На днях журналисты из Нидерландов изобразили турецкого президента Эрдогана. Он смахивает на обезьяну, которая давит ногой женщину, символизирующую европейскую свободу слова. Карикатура появилась на первой полосе популярнейшей газеты Нидерландов под заголовком «Длинная рука Эрдогана».
Крупнейшая мировая пресса немедленно отреагировала на публикацию сатиры в «De Telegraaf», являющейся одной из самых читаемых газет Нидерландов. В американском издании «Вашингтон Пост» вышла статья Адама Тэйлора. Затем она была перепечатана в британской газете «The Independent».
После того, как в минувшие выходные в Турции арестовали голландскую журналистку, якобы оскорбившую президента Эрдогана, наиболее читаемая газета в Нидерландах в понедельник опубликовала на первой полосе карикатуру. Президент Эрдоган изображён в виде обезьяны, наступающей, по-видимому, на свободу слова в Европе, пишет журналист.
Картинка, обнародованная популярной ежедневной газетой «De Telegraaf», вероятно, изображает Эбру Умар, голландскую публицистку турецкого происхождения, которую как раз и арестовали в Турции в воскресенье. Карикатура озаглавлена «Длинная рука Эрдогана».
Умар, обозревательница газеты «Metro», была задержана турецкими властями, «расследовавшими» твиты с содержанием, посвящённым Эрдогану. Умар выпустили на свободу в то же воскресенье, однако, по её словам, приказали оставаться в стране, потому как идёт следствие.
Задержание Умар добавляет ещё один штрих к постоянному и растущему подавлению свободы слова в Турции, и за её пределами тоже, полагает журналист.
На прошлой неделе турецкое консульство в Роттердаме попало под огонь критики после призыва к турецким организациям в Нидерландах сообщать по e-mail «об оскорблениях в адрес Эрдогана». Посольство Турции позже утверждало, что информация была неверной и неточной сформулированной, однако в Нидерландах уже началась острая дискуссия, поскольку в этой стране, как и во многих других европейских странах, до сих пор действуют законы об «оскорблении величества». Этим законы запрещают оскорбления дружественных глав государств.
Умар оказалась в числе критиков этой идеи консульства (о доносах посредством электронной почты), сравнившей такую практику с инициативами местной нацистской партии во времена Второй мировой войны.
Кстати, эта дискуссия не ограничивается Нидерландами. В Германии канцлер Ангела Меркель недавно заявила, что она позволила бы привлечь к ответственности Яна Бёмерманна, комика и писателя, известного своим едким стилем, за стихотворение, которое он прочёл на немецком государственном телевидении (комик обвинил Эрдогана в зоофилии). Если писателя признают виновным по закону «об оскорблении величества», действующему в Германии, то Бёмерманну может грозить до трёх лет лишения свободы. Преследование этого человека вызвало целую волну протеста против Турции по всей Европе. Один британский журнал даже объявил конкурс на «грубые стихи» об Эрдогане. В Германии и Нидерландах сейчас идёт речь о том, что пришло время избавиться от законов об «оскорблении величества».
Если раньше Эрдогана (который правит Турцией уже более 13 лет, сначала в качестве премьер-министра, потом в качестве президента) считали на Западе «модернизатором», то нынче его обвиняют в авторитаризме. Во времена его президентства правительство преследовало почти 2000 человек, якобы виновных в оскорблении главы государства. Прежде соответствующий турецкий закон применялся крайне редко.
В твите, отправленном в сеть в минувшие выходные, премьер-министр Нидерландов Марк Рютте публично отметил, что находится в контакте со своим турецким коллегой Ахметом Давутоглу по вопросу о задержании Умар. Рютте добавил, что ситуация «прямо касается наших основных ценностей: свободы выражения мнения и свободы прессы».
Власти Турции находятся в конфликте с независимой прессой, напоминает «Лента.ру».
Продолжается уголовное преследование главного редактора и корреспондента газеты «Cumhuriyet» Джана Дюндара и Эрдема Гюля. Они были арестованы 27 ноября 2015 года. Им предъявлены обвинения в пособничестве террористическим группам и шпионаже.
Что касается немца Бёмерманна, то в скандальной истории с его преследованием, напомним, отметилась сама Ангела Меркель, вставшая на сторону турецкого президента.
В марте в телепередаче канала «ZDF» был продемонстрирован сатирический ролик. Видеонарезка кадров, в которых «участвовал» турецкий президент, сопровождалась песенкой «Эрдоги, Эрдого, Эрдоган». Стихи высмеивали сибаритство турецкого султана и осуждали нападки на журналистов. Ролик был приурочен к начинавшемуся в Анкаре суду над упомянутыми выше Джаном Дюндаром и Эрдемом Гюлем.
Посмотрев видеоролик, представители Министерства иностранных дел Турции вызвали посла Германии Мартина Эрдмана «на ковёр». Позднее на брифинге в Берлине представитель МИДа ФРГ Завсан Шебли заявила, что Германия не пойдёт на уступки в вопросах свободы слова. Так же думал и Ян Бёмерманн, продолжавший высмеивать Эрдогана. Дошло до устного протеста, который МИДу Германии выразил турецкий посол, потребовавший уголовного преследования Бёмерманна. Для такого преследования необходима санкция федерального правительства. Голоса в правительстве разделились пополам, для окончательного решения требовалось мнение фрау канцлерин. И Ангела Меркель сделала заявление для СМИ, сообщив, что она «выдаёт санкцию».
Протурецкое решение канцлерши общественность Германии встретила в штыки. Опросы показали: 77% жителей страны считают расследование против телеведущего Яна Бёмерманна неуместным.
Известно, что Бёмерманн вернётся в эфир не ранее 12 мая. В начале апреля он ушёл во временный отпуск, дав обещание «совершить путешествие в Северную Корею и ещё раз выяснить вопрос о свободе творчества и прессы».
А что же сам турецкий султан?
А он побывал в Баку, на VII форуме Глобального альянса цивилизаций ООН. Считается, что для турецкого президента этот визит имел большое значение, ведь после разрыва отношений с Москвой Анкаре важно сохранять влияние на страны постсоветского пространства. Площадку форума он использовал для нападок на президента Сирии Башара Асада, обвинив того в уничтожении собственного народа. Кроме того, турок выделил «миротворческую роль» своей страны в сирийском кризисе: Турция приняла 30 млн. сирийских беженцев, потратив на их содержание 10 млрд. долл. Однако о карабахской теме, которая больше всего интересует азербайджанцев, Эрдоган не обмолвился ни единым словом, отмечает «Утро.ру». По мнению политологов, Эрдоган, успевший перессориться не только с Москвой, но и с западными партнёрами, теперь не прочь наладить отношения с Россией. В этом, кстати, заинтересован и Азербайджан: ведь в условиях российско-турецкого конфликта эта страна находится, по сути, между двух огней.
Но что же свобода слова? Ничего. Эта тема Эрдогана не интересует. Вероятно, для него лучше было бы, если бы пресса вообще перестала существовать. А журналисты получили бы сроки и томились в застенках в компании с террористами.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
— специально для topwar.ru
Свежие комментарии