Старый Дамаск
Наверное, нет в нашей стране такого человека, который бы не слышал о Сирии.
Но мало кто из слышавших сможет показать на карте мира, где она находится. И еще меньше людей знакомы с историей этой удивительной страны, и уж совсем немногие знают, что Сирия является до сих пор не до конца исследованной сокровищницей мировой истории, и сохранила интересные факты (и сооружения) из истории мировых религий.
Одну из этих историй я и хочу рассказать.
Однажды, еще до войны, я гулял в центре Дамаска в районе, называемом «Старый Дамаск». Это исторический центр, где уж лет 100 запрещено строительство, и благодаря такому мудрому решению этот микрорайон сохранился в том архитектурном стиле (или точнее – в архитектурном хаосе), в коем пребывал лет 200–300 тому назад.
И порой, бродя бесцельно по этим древним улочкам-закоулкам, где прогнувшиеся под давлением столетий старые кедровые балки поддерживают ветхие балконы, ты порой полностью теряешь связь с действительностью и ощущаешь себя путником XVII века.
На фото попало множество орбов. Их часто можно встретить в древних зданиях городов Сирии. Но никогда мне не удавалось запечатлеть их в церквях и мечетях.
В период моей молодости я очень любил такие неспешные прогулки по Старому Дамаску, когда ты идешь не как турист ради достижения какой-то заранее поставленной цели, а (как тебе кажется по наивности) бродишь по старинным улочкам просто так, бесцельно, по наитию.
И, как всегда, вместе со мой бродил мой неизменный спутник – фотоаппарат.
Однажды, возвратившись из очередной прогулки по Старому Городу, я показал отснятый материал моему другу, доктору Хусаму Сахли, который почти всю свою жизнь (не считая годы, проведение в Москве) проживал в Дамаске.
– О… Я вижу, что ты гулял по Прямой улице… А ты знаешь, что она упомянута в Библии? Там еще неподалеку находится церковь святого Анании, ты ее видел?
– Нет, не знаю (тут необходимо признать, что в те годы мои знания Библии были очень скудными). И никакой церкви я не видел, если бы она мне встретилась, то я бы обязательно её заметил.
Мой друг лишь загадочно улыбнулся, и посоветовал мне на следующий день опять поехать в Старый Город, доехать на такси до Восточных ворот (Баб Тума), войти в них и сразу повернуть направо в переулок, который выведет аккурат к нужному мне месту.
Из Савлов в Павлы
Здесь необходимо сделать отступление и рассказать старинную легенду, в том ее варианте, каковой я когда-то услышал в Дамаске.
Когда-то давным-давно в Иерусалиме жил человек по имени Савл. И знаменит он был тем, что люто ненавидел первых христиан, которых в те годы евреи считали вероотступниками, и поэтому жестоко истязали и часто забивали насмерть.
И этот Савл, ранее преследовавший христиан в Иерусалиме, получил информацию, что в Дамаске эта «ересь» тоже пустила корни, и там существует христианская община.
И вот этот неутомимый борец за «правильную веру» собрал карательный отряд таких же, как и он, фанатиков, и отправились они в Дамаск, чтобы непременно разыскать местных христиан и немедля предать их смерти.
И вот в один непрекрасный для Савла день этот отряд под его командованием выдвинулся в Дамаск.
Но на полпути произошла большая неприятность: в небе вдруг возникло яркое свечение, ослепившее всех участников данной экспедиции.
После чего свечение пропало, а Савл обнаружил, что ничего не видит – ослеп.
Затем сохранившие зрение спутники Савла посадили своего шокированного произошедшим командира на лошадь, и отряд в полном упадке боевого духа двинулся по направлении к Дамаску.
Но до города они добраться не успели и остановились на ночлег. Сильно потрясенный произошедшей бедой Савл забылся в тревожном сне, где перед ним предстал человек, одетый, словно какой-то бродяга, и спросил он с укоризной: «Саул, зачем ты преследуешь меня и моих детей?»
Затем приснившийся дал Савлу краткий инструктаж: ты должен прибыть в Дамаск, и на улице, что называется Прямой, найти дом человека по имени Иуда. Туда придет человек, которого зовут Анания, и он тебе поможет.
Испуганный таким странным сновидением Савл проснулся, разбудил своих спутников и повелел им, не мешкая, отвести его в Дамаск в дом неизвестного ему Иуды.
В ту же ночь глава общины христиан Дамаска по имени Анания увидел странный сон: ему привиделся какой-то человек в нищенской одежде с необыкновенно выразительными, словно не земными глазами, и молвил он: «Утром иди в дом Иуды, что живет на Прямой улице, там будет слепой, и ты должен возложить на него руки».
Анания тут же проснулся в большом смятении чувств, умылся и, даже не позавтракав, проследовал в дом Иуды, где увидел группу вооруженных людей, явно недружелюбного вида.
