На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 365 подписчиков

Свежие комментарии

  • Неважно Неважно
    Конституция написана для граждан России а не для мигрантов.Депутат Госдумы "...
  • Татьяна Гусева
    Затулину платит таджикская диаспора? Или у него строительный бизнес с мигрантами? Он уже достал своей защитой этих вы...Депутат Госдумы "...
  • Горыныч
    Шакала затулло вместе с детками мигрантскими в кишлак баранов пасти! На большее он не годен.Депутат Госдумы "...

Боевые корабли. Крейсера. Морской бог реально любит троицу!


Продолжаем тему, начатую двумя статьями ранее. То есть на повестке дня у нас хождение по мукам итальянских корабелов в попытке создать нормальный легкий крейсер. Некоторые исследователи вообще считают «Кондотьери» первых двух серий чуть ли не лидерами-переростками, но тут я с ними не согласен.

Все-таки «Кондотьери» серий А и В были крейсерами. Очень легкими, весьма ущербными, но крейсерами. Быстрыми (сомнительно несколько) и очень хрупкими. Однако же вооружение было самое что ни на есть крейсерское, хотя к ПВО претензий было достаточно.

Однако если сравнить с зенитным вооружением, например, советского крейсера «Червона Украина» или «Кирова», то станет понятно, что могло быть и хуже.

Хотя и до скорости тоже можно докопаться. Да, замеры производили и в тепличных условиях и снявши все, что можно. Реальная боевая скорость, как я уже говорил, была значительно ниже, чем та, которую показывали на испытаниях.

Броня и живучесть – да, это были слабые места крейсеров, и об этом итальянское флотское командование прекрасно знало. Именно потому не стали штамповать тип А, а попробовали исправить, разработав тип В. Не помогло, как стало понятно.

Дорогу, как говорится, осилит идущий. Потому и появился следующий тип крейсеров «Кондотьери», тип С.


Военное министерство потребовало кардинальных изменений касательно защиты. Строительство повесили на фирму «Ансальдо», которая, я считаю, с честью справилась с заданием, потому что на свет появились настоящие легкие крейсера, не уступающие мировым аналогам.

Кстати, именно «Кондотьери» тип С стали прообразами наших крейсеров тип 26 «Киров». Но это уже совсем другая история.

Итак, инженеры из «Ансальдо» (суперфирма, поскольку из такого А и В сделать почти конфету…) построили два крейсера. «Раймондо Монтекукколи» и «Муцио Аттендоло». И это уже были корабли, которые можно назвать настоящими легкими крейсерами. Без всяких сравнений со скаутами и лидерами эсминцев.


Суть проекта проста, как я не знаю, что. Удлинить корабль на 10 метров, сделать шире на 1 метр. Водоизмещение возрастет, согласно расчетам, до 6150 тонн (у «Да Барбиано» было 5300 тонн), и весь прирост водоизмещения потратить на бронирование корабля.

Весьма разумный ход.

Далее надо было увеличивать мощность силовой установки. Примерно до 100-110 тысяч л.с. Корабль с новым бронированием все равно должен был выдавать по плану 36-37 узлов.

Бронирование. Это была песня, жаркая такая итальянская серенада о том, как из гадкого утенка начали делать лебедя. Или гуся.

Шутка ли, общий вес брони был увеличен с 578 до 1376 т по сравнению с тем же «Да Барбиано». Плюс на типе С была реализована идея объединить все боевые посты и разместить их все в бронированной надстройке, имеющей цилиндрическую форму.

Вертикальное бронирование корпуса должно было иметь толщину 60 мм, вертикальные переборки 25 мм, палуба 30 мм. Траверзы и защита башен тоже должны были быть усилены.

Головной крейсер серии, «Раймондо Монтекукколи», был заложен 1 октября 1931 года. Второй корабль, «Муцио Аттендоло», в связи с внесением в проект некоторых изменений и финансовыми затруднениями, заложили только в апреле 1933 года.


Имена, естественно, дали в честь исторических лиц Италии.

Раймондо, граф Монтекукколи, герцог Мельфи (1609-1680). Дослужился до генералиссимуса Священной Римской империи, за которую в целом провоевал всю жизнь. С поляками против шведов, с австрийцами против турок, с датчанами против опять же шведов, с голландцами против французов. Побеждал. Написал немало трудов по тактике и стратегии. Умер от старости своей смертью, что в целом достойно.

Муцио Аттендоло «Сфорца» (1369-1424) — итальянский кондотьер, долго служивший с Да Барбиано. Основатель династии Сфорца, правившей Миланом, тоже воевал всю жизнь и закончил ее, утонув при форсировании реки Пескары.

Естественно, согласно итальянской традиции, крейсера получили свои персональные девизы:
— «Раймондо Монтекукколи»: «Con rizolutezza con rapidita» («С решительностью и быстротой»);
— «Муцио Аттендоло»: «Constans et indomitus» («Тверд и неукротим»).


