно из этого учебного центра начиналась война.
Для кого-то с посадки в вертолет на находящемся рядом аэродроме «Островной» в Какайды, для кого-то просто с посадки в кузов «Урала» и этого самого «моста Дружбы», и дороги, которая тянулась к красивым горам на юге. А водители колонн помнят другое узбекское название – Учкизил. Именно там кузова их машин наполнялись артиллерийскими снарядами, продуктами, снаряжением и прочим военным имуществом. И опять дорога на мост…
Вопрос о границе в Сурхандарьинской области решался нашими, России и Узбекистана, военными ведомствами уже давно. Итогом совместного обсуждения возможной проблемы в пограничных районах стали совместные учения российских и узбекских военнослужащих на полигоне «Термез». А также участие узбекских солдат и офицеров в учениях в Таджикистане, о которых мы писали на станицах ВО.
Учения, которые помогут объединить военных трех стран для совместных действий в особый период
В материале об учениях в Таджикистане я писал о том, что курирует подготовку этого мероприятия лично командующий ЦВО генерал-полковник Александр Лапин. С одной стороны, это нормально, когда учения, которые будет инспектировать министр обороны, готовит военачальник такого уровня. С другой стороны, генерал Лапин обладает огромной властью и своим решением может увеличить или сократить численность войск, участвующих в учениях.
Как вы догадались, командующий ЦВО увеличил численность войск и военной техники. На сегодня известно, что только со стороны РФ в учениях будут участвовать 1,8 тыс. военнослужащих, 420 единиц боевой техники, штурмовая авиация с авиабазы «Кант» (Киргизия). Всего же российские, таджикские и узбекские подразделения насчитывают 2,5 тысячи солдат и до 500 единиц боевой техники. Но, начнутся учения только 5 августа.
Сегодня же мы видим учения именно в тех местах, с описания которых я начал материал. Российско-узбекские учения на полигоне «Термез» в разгаре. Небо над полигоном периодически оглашается ревом моторов штурмовиков и вертолетов российских ВВС. 1500 солдат и офицеров двух армий отрабатывают задачи по организации обороны, контрударов и вытеснению противника с территории Сурхандарьинской области. Песчаные столбы поднимают гусеницы и колеса 200 единиц техники.
Привыкшим к иным масштабам российским читателям может показаться, что внимание к проблеме дестабилизации в Афганистане не слишком большое. На самом деле все обстоит совсем не так. Такая концентрация сил на границе вполне достаточна для того, чтобы ни один боевик не форсировал Амударью или не перешел границу в других местах.
Главную задачу трехсторонних учений четко определил российский министр обороны Сергей Шойгу:
«…практические действия по нанесению огневого поражения и уничтожению бандформирований, ведению воздушной разведки и усилению охраны важных объектов».
Изменилась ли ситуация в Афганистане
Те читатели, которые знакомы с уже опубликованными на ВО материалами по Афганистану, не будут удивлены тем, что ничего нового не происходит. События развиваются по предсказанному сценарию. Основные бои Талибан (запр. в РФ) ведет на юге и западе страны. Боевикам удалось войти в Лашкаргах, столицу провинции Гильменд. Правда, к чести правительственных войск, полностью взять город пока не получается.
Зачем талибам Лашкаргах?
Все просто. Именно через этот город проходят две важнейшие дороги.
Во-первых, захват столицы Гильменда означает контроль за поставками сельскохозяйственной продукции.
Во-вторых, Через Лашкаргах проходит основная дорога между Гератом и Кандагаром.
Ну и в-третьих, пока реально подтвержденных захватов столиц провинций нет. Лашкаргах может стать первым таким городом.
Северо-запад страны, в частности Герат, тоже достаточно важен для правительственных войск и для боевиков Талибана (запр. в РФ). Причем важны сразу два объекта. Сам город и аэропорт. На сегодня боевики не достигли каких-либо серьезных успехов. Кроме разве что захвата части дороги между Гератом и аэродромом. Известно, что именно в этой провинции сегодня задействован спецназ афганской армии.