Один из них спросил: «Ты Анания»?
После утвердительного ответа ему подвели мужчину, который объяснил, что ослеп, а потом ему приснился сон, где приснившийся человек велел прийти в дом Иуды и там ожидать какого-то Ананию.
Подивившись такому совпадению снов, Анания положил свои ладони на голову этого незнакомого человека, и в тот же момент он прозрел.
Затем Анания пригласил незнакомца к себе в дом, где они познакомились и потом долго беседовали, обсуждая удивительные для них обоих произошедшие события.
В итоге Савл утвердился во мнении, что случилось чудо: его излечил человек, которого он собирался убить. И случилось это по воле Того, в чьем существовании Савл сомневался и против учения которого так яростно боролся.
В этом состоянии сильного душевного потрясения и переустройства мировоззрения Савл возжелал немедленно стать христианином. И Анания в тот же день исполнил его желание: крестил его в своей небольшой подземной домашней церкви, и при крещении нарек Павлом.
Вот так и произошел переход Савла в Павлы.
Эта легенда вступает в противоречие с библейской историей, но, на мой взгляд, она в большей мере соответствует действительности, ибо настоящие чудеса обычно незатейливы, и в ней мы видим обычных людей с присущими им человеческими чертами: – заблуждением, ненавистью, страхом, сомнением, удивлением и утверждением в вере, а не каких-то мифологизированных отрешенных от действительности полусказочных персонажей.
Впоследствии на основании осмысления этой истории возникло выражение «Из Савлов в Павлы», первоначально означающее внезапное перерождение хулителя христианской веры в её ярого проповедника, либо (позже) столь же кардинальную смену человеком каких-то своих главных жизненных принципов на диаметрально противоположные.
Домашняя церковь Св. Анания
На следующий день я последовал совету моего друга – поймал такси и поехал к Восточным воротам Старого Города. Затем прошел сквозь них, свернул направо в переулок, дошел до конца и уперся вот в эту стену:
Затем вошел в калитку и попал на небольшой дворик, зажатый между несколькими двухэтажными домами. И начал осматриваться, пытаясь обнаружить здание церкви.
Но его не увидел, мой взор не находил ничего похожего даже на небольшую часовенку.
Увидав слева вход в небольшой магазинчик, я решил туда зайти и попросить продавца подсказать, где же находится искомая церковь.
В те времена (не знаю, как сейчас) люди в Дамаске были очень приветливые и доброжелательные, продавец оставил свой прилавок и буквально за руку подвел меня к стене дома, где находились ступени ведущей вниз лестницы.
В тот момент, еще не понимая зачем, я начал спускаться под землю и, отшагав два пролёта, попал в помещение, которое в моем представлении, основанном на величии наших русских православных храмов, совершенно не походило на церковь абсолютно ничем. Разве только развешенные на стенах многочисленные иконы подсказывали, что здесь находится христианский храм.
Мы, живущие в России, привыкли к архитектурной красоте и внутренней роскоши наших православных храмов, величественно возвышающихся над землей.
Здесь же мы видим противоположную картину: храм находится под землёй, это сравнительно небольшое помещение со стенами из небрежно отесанных камней и очень скромной внутренней обстановкой.
Глубина свода (потолка) от уровня земли примерно около метра, стены – из положенных друг на друга камней.
Храм состоит из двух небольших прямоугольных помещений, расположенных перпендикулярно по отношению друг к другу.
В первом, представляющем собой подобие длинного коридора, на обеих стенах развешены в ряд иконы.
В конце комнаты алтарь, на стене висит икона, а за ней сеткой отгорожено пространство, куда верующие после произнесенных молитв за здравие или за упокой помещают свои записки или фотографии родных и близких.
Другое помещение большей площади, в нем проводятся службы. У стен расставлены скамьи для прихожан, на алтаре стоит стол.
Над ним три иконы, изображающие эпизоды библейской истории, размещенные в хронологической последовательности, согласно правилу арабской письменности – справа налево:
Обстановка, мягко говоря, очень сильно не помпезная, что в очередной раз заставляет нас вспомнить проповедуемый Иисусом Христом принцип главенства духовного над материальным.
Точных данных о дате постройки этого сооружения не имеется. Согласно одной из легенд, это было какое-то храмовое сооружение, возведенное за много сотен лет до рождения Анании. И в момент его появления на свет оно уже находилось ниже уровня земли, и использовалось его родителями в качестве погреба.
Впоследствии, когда он стал молодым человеком, принял христианство и был избран главой немногочисленной общины Дамаска, Анания использовал это подземелье для тайных собраний первой христианской общины Дамаска.
Что в изложенном правда, а что вымысел, установить не представляется возможным, поэтому предлагаю просто осмотреть на фото внутренние помещения подземной церкви (храма), а потом вспомнить, что мы – всего лишь временные гости в этом мире…
- Лев Тюрин
- архив автора
Свежие комментарии