В некоторых источниках в компанию к этим двум крейсерам еще добавляют «Дука ди Аоста» и «Эугенио ди Савойя», построенные чуть позже. Но мы их рассмотрим отдельно, поскольку это были похожие внешне, но изрядно отличные внутренне корабли. Тип D «Кондотьери» отличался от типа С на добрую тысячу тонн водоизмещения, что повлекло за собой довольно приличные изменения в конструкции.


"Дука ди Аоста"



"Раймондо Монтекукколи"

Разница есть даже внешне.

Что же получилось у итальянцев с третьей попытки?

Стандартное водоизмещение 7 524 тонны, полное 8 990 тонн.

Длина 182 м, ширина 16,5 м, осадка при полном в/и 6 м.


Силовые установки состояли из 6 нефтяных котлов «Ярроу» и двух турбин. На «Монтекукколи» стояли турбины системы «Беллуццо», на «Аттендоло» – от «Парсонса».

Мощность силовых установок достигала 106 000 л.с., что обеспечивало скорость полного хода 37 узлов. На ходовых испытаниях, проведенных в 1935 году, «Монтекукколи» при водоизмещении 7020 т развил мощность машин 126 099 л.с. и достиг скорости 38,72 узла. «Аттендоло» при водоизмещении 7082 т показал 123 330 л.с. и 36,78 узла соответственно.


Дальность плавания исчислялась в 1100 миль со скоростью 35 узлов, на крейсерской скорости в 18 узлов для «Монтекукколи» 4 122 мили, для «Аттендоло» 4 411 миль.

Бронирование. То, ради чего все затевалось.

Основу бронезащиты составлял бронепояс толщиной 60 мм от башни №1 до башни №4. Пояс замыкался 25-мм траверзами. За поясом размещалась 20-мм противоосколочная переборка.

Палуба бронировалась листами 30-мм толщиной, примыкавшие к бронепоясу участки бронировались листами 20-мм.

Боевая рубка имела 100-мм броню, командно-дальномерный пост имел по кругу броню 25 мм, крыши 30 мм.


Сами башни имели лобовую броню 70 мм, 30-мм крышу и 45-мм боковые стенки.

Толщина брони барбетов башен была различной. Барбеты возвышенных башен №2 и №3 выше верхней палубы прикрывались 50-мм броней, барбеты носовых башен (№1 и №2) ниже уровня верхней палубы прикрывались 45-мм броней, в районе погребов толщина брони была 30 мм.

Барбеты кормовых башен имели толщину 30 мм по всей высоте. Щиты универсальных 100-мм орудий имели толщину 8 мм.

При проектировании брони были сделаны расчеты, которые дали следующую картину. На дистанции 20 000 м 203-мм снаряд пробивал бронепояс и переборку за поясом у крейсеров при угле встречи не более 26°, а на дистанции 17 000 м — не более 35,5°. Это вселяло некоторую уверенность, но расчеты – дело такое…

152-мм снаряд начинал уверенно пробивать пояс и переборку при нулевом угле на расстоянии 13 000 м.

В целом встречаться с тяжелыми крейсерами для «Кондотьери» было делом заведомо смертельным. Но уже неплохо то, что в сравнении с предшественниками эти крейсера не боялись снарядов орудий эсминцев. Уже неплохо, как говорится.

Комбинация пояса и отодвинутой от него переборки обеспечивала относительную защиту от снарядов с малым замедлением или взрывателем мгновенного действия, разрыв которых происходил бы в пространстве между поясом и переборкой. То есть от заброневого повреждения осколками.

Единственное, что осталось незащищенным, – рулевые машины. Сомнительная такая экономия, но такое решение было принято конструкторами.

Вооружение


Вооружение осталось совершенно тем же, что и на типе С. Восемь орудий фирмы ОТО калибром 152 мм образца 1929 года.


Управление огнем главного калибра было дополнено установкой приборов управления огнем «RM 2». С помощью этих приборов, установленных в башнях №2 и №3, можно было при необходимости управлять огнем всего ГК либо группами башен – носовых и кормовых. Ну и, естественно, каждая башня из четырех имела возможность вести огонь, основываясь на данных своих дальномеров.

Универсальная артиллерия состояла все из тех же 100-мм орудий в установках Минизини образца 1928 года. Расположение кормовое, идентичное предыдущим сериям кораблей.


А вот малокалиберная зенитная артиллерия наконец-то получила уже упоминавшиеся в предыдущих статьях злополучные 37-мм зенитные автоматы фирмы Бреда модели 1932 года. Таких автоматов каждый крейсер получил аж восемь штук в четырех спаренных установках.


Эффективная дальность стрельбы равнялась 4000 м, максимальный угол возвышения достигал 80°, максимальный угол снижения 10°. Боекомплект состоял из 4000 снарядов.


Дополняли зенитные автоматы все те же восемь пулеметов калибра 13,2 мм все той же фирмы Бреда образца 1931 года в четырех спаренных установках.
(окончание следует)
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх