Разрешив тратить ФНБ на инфраструктуру, нужно первым делом связать остров с материком
Глава Минтранса Виталий Савельев поддержал проект строительства железнодорожного моста с материковой части страны на остров Сахалин.
Пристальное внимание к Дальнему Востоку, где сейчас проходит Восточный экономический форум, дает, наконец, шанс на реализацию амбициозного плана.По словам министра, проект моста прорабатывается РЖД. Уже обозначены «точки входа и выхода». «Довольно интересный проект, но капиталоемкий. Поэтому здесь тоже все надо просчитать», — сказал Савельев на совещании по социально-экономическому развитию ДФО, которое проводил Владимир Путин. Президент сейчас находится в регионе.
Савельев напомнил, что на Сахалине узкая железнодорожная колея уже заменена на общероссийский стандарт. Таким образом, снято основное препятствие для связи острова с материком железнодорожным сообщением. При этом он оговорился, что существенных затрат потребует также оборудование подходов к мосту.
Путин в ответ посоветовал развивать не просто подходы, а прилегающую территорию. Поспорить трудно, однако, чтобы развивать этот довольно дикий край нужна железнодорожная ветка, связывающая его с «большой землей». Замкнутый круг? Споры о целесообразности строительства мостового перехода на Сахалин ведутся со времен Сталина.
Большинство сахалинцев ждут не дождутся моста. Свежее заявление министра транспорта вновь подогрело надежду. «Стоимость грузов, оплачивать бюджету нам с вами постоянно? Это все, дешево? Некоторые на этом монополию развивают, Мост нужен, однозначно, цена на многое, упадет сразу, дефицита станет меньше», — пишут сахалинцы на местном форуме.
Но есть и скептики, желающие «синицу в руках». «Дорогу Оха — Южно-Сахалинск сначала сделайте!», — требует один. «Холмчане 76 лет ждут асфальтированную дорогу от города до пляжа в Садовниках, но видно не судьба», — горюет другой. «Как выборы, так тему моста вытаскивают», — возмущается третий. Некоторые отмечают, что изоляция от «большой земли» имеет свои плюсы.
Москва активно «дразнит» сахалинцев мостом как минимум с 2017 года, когда на том же Восточном экономическом форуме Владимир Путин заявил, что новый переход вместе с модернизацией БАМа и Транссиба, а также развитием Севморпути «позволит превратить российский Дальний Восток в один из важнейших логистических узлов мира».
Прошло четыре года…
Постройку перехода на Сахалин нередко связывают с его продолжением на японский остров Хоккайдо. Мол, тогда японские товары можно будет возить по БАМу и Транссибу в Европу. Но это далекая перспектива, которой могут помешать политические факторы. Уж не по этой ли причине президент РФ вновь заговорил о необходимости подписать мирный договор с Японией?
В 2019 году РЖД заложила строительство «железнодорожной линии Селихин — Ныш с переходом пролива Невельского» (моста на Сахалин) в проект своей инвестиционной программы на 2020−2022 годы, отметив, что оно «зависит от параметров привлечения бессрочных облигаций с гарантированной доходностью до 250 млрд руб». Позже заговорили о переносе сроков на 2025 год.
То есть все дело в деньгах: 250 млрд плюс еще 290 млрд на подъездные пути. Однако сейчас в ФНБ скопилось 14 трлн рублей. При этом на законодательном уровне было разрешено расходовать средства ФНБ в том числе на строительство инфраструктурных объектов. Мост на Сахалин — идеальный пример такового. Когда еще строить, если не сейчас?
Но есть нюанс. Похоже, разрешив тратить деньги ФНБ более широко, власти породили ситуацию, когда за них развернулась подковерная конкурентная борьба. Пока чиновники осторожно рассуждают о поддержке проекта моста (вдруг «Первый» передумает?), бизнесмены рассчитывают, что общероссийская «кубышка» поможет им в реализации их собственных частных проектов.
Так, на средства ФНБ рассчитывают инициаторы строительства частной железнодорожной ветки от Эльгинского угольного месторождения в Якутии до Охотского моря. Взамен бизнесмены попросили право первоочередного вывоза угля. Проект уже получил режущее слух название «частного БАМа». После «стройки века» говорить о БАМе в таком ключе непривычно.
