Американское издание 19FortyFive насчитало в России 13 тысяч Т-72, Т-80 и Т-90
О том, что Россия является мировым лидером по имеющимся в наличии танкам — не секрет, так что американское издание 19FortyFive, которое назвало нас «мировым танковым королём» с примерным количеством бронированных машин в 13 тысяч единиц, особой сенсации не сделало.
Танков в России действительно много. В «закромах» их хранится огромное количество.Вот по подсчетам другого американского издания We Are The Mighty со ссылкой на данные сайта Global Firepower в российском арсенале находится примерно 22 тысячи танков. Но цифры врут. Из реально боевых машин, которые на ходу, у нас около 4 тысяч танков. Остальные находятся либо на хранении, либо готовятся к модернизации. Большего в условиях современной войны и не надо. Танк штука мощная, но порой, особенно в городских условиях, достаточно бесполезная.
Второе место, по американским расчётам, по наличию танков занимает Северная Корея, которых там насчитали 6145 единиц, при этом подчёркивается, что «стальной кулак» Ким Чен Ына в основном составляют устаревшие советские и китайские машины, которые обозвали «бумажными драконами».
По другим оценкам Пхеньян располагает примерно 4300 танками, в том числе собственного производства «Сонгун-915» и «Чонма».
Третье место получили сами Соединенные Штаты, танковый парк которых насчитывает 6100 машин, большая часть которых это M1 Abrams третьего поколения.
На четвёртом месте оказалась Индия с её 4730 танками, в основном это советско-российские Т-72 и Т-90.
Неожиданно пятую строку этого списка заняла Сирия — 3740 танков, большая часть которых может быть небоеготовой.
Почему-то американское издание напрочь проигнорировало китайскую статистику, хотя согласно недавнему отчёту аналитиков в арсеналах Пекина находится 13050 танков разных модификаций. Многие не на ходу, но примерно 6900 машин находятся в активной эксплуатации, пусть даже это и не всегда современные танки. Есть у КНР и новейший Туре 99А, являющийся лидером китайского танкостроения — таких произведено около 800 единиц.
Если уж продолжить танковый расчёт, то можно сказать, что у европейских стран, входящих в НАТО, бронемашин на вооружении немногим более 11 тысяч. С учетом США и Канады число танков в альянсе достигает 18 тысяч. То есть очевидное преимущество России по бронетехнике. Что же мы имеем по танкам и можно ли гордиться одной лишь численностью?
В 2020 году Вооруженные силы РФ получили 300 новых и модернизированных танков. «Модельный ряд» не сильно изменился — это уже хорошо известные Т-72Б3 и Т-90М «Прорыв», произведенные по одной «линейке», танки Т-80БВМ с газотурбинным двигателем. Примерно такое же количество поступлений боевых машин ожидается и в нынешнем году — они уже приходят в войска.
В этом списке по прежнему нет новейшего Т-14 «Армата», известного лишь по участию в военных парадах на Красной площади (с 2015 года). Этих танков выпущено 20 единиц и они всё ещё проходят испытания, хотя Минобороны и заказало у Уралвагонзавода партию в более 100 единиц.
Надо полагать, что «Армата» всё-таки докатится до армии и займёт достойное место в «танковом кулаке» России. Ведь Т-14 является первым в мире танком, реализующим в своём конструктивном замысле концепцию «сетецентрической войны», где он будет использоваться, прежде всего, как машина разведки, целеуказания и корректировки огня САУ, ЗРК и танков Т-90 из сопровождения своего тактического звена.
Это было обусловлено несколькими факторами.
Во-первых, многие военачальники тех лет выросли из «танкового шлемофона» — имели опыт службы в бронетанковых войсках, а потому априори отдавали предпочтение этой военной технике.
Во-вторых, протяженность границ страны была довольно обширной — 62 710 километров (сейчас немногим меньше — 60 932 км), треть из которых была сухопутной, а танки могли быть оперативно переброшены на любой потенциально опасный участок — вплоть до берегов Ла-Манша (под эту идею и создавались быстроходные Т-72 и Т-80).
В-третьих, Советский Союз обеспечивал танками все страны блока Варшавского договора и страны социалистической ориентации, и здесь требовалось разнообразие в типах боевых бронированных машин. Экспортных моделей было больше, чем собственных. Сейчас, к примеру, в Индийской армии на вооружении более тысячи танков Т-90С, в то время как в ВС РФ Т-90, Т-90А, Т-90М насчитывается около 350 машин.
Танк и сейчас нельзя назвать устаревшим видом вооружений, это убойная сила при мощной пушке и современных средствах защиты. Пехота танков боится, но имеет средства противодействия. Из основных российских танков сегодня можно назвать Т-90, представители которого усовершенствованны до уровня Т-90А и Т-90М, а также Т-72, представленных сейчас в новом варианте Т-72Б3, плюс Т-80, который модифицирован как Т-80БВМ. Танки эти, несомненно, вполне успешные и конкурентно способные, однако их век уже постепенно уходит. Это неизбежность, точно также как были ранее сняты с вооружения легендарные Т-34, как потом отказались и от массово выпущенных Т-55, потом Т-62 и Т-64, которые имели множество модификаций.
— За тридцать лет до развала Советского Союза отечественное танкостроение создало три принципиально новых и отличающихся бронемашины, — рассказывает военный эксперт полковник Виктор Мураховский, выпускник, к слову, Казанского танкового училища. — Это весьма высокий показатель, с учётом того, что наша страна в этот период не воевала, а «гонка вооружений» в большей степени была затратной по технологиям ядерных вооружений, различным военным космическим программам, развитию флота и стратегической авиации.
Тем не менее, тогда было разработано и создано три принципиально новых направлений в танкостроении. Это танки серии Т-62−64, Т-72−90 и Т-80, которые являются основными танками армии и сейчас. Если взять аналогичный временной период после 1991 года, то был создан только один танк — Т-14 «Армата», известный как «объект 195». У него большие перспективы и это действительно танк будущего, который станет одним и основным танком Сухопутных войск России.
Вероятно, это наиболее правильное решение на перспективное развитие танковых войск. Аналогично тому, как есть один основной танк в США — «Абрамс», или в Германии — «Леопард», они модернизируются, приобретают новый облик, но это всё те же танки ранних модификаций, усовершенствование которых не требует особого дополнительного вложения средств. У нас по такому пути развивается серия Т-72 — Т-90, а вот с Т-80 с его газотурбинным двигателем и скоростными характеристиками не всё так однозначно.
Скорость для танка особо значения не имеет, скажем, 99% пробега для бронемашины приходится на продвