Украинское производство боевых бронированных машин постоянно сталкивается с проблемами финансового, технологического или организационного характера, что приводит к весьма неприятным последствиям. Прямо сейчас можно наблюдать пару очередных историй такого рода. Одновременно развиваются сразу две скандальные ситуации – они связаны с производством бронетранспортеров БТР-4 и бронеавтомобилей «Дозор-Б».
БТР-4 и обвинения
Бронетранспортер БТР-4 в прошлом неоднократно становился главным героем неприятных историй, и сейчас опять оказывается в центре скандала. В последние дни произошел обмен мнениями и обвинениями, в котором участвовали концерн «Укроборонпром», министерство обороны и ряд других организаций. Совместными усилиями они пытаются найти виновников сложившейся ситуации. Впрочем, этот процесс больше похож на перекладывание ответственности друг на друга.
14 августа ГК «Укроборонпром» заявил о проблемах с производством БТР-4 и их последствиях. Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А.А. Морозова вынуждено перейти на двухдневную рабочую неделю, поскольку Минобороны приняло ряд сомнительных решений.
Концерн указывает, что министерство прекратило финансирование производства БТР-4 по причине невозможности выпуска требуемого количества техники. Темпы производства недостаточны из-за неспособности предприятия «Лозівський ковальсько-механічний завод» поставлять необходимые бронекорпуса. При этом отмечается, что после указаний Минобороны только ЛКМЗ может выпускать корпуса из стали марки «71».
Из-за срыва контракта Минобороны требует от ХКБМ уплатить штраф в 82,3 млн гривен (ок. 220 млн рублей). Кроме того, военные без объяснения причин прекратили финансирование работ по созданию и модернизации боевых бронированных машин. Отсутствие заказов и штрафы могут полностью заблокировать работу ХКБМ.
15 августа военное ведомство опубликовало свой ответ на обвинения «Укроборонпрома», в котором назвало их безосновательными. Министерство напомнило, что с 2014 г. в государственном оборонном заказе предусматриваются средства на закупку машин семейства БТР-4; контракты на эту технику предусматривают предоплату 70-80 проц. При этом выполнение сроков большинства контрактов было сорвано.
Последний такой контракт был подписан в 2017 г., и его пришлось разорвать. За два года ХКБМ получило предусмотренное финансирование, но сдало заказчику только 7 бронемашин. Еще несколько изделий находятся в производстве, но около половины даже не закладывалось. При всем этом ХКБМ не закупило или не получило значительную часть требуемых узлов и агрегатов. В частности, корпуса поставляются в недостаточных количествах из-за того, что ХКБМ несвоевременно платит ЛКМЗ.
В последние месяцы Минобороны провело несколько заседаний, в ходе которых пыталось найти способы выхода из сложившейся ситуации. Все эти меры не дали результата, и 15 августа министерство отправило соответствующее обращение к высшему руководству Украины.
15 августа ЛКМЗ направил свое письмо президенту Украины. В нем указывалось, что ХКБМ должно заводу ок. 75 млн грн в виде авансовых платежей или оплаты готовой продукции. При этом речь идет только об уже изготовленных корпусах.
ЛКМЗ затронул тему брони. По настоянию «Укроборонпрома» при строительстве БТР-4 теперь используется финская сталь MiiluxProtection 500. Завод утверждает, что такое сырье предназначено для производства сейфов и инкассаторских машин, причем закупалось через фирму-посредника в Польше. Бронетехника из такого материала не соответствует предъявляемым требованиям, но позволяет строить коррупционные схемы. Так, корпус из финской стали оказывается примерно на 1 млн грн дороже изготовленного из собственного сырья.
Ответный ход
16 августа ГК «Укроборонпром» ответил министерству и опубликовал любопытную информацию о производстве бронекорпусов. Концерн обвинил Лозовской кузнечно-механический завод в обмане. ЛКМЗ утверждает, что использование в строительстве бронекорпусов стали финского производства приводит к увеличению стоимости изделия на 1 млн грн. Однако ХКБМ за такой же корпус требует на 400 тыс. меньше, чем ЛКМЗ. Серийное производство позволит сэкономить миллионы. Все это называют признаком нечестной конкуренции.Также «Укроборонпром» напомнил о невозможности сборки корпусов. 85-е военное представительство Минобороны временно заблокировало использование импортной брони, используемой на БТР-4. При этом даже наличие такой стали не решает всех проблем. В ноябре прошлого года 85-е представительство сообщило ХКБМ, что Лозовской завод способен выпускать всего 1,45 бронекорпуса в месяц.
