Судя по всему, летать самолеты будут реже, но дороже
Авиаперелеты в России могут сократиться в 2025 году по целому ряду маршрутов. Причина — отсутствие субсидий от государства.
Росавиация может не успеть до конца года распределить 19 млрд руб.
на ключевые субсидии на перевозки — на рейсы между регионами в обход Москвы, а также полеты между центральной частью РФ, Дальним Востоком и Калининградом. В этой связи некоторые эксперты опасаются закрытия сотен маршрутов. Однако, в Минтрансе заявили, что дали указание открывать продажу билетов до получения субсидий.Вообще, сейчас субсидии получают около 20 авиакомпаний для более чем 400 маршрутов. Всего федеральный проект «Обеспечение доступности услуг воздушного транспорта» в 2025 году оценивается в 31 млрд руб.
По действующим условиям предоставления государственных субсидий на перевозки по двум программам заявки на их получение должны объявляться не позднее 1 октября, а рассмотрение — длиться не менее месяца.
Обычно Росавиация начинала принимать заявки к 1 сентября и завершала прием до 1 октября, средства распределялись до 1 декабря. К этой дате перевозчики уже, как правило, составляли расписание полетов с 1 января и открывали продажи билетов на субсидируемые рейсы.
В этом году все сроки сдвинулись. Что будет с авиабилетами дальше — непонятно.
При отсутствии субсидирования со стороны государства авиакомпании скорее всего будут вынуждены либо продавать билеты по коммерческой стоимости, либо вносить корректировки в действующее расписание, либо вовсе уходить с маршрута. Если предположить самое худшее, из-за несвоевременного или сокращенного финансирования перевозчикам придется закрыть до половины из субсидируемых рейсов из-за их низкой рентабельности или убыточности.
К каким последствиям это может привести? С таким вопросом мы обратились к кандидату технических наук, независимому авиаэксперту Вадиму Лукашевичу.
— Россия — огромная страна, ее на машине не объедешь, поэтому авиация для нее — это то, что объединяет страну. При СССР в стране было 1200 аэропортов. Перед ковидом — около 400. Для сравнения: на крохотной Аляске — 600 аэропортов. Можно сказать, что у нас в России государство, по сути, убило региональные перевозки.
«СП»: Но ведь есть наверняка ряд направлений, которые не популярны. Может быть, имеет смысл отказаться от них и таким образом сэкономить?
— Есть, разумеется, ряд направлений, которые не пользуются особым спросом. Но, с другой стороны, нефтяники, военные, находящиеся в отдаленных районах, должны иметь связь с «большой землей».
— Если государственных субсидий не будет, надо либо прекращать авиасообщение, либо поднимать цены на авиабилеты. Как авиакомпании будут компенсировать издержки, никто пока не придумал.
«СП»: Так в чем же выход?
— Если говорить про дотацию гражданских рейсов, то мы их частично уже потеряли. Остается только оплакивать. Но уходить с линии — это репутационные потери, увольнение пилотов. Думаю, авиакомпании будут пока продавать авиабилеты себе в убыток и давить на правительство.
Не надо забывать и о том, что есть и региональные компании. Например, «Когалым-авиа», в распоряжении которой 304 самолета, но за счет доходов от нефтянки она прекрасно себя чувствует. И все же я считаю, что государственных дотаций надо добиваться любым путем, иначе люди будут уезжать с Северов, будут пустеть целые регионы. Думаю, выход найдут", — резюмировал Вадим Лукашевич.
Из-за чего произошла в этом году проблема с государственными дотациями? Некоторые источники сообщают, что Минтранс и Минфин в этом году пока не смогли согласовать документацию из-за того, что в конце 2023 года Минфин изменил подходы к субсидированию. Разработанное Минфином постановление № 1780 содержит ряд новых бюрократических требований.
В Минтрансе в свою очередь заявляют, что нормы, которые до этого содержались в постановлениях правительства, в связи с новым порядком правил субсидирования будут отражены в электронном бюджете, то есть «оцифрованы».
Что это значит и как будут работать субсидии после этой «оцифровки»? С таким вопросом мы обратились к исполнительному директору Агентства «Авиапорт» Олегу Пантелееву.
— Эту ситуацию спровоцировал в 2023 году Минфин. Согласно постановлению правительства № 1780, все федеральные программы субсидирования в 2025 году должны были быть прекращены. Вместо них должна была заработать запись в электронном бюджете. Раньше как было?
«СП»: То есть схема субсидирования авиакомпаний меняется?
— Да, сейчас Росавиация совместно с региональными субъектами должна подать заявку на субсидии, которая отражается в электронном бюджете. А деньги, соответственно, выделяются после одобрения Минфина. То есть это полный переход на цифровой оборот. Чиновники всех региональных минфинов должны будут работать с электронной цифровой системой, своевременно планируя бюджеты.
«СП»: А если так получится, что перед Новым годом, в суматохе, все эти бюрократические проблемы решить не удастся? Где тогда искать субсидии? Продавать авиакомпаниям билеты себе в убыток?
— Такой прецедент уже есть. Государство вне зависимости от цифрового бюджета субсидирует полеты на Дальний Восток для льготников. Вообще, по опыту, в высокий сезон жители Дальнего Востока раскупают все билеты. Был случай и в 2023 году, когда госструктуры обещали перевести несколько миллиардов субсидий, но спрос оказался выше. И тогда, в 2023 году, Росавиация приняла решение продавать авиабилеты по сверхнизким ценам, а после всех отчетов им все издержки государство возместило. Компенсация произошла в 2024 году.
«СП»: Вам не кажется, что в этих условиях выживут только крупные авиаперевозчики, а мелкие авиакомпании попросту разорятся?
— Небольшим авиакомпаниям мы предлагаем: давайте летать реже, но продавать билеты дороже, то есть полностью по коммерческим расценкам. Есть в конце концов большое количество направлений, где можно зарабатывать и без субсидий. Есть также возможности получать дотации не от федерального бюджета, а от регионального, если это регион-донор, например.
«СП»: Ваш прогноз: сократятся ли в 2025 году авиаперевозки из-за отсутствия субсидий? Ведь в условиях электронного бюджета возможно поступление средств не сразу, а через какое-то время?
— Думаю, с электронным бюджетом все вопросы будут со временем урегулированы. Деньги дойдут в установленные сроки. Наименее вероятен сценарий, когда авиакомпания начнет продавать авиабилеты, а компенсация поступит позже.
Свежие комментарии