Некрасов:
«Когда я слышал рассказы о том, что завтра российская экономика рухнет, я хватался за голову – о чём они?
Я видел только нарастание прочности. …С начала войны запас прочности только вырос. То есть, в сравнении с тем, как война начиналась, сегодня Путин может вести войну дольше, чем мог изначально! Если поумерить оценку, то, скажем, в масштабах войны с Украиной следует считать запас прочности российской экономики бесконечным. Ближайшие 3 - 5 лет я не вижу никаких серьёзных проблем.
Российские военные расходы – это 6,5% ВВП, на фоне современных европейских расходов – это много.
Но США после окончания Второй мировой и до конца Холодной войны никогда не имели менее 6,5% военных расходов. Между 1955 и 1975 было 8,5%. У Саудовской Аравии 25 лет подряд порядка 9%.
А у России в условиях войны - 6,5!.
У Израиля в течение 30 лет 19% было. Советский Союз надорвался на военных расходах, но это 25% ВВП в течение 40 лет.
Такой уровень военных расходов, как сегодня у России, не только не ведёт к катастрофе, а вполне совместим с экономическим ростом.
Вот вам еще один параметр. На текущий момент российский бюджет профицитен, по состоянию на 9 месяцев. План был 1% с лишним ВВП.
В Штатах дефицит бюджета 6,5% ВВП, во Франции 5,5, а в воюющей России планировали один с копейками, пока ноль, ну, может, по итогам года что-то изменится - они обычно в декабре тратят больше. То есть, ни в одной другой крупной экономике и ни у какой развитой страны нет такого низкого дефицита. И это можно перечислять бесконечно.
Если говорить о большой Холодной войне 2.0, которая, очевидно, продолжится после какого-то замирения или не знаю, как произойдёт с Украиной - в долгосрочной войне на удушение с Россией может речь идти о технологических санкциях. Если совсем в долгую - исключение России из глобальных цепочек создания добавленной стоимости, отсутствие западного бизнеса и прочее - тогда что-то и может быть.
А в моменте войны с Украиной, скорее, Путину только помогло то, что западные компании ушли. Активы иностранцев на 350 млрд. долларов в России были куплены примерно за 50 млрд. - российскими бизнесменами, многие из которых близки и лояльны Путину. То есть, раздали лояльным людям, которые очень рады, что случилась вся эта ситуация, случились санкции.
То есть, в 2-3-летней логике уход западного бизнеса исключительно на руку режиму, да и экономике России. Плюс, примерно 100 млрд. портфельных инвестиций изъяли. То есть Россия штрафанула-то Запад на большую сумму внутри себя, чем "замороженные" Западом резервы у ЦБ.
Но долгосрочно, конечно, невключение в цепочки добавленной стоимости на горизонте 20-30 лет будет приводить к постепенному подрыву этого потенциала.
Надо еще понимать, что Россия 22 года имела профицит торгового баланса порядка 9% ВВП. Это феноменальные цифры, ни у какого Китая, Японии никогда ничего похожего не было. Понятно, обеспечено нефтью, но не суть. Представьте, вы создавали 100 рублей каждый год, 90 тратили на себя и 10 вывозили из страны. Часть правительство в резервы ЦБ отправляло, часть «Газпромы», «Лукойлы» скупали...
Произошла война. Санкции привели к тому, что где-то 3-4 рубля из этого производить не удалось, на войну стали тратить дополнительно 3-4, но перестали вывозить 10. То есть, глобально Россия ничего не потеряла.
Если бы война произошла в условной современной Турции или Бразилии, у них бы там сразу случился валютный кризис и куча всяких проблем. Они дефицитны, с точки зрения торгового баланса.
То, что экономика России растёт в условиях войны – это нормально, все экономики росли, если война не на их территории. Но то, что при этом и реально располагаемые доходы населения растут, это ненормально. Такого обычно не бывает. Если вы тратите на войну, вы должны откуда-то забрать, не бывает чудес. Но в российском случае удалось забрать из того, что откладывалось за границей. Вот эти 10%, ранее вывозимые - они и профинансировали и войну, и рост доходов населения».
Свежие комментарии