Органы опеки Приморья хотят ограничить в родительских правах многодетного отца, организовавшего для своих детей лесной поход с палаткой. Его уже обвинили в ненадлежащем исполнении своих обязанностей по воспитанию и заставили делать ремонт в доме.
Ранее опека Приморья пыталась отобрать трёхлетнюю девочку у бабушки из-за того, что та взяла её с собой на ферму. Рассказываем, как защитники прав детей устраивают в регионе произвол.Петрова Александра
Недавно СМИ облетела новость – в приморском посёлке Кавалерово пропали трое детей, а потом их нашли в лесу вместе с отцом, после чего органы опеки детей изъяли. Журналистами история подавалась так, будто отец семейства Алексей Ивлев – чуть ли не шизофреник. Поступок 40-летнего мужчины пресса пыталась объяснить паническим страхом Алексея перед коронавирусом, так как мужчина шесть лет назад потерял жену, умершую от пневмонии.
В частности, агентство Life не стеснялось называть мужчину "горе-отцом", линчуя его за то, что он в соцсетях делал репосты записей об опасности чипизации и – о ужас – публиковал православную молитву "во время губительного поветрия". Также агентство сравнило Алексея с психически нездоровой жительницей Татарстана, которая две недели удерживала детей в лесу и кормила листьями. Словом, почитаешь такие новости и сразу порадуешься за приморскую опеку, которая так оперативно изъяла детей у какого-то сумасшедшего.
Вот только за "жареными фактами", раскручиваемыми в СМИ, кроется совсем другая история, представляющая региональные власти не в лучшем свете.
"Отошли от посёлка метров на 300. Дети просили пойти в поход"
Через некоторое время, когда журналисты пообщались с Алексеем Ивлевым, открылась несколько иная версия событий. По словам мужчины, его двое сыновей 12 и 16 лет и девятилетняя дочка сами просили папу пойти в лес и пожить там некоторое время. Ещё бы – погода теплая, а готовить на костре и ночевать в палатке для любого ребёнка – настоящее приключение. Вот Алексей и устроил детям небольшой поход – по его словам, отошли от посёлка они всего метров на 300, причём мужчина время от времени приходил в населённый пункт, и его там видели.
Алексей оборудовал лагерь всем необходимым: большая современная палатка, солнечная электростанция, ноутбук, переносной душ, огнетушитель, провизия.
Детям ничего не угрожало. Как им надоело бы в лесу – вернулись бы домой. Мы просто отдыхали,
– заверил он журналистов.
Но в школе, где учились сыновья и дочь Алексея Ивлева, довольно быстро подняли шум – мол, дети пропали. Полиция стала искать их и через две недели нашла в лесу. Вот как, по словам Ивлева, это происходило:
"Для меня на самом деле было несколько удивительно увидеть поднимающихся полицейских, осторожно вышагивающих в массиве лесных деревьев. Я вышел из палатки и заметил целую цепочку. Мы ни от кого не прятались и особо не маскировались. Я вышел и, чтобы привлечь их внимание, просто-напросто сказал: "Добрый день". Они увидели меня и ближе стали подходить. И мне стало известно о том, что мы попали в розыск. Из-за того, что, никому не сообщив, удалились в режиме самоизоляции, хотя и взяли с собой всё необходимое".
По словам Алексея Ивлева, его двое сыновей 12 и 16 лет и девятилетняя дочка сами просили папу пойти в лес и пожить там некоторое время. Фото: Marijan Murat/ dpa/ Globallookpress
В итоге детей у мужчины изъяли и отправили в поликлинику, правоохранители составили на него протокол за "ненадлежащее исполнение родительских обязанностей", а региональные органы опеки начали готовить иск об ограничении многодетного отца в родительских правах – об этом сообщила детский омбудсмен Ольга Романова. Опека планирует отправить сыновей и дочь Алексея Ивлева на реабилитацию под надзор психологов. Действительно, ведь две недели пожить в оборудованной палатке в лесу – это же ужасная травма для психики подростка.