По моему мнению, самые серьезные бои сегодня идут в Кандагаре. И наиболее подготовленные боевики сейчас именно там. Более того, по некоторым косвенным данным и непроверенным сообщениям некоторых СМИ, именно Кандагар станет временной столицей будущего государства Талибана (запр. в РФ).
Кто будет следующим «стабилизатором Афганистана» после бегства США
Я не могу пока понять желания боевиков выйти на границы с Пакистаном. Учитывая то, что Пакистан в достаточно хороших отношениях с Китаем. Вспоминается известное описание этих отношений послом Пакистана в Пекине:
«Выше гор, глубже океанов, прочнее стали, дороже зрения, слаще меда и так далее».
Как мне кажется, даже Талибан (запр. в РФ) понимает, что армия России не будет помогать Кабулу, армия США уже бежала из Афганистана. Остается одна серьезная держава, которая ещё не пробовала «утихомирить» эту страну.
Выглядит это как подготовка ловушки для КНР. Но, увы, доказать эту мысль пока нечем.
Я не думаю, что Пекин пойдет на какие-то реальные действия для установления своего доминирования в Афганистане. Стать союзником боевиков и потерять лицо? Защищать проамериканское правительство в Кабуле? Согласитесь, довольно странный выбор между очень плохим сценарием и очень-очень плохим сценарием. Да и не в традициях Китая открыто ввязываться в сомнительные аферы.
Другое дело НАТО. Точнее – амбиции одного из членов альянса. А именно Турции.
Напомню, в июне этого года Реджеп Тайип Эрдоган в кулуарах саммита НАТО уже высказывал эту идею Джо Байдену. О том, что решили два президента после своего общения, ни один из них не сообщил прессе. Но…
Есть ещё Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Кое-что «протекло» именно тут.
«Турция в будущем сможет играть ключевую роль в Афганистане».
Понятно, что среди Талибана (запр. в РФ) тоже есть достаточно знающие аналитики, которые точно так же просчитали амбиции турок. На чем всегда играет Турция? На исламском факторе. Единоверцы, вот главное, что помогает Эрдогану. Но, с талибами это не пройдет.
Уже несколько раз от разных представителей боевиков можно было услышать довольно простое для понимания заявление. Любой иностранный военный, будь то консультант, инструктор, охранник какой-то организации и прочий, будет считаться оккупантом и, соответственно, будет уничтожен или взят в плен.
Что это, как не прямое обращение к «помощникам из Турции» и предсказание их дальнейшей судьбы, если они каким-то образом появятся в Афганистане?
Да, боевиков относительно мало. По оценкам западных экспертов, что-то около 60 тысяч штыков. Турецкая армия гораздо более мощная. Но сегодня талибы успешно ведут бои с правительственной армией Афганистана численностью в 300 тысяч штыков.
Вызывает сомнение один вопрос. Эрдогана очень сложно упрекнуть в разбазаривании бюджета страны. Не могу представить, как можно будет легально, без наркотиков, вернуть затраты на операцию.
Короче говоря, скорее всего, на саммите НАТО президент Турции просто зондировал почву у американского президента по поводу реакции на покупку Анкарой российских комплексов ПВО.
Краткое резюме
События в Афганистане развиваются вполне предсказуемо. Как мне кажется, Талибан (запр. в РФ) не намерен делить власть в стране с кем бы то ни было. Да и соседи не очень рвутся к тому, чтобы эту власть отбирать. Позиция понятна.
Если кто-то все-таки решится отобрать власть у Талибана (запр. в РФ), работать на стороне боевиков, как это было в советско-афганской войне.
Повторюсь, я не верю в то, что боевики установят полный контроль над страной. Хотя, допускаю, что северные районы на какое-то время могут быть захвачены. Чисто гипотетически. Более того, если Талибан (запр. в РФ) будет действовать один, то вполне возможно, что в тех провинциях, где он установит власть, вполне вероятна стабилизация ситуации.
Другое дело, если в Афганистане активизируются другие террористические организации, которые якобы разгромлены в соседних странах. Члены этих организаций сейчас находятся в том числе на территории этой страны. Вот тут-то и появляются варианты. Если такая активизация произойдет, то трек развития ситуации становится достаточно размытым.
- Автор:
- Александр Ставер
Свежие комментарии