Подобные вещи могут свидетельствовать о наличии сговора 85-го представительства и ЛКМЗ, направленного на освоение бюджетных средств. Кроме того, «Укроборонпром» указал, что финская сталь MiiluxProtection 500 активно используется при строительстве зарубежной бронетехники и соответствует стандартам. Также указали на способность ЛКМЗ производить необходимое количество качественных корпусов.
Суета вокруг БТР-4
Таким образом, производство бронетранспортеров БТР-4 – и без того не самое простое и успешное – столкнулось с новыми проблемами организационного и финансового характера. Участники производства и заказчик обмениваются различными обвинениями и пытаются найти виновного в срыве программы производства, а также выявить коррупционные схемы, приводящие к излишним тратам.
Незадолго до нынешнего обмена заявлениями строительство БТР-4 фактически остановилось. Выпуск техники осуществлялся в рамках контракта 2017 г., предусматривавшего поставку 45 бронемашин. Из них заказчик за два года получил только семь. Некоторое количество техники остается недостроенным, а сборка другого невозможна из-за отсутствия агрегатов, в т.ч. бронекорпусов.
Что будет дальше – неясно. Для возобновления сборки бронетранспортеров требуется обеспечить финансирование, решить организационные проблемы и помирить подрядчиков. Все это может быть крайне сложной задачей, особенно в текущих условиях. По всей видимости, в ближайшее время история с БТР-4 получит продолжение, и вряд ли это будет счастливый финал. Вне зависимости от дальнейшего развития ситуации, производство БТР-4 временно остановлено.
Замена для «Дозора»
Почти одновременно с событиями вокруг БТР-4 развивается не менее интересная ситуация с производством бронеавтомобилей «Дозор-Б». В начале августа «Радио Свобода» сообщило, что в государственном оборонном заказе на 2018 и 2019 г. отсутствуют планы по закупке таких броневиков. В то же время, армия получает машины Oncilla польского производства.
Эта ситуация выглядит крайне интересно, поскольку польский броневик Oncilla является доработанной версией «Дозора-Б», созданной при участии украинских предприятий. Базовый броневик был создан в середине прошлого десятилетия, и затем несколько лет ушло на организацию серийного производства. Лишь в 2016 г. армия получила десяток броневиков, после чего их строительство остановилось.
В 2013 г. ХКБМ и польская компания Mista создали доработанный вариант машины «Дозор-Б» под названием Oncilla. Вскоре Польша запустила его серийное производство своими силами. Едва ли не первым заказчиком польских броневиков стала украинская армия. Сообщается, что первые машины Oncilla уже переданы в эксплуатацию, и за ними могут последовать новые.
Польский вариант «Дозора-Б» имеет некоторые отличия от базовой машины. На нем используется более мощный 210-сильный двигатель, корпус доработан, а внутренние отсеки отличаются улучшенной эргономикой. Предлагается другое боевое оснащение. Также Oncilla отличается более высоким качеством сборки.
Вероятно, на выбор армии повлияли технические особенности броневиков. Однако нельзя исключать и другие факторы, в т.ч. экономические и коррупционные. Впрочем, вне зависимости от реальных предпосылок, нынешняя ситуация выглядит странно. Броневик «Дозор-Б» впервые показали 15 лет назад, а затем долго и безуспешно ставили в серию. В последние годы постоянно говорили о скором массовом выпуске такой техники, но собрали лишь десяток отечественных броневиков, после чего перешли на закупку их импортной версии.
Кто виноват и что делать
Всего за несколько недель стали известны новые неприятные подробности строительства украинской бронетехники. Выпуск одного образца оказался невозможным, а другой решили заменить импортной техникой. Подобная ситуация с БТР-4 и «Дозором-Б» вызывает закономерные вопросы, и ответы на них очевидны.
Главная причина – отсутствие четких и ясных планов по развитию бронетанковых вооружений и техники с учетом финансовых и организационных возможностей министерства обороны, а также технологического потенциала промышленности. Регулярно звучат громкие заявления о тех или иных намерениях по выпуску техники, но необходимые для их реализации шаги не делаются.
Данные о закупках комплектующих у третьих стран, в том числе через различных посредников, могут говорить о наличии сговоров коррупционного характера. Завышение цен в сочетании с ограниченными финансовыми возможностями Минобороны известным образом бьет по выпуску техники, по перевооружению армии и по состоянию оборонных предприятий.
В итоге Украина сталкивается с характерными проблемами. Она временно не может выпускать требуемые бронетранспортеры, а в производстве броневиков приходится полагаться на зарубежных поставщиков. По всей видимости, сложившаяся ситуация получит развитие, но оптимистичный сценарий не выглядит самым вероятным.
- Автор:
- Рябов Кирилл
Свежие комментарии