Интересно, что после одобрения частной ветки властями аппетиты бизнеса стали расти. Начав с просьбы о вывозе 5 млн тонн, они дошли до 25 млн тонн, что ущемляет интересы других участников рынка. На это уже указал президент Путин, а вице-премьер Андрей Белоусов поручил профильным ведомствам изменить первоначальную схему к общей пользе.
С учетом того, что к прокладке второй колеи БАМа были привлечены Железнодорожные войска России, картина вырисовывается неприглядная: государство расходует средства, дает преференции, закрывает узкие места, а частный бизнес пользуется средствами ФНБ, инфраструктурой, богатеет, да еще и норовит «отжать» конкурентов, включая само государство.
Так, вместо моста на Сахалин, нужного всей стране, мы получим частную железнодорожную ветку, необходимую бенефициарам угольного бизнеса. Таковы приоритеты Кремля. Что это — следствие системного подхода чиновников, считающих, что частные интересы олигархов важнее общественных, или результат нерешительности, несогласованности действий разных ведомств?
Так или иначе, но в государстве, похоже, имеется сильное лобби, по неизвестной причине возражающее против того, чтобы связать Сахалин с материком. Противником проекта является и специальный представитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта, экс-глава АП Сергей Иванов (об этом писала «СП»).
Чтобы построить мост, говорил он осенью 2020 года, необходимо пройти 536 км по «безлюдной тайге» от Комсомольска-на-Амуре до точки на континенте, где самый узкий пролив. «Так вот: 536 км по Хабаровскому краю — это обойдется гораздо дороже, чем сам мост. The end of story», — вынес по-английски Иванов свой вердикт.
А вот как прокомментировал «СП» вероятное строительство эксперт ООН по транспортному планированию, ведущий научный сотрудник ЦНИИП Минстроя РФ Александр Стрельников:
— Может быть, я вас огорчу, но освоение Сибири и Дальнего Востока — может быть, не самое лучшее решение. Потому что Америка пользуется кислородом из Сибири. И если Сибирь активно осваивать, то будут очень большие потери для всей планеты. Хорошо, что было Киотское соглашение, которое оценивало энергосберегающие активности. Поверьте, сбережение Сибири может дать больше, чем ее освоение. Ведь трактор, пройдя по вечной мерзлоте, задерживает ее развитие чуть ли не на столетие.
«СП»: — Мы живем в России, а не в Америке. Разве узкая железнодорожная ветка, мост на Сахалин и заселение близлежащих к ним территорий так уж всерьез скажется на интересах планеты? Просторы там огромные…
— И все-таки стоит задуматься об экологии. Это мнение я высказал на совете ЦНИИП во многом нечаянно. Но экологи, которые там присутствовали, это учли, прислушались и потом ссылались. Для них было ценно, что это мнение строителя, транспортного планировщика.
А вот профессор кафедры «Проектирование и строительство железных дорог» Московского государственного университета путей сообщения Анатолий Васильев не только горячий сторонник строительства нового моста, но и готов предложить для этого оригинальные инженерные решения:
— Я строил последние участки сталинской дороги на Сахалин. Кроме того, я прожил четверть века на Сахалине, патриот острова и вижу смысл в строительстве перехода. Он даст грузопоток и на восток, и на запад. Как раз по БАМу железнодорожными войсками началась укладка второго пути. Условия там тяжелые.
«СП»: — Это может иметь отношение к мосту?
— С мостом могут быть большие проблемы. Помните, некоторое время назад, ванты моста на остров Русский обледенели от непогоды? На нем было 2 тысячи тонн льда. Его обкалывали вручную промышленные альпинисты. Но во Владивостоке низкие ванты, а то место, где будет мост на Сахалин, на 1,5 тысячи километров севернее.
Там постоянно обледеневают рыболовные суда. Поэтому с мостом надо быть осторожным. А то построим, а эксплуатировать не получится. Но технические решения таких проблем есть. Если понадобится, специалисты нашей кафедры помогут. Я вижу варианты, каких, к сожалению, нынешние проектировщики не видят.
«СП»: — Пока есть средства в ФНБ, надо бы и мост построить, и БАМ расширять. Новую ветку от Эльгинского месторождения вот-вот протянут…
— Я не сомневаюсь, что ветку от Эльги и порт в районе Шантарских островов в Охотском море можно построить. Но почему бы все-таки не сделать мост и не вывести эту ветку к трем незамерзающим портам Сахалина: Корсакову, Холмску и Невельску? Тогда ее можно будет использовать не только под уголь, но и любые другие грузы.
Свежие комментарии