Сейчас Алексей пытается добиться возвращения детей. Он заявил, что дети не представляют себя вне семьи и хотят домой. Но опека так просто воссоединять семью не хочет, несмотря на то что та всегда была благополучной и ни на каких учётах не состояла. Так, Алексея заставили делать в доме ремонт:
Отцу необходимо срочно привести в порядок помещения, в которых живут дети. Это требование органов опеки абсолютно оправданно, поскольку санитарные и бытовые условия в доме требуют улучшений. [Дети] очень привязаны к отцу, потому вся семья заинтересована в том, чтобы ремонт завершился как можно скорее,
– заявила детский омбудсмен Приморья Ольга Романова.
По сути, у совершенно нормального человека, который до того прекрасно жил со своими детьми и старался интересно организовывать их досуг, отобрали двух сыновей-подростков и дочь только потому, что он пошёл с ними в поход, не сообщив об этом в школу. А потом отца-одиночку ещё и заставили делать ремонт – естественно, не заботясь о том, откуда ему брать на это деньги.
Не в первый раз
Что настораживает ещё больше – так это то, что всего каких-то три месяца назад в Приморье уже пытались схожим образом забрать ребёнка из семьи, пеняя на ненадлежащие условия его проживания. Царьград писал об этом случае: трёхлетнюю девочку отобрали у родной бабушки-опекуна, обнаружив её на ферме. Пожилая женщина пыталась объяснить внезапно нагрянувшим проверяющим, что живёт она в большом и чистом доме, а девочку взяла с собой на работу буквально на пару часов – корова отелилась, нужно было срочно идти, а ребёнка оставить не с кем. Но те и слышать ничего не хотели.
Уполномоченный по правам ребёнка в Приморском крае Романова Ольга Владимировна. Фото: deti.gov.ru
В итоге девочку вернули бабушке на следующий день, заставив последнюю сделать дома уборку. Об успешной "операции" гордо отрапортовала всё та же Ольга Романова, детский омбудсмен Приморья:
"Опекун вовремя устранила все замечания, органы опеки осмотрели дом, в котором будет проживать девочка, претензий нет", – сказала она тогда.
Неужели для уборки в доме необходимо забирать ребёнка из семьи? Почему нельзя вместо этого войти в положение родителя и помочь привести помещение в должный вид, если, конечно, требования органов опеки вообще имеют под собой основания? Разве задачей опеки является не помощь "неблагополучным" семьям? Видимо, приморская опека и детский омбудсмен региона Ольга Романова считают, что у них другая задача: первым делом нужно отобрать детей, а потом уже разбираться.
Права детей в Приморье защищает журналистка
Впрочем, если посмотреть на биографию детского омбудсмена Приморья Ольги Романовой, там есть интересный факт. Чиновница не имеет образования, связанного с работой с детьми, – ни психологического, ни педагогического, ни даже юридического. В 1995 году она закончила Дальневосточный государственный университет по специальности "журналистика", а потом строила карьеру на Российской вещательной корпорации во Владивостоке. Параллельно пробовала себя в бизнесе, учредив продакшн-студию под названием "Продюсерский центр "Рост»", которая делала фильмы по заказу региональных властей. Через некоторое время создала семейный портал "Владмама" и одноимённый благотворительный фонд.
На должность уполномоченного по правам ребёнка в Приморском крае Ольга Романова была назначена совсем недавно – 9 января 2020 года. Но, как видим, уже успела засветиться в двух историях, выставляющих местные органы опеки в не самом выгодном свете.
Когда чиновница заступала на должность, она заявила, что её главной задачей будет "предотвращение кризисных ситуаций с детьми". Похоже, под "кризисными ситуациями" бывшая журналистка понимает попадание деревенского ребёнка на ферму или поход в лес. Да, лучше вообще забрать детей из семьи, чем допустить их попадание в такие "кризисные ситуации". Гуманный подход, ничего не скажешь!
Однако в сфере защиты детей и семей далеко не все разделяют такую "гуманность".
Волынец: "За такое сотрудников опеки нужно сажать"
Так, по мнению председателя Национального родительского комитета Ирины Волынец, случившееся в приморском поселке Кавалерово – это настоящая халатность органов опеки.
Ребёнка нужно забирать в одном-единственном случае: если дальнейшее пребывание с родителями опасно для его жизни и здоровья. Это прописано в законе. Все остальные случаи изъятия – это настоящий социальный фашизм, преступная халатность органов опеки. Дети – это не кнут для того, чтобы дома навели порядок. Для этого есть другие инструменты. Кто ответит за этот стресс ребёнка, его психическую травму? Я считаю, что за такие правонарушения нужно сажать в тюрьму,
– заявила Волынец в интервью Царьграду.
По её словам, существующая проблема с изъятием детей из благополучных семей – от отсутствия контроля за этой сферой. Нет специального института, который бы регулировал деятельность органов опеки.
"Очень часто на этих позициях оказываются люди профнепригодные и даже те, кто приходит на эту работу с какими-то корыстными целями, – считает Ирина Волынец. – Из-за низкой зарплаты и низких требований туда идут те, кому больше некуда пойти. И, естественно, они начинают злоупотреблять своими полномочиями, которые у сотрудников органов опеки довольно широкие".
Государство должным образом не прорабатывает этот вопрос – и дети, увы, из семей продолжают изыматься. Пусть временно – но от этого не легче. Дети становятся чуть ли не предметом шантажа, когда в регионах опека своевольно заставляет их родителей выполнять свои требования, угрожая отправить вполне благополучных ребят в интернат или приют.
"В семье всегда лучше"
Многодетному отцу-одиночке Алексею Ивлеву, можно сказать, повезло: после того как история попала в СМИ и получила широкий общественный резонанс, местная администрация пошла ему навстречу и даже предложила помощь в ремонте дома, который, как признаёт сам Алексей, он, действительно, подзапустил. Особенно в последние два месяца – семейство было полностью увлечено подготовкой к походу.
Шесть лет назад я похоронил беременную супругу. Так что седьмой год я воспитываю детей один, не женюсь и не стремлюсь. Всецело поглощен воспитанием детей. Так получилось, что подзапустил внутреннее убранство дома. Одному держать хозяйство сложно. Но дети всегда у меня сыты, обуты, одеты, уроки у них выучены – в школе мы на хорошем счету,
– рассказал мужчина Царьграду.
Теперь речи об отъёме детей, как говорит Алексей Ивлев, "вроде как не идёт". Но кто знает, как бы развивалась ситуация, не попади она в СМИ.
Сам Алексей действия органов опеки считает неправильными:
"Забирать детей – это большая крайность, – говорит многодетный отец. – Какой бы семья ни была – а мы, например, не курим, не пьём, я приобщаю детей к различным видам спорта, воспитываю достойных граждан нашей великой державы – в семье всегда лучше. Бывают случаи, когда наркоманы издеваются над детьми и им угрожает смерть – но таких случаев не так много. А из-за какой-то неприбранности… В любом случае, надо людям давать время и, самое главное, помогать".
Тем не менее свои злоключения Алексей Ивлев, будучи глубоко верующим человеком, воспринял со смирением – и то же отношение постарался привить своим сыновьям и дочери. По его словам, дети пережили своё временное изъятие из семьи мужественно, как своеобразное испытание.
Хорошо, конечно, что эта история близка к благополучному разрешению, а дети Алексея, как и сам он, стараются не впадать от происходящего в уныние и относятся к этому со смирением. Но сколько ещё таких историй – не получивших широкой огласки и не таких благополучных – одному Богу известно. Ситуация, когда у каждого, кто даже случайно попал в поле зрения властей или правоохранителей, могут отобрать ребёнка – абсолютно ненормальна. И государство обязано эту проблему решать.
Свежие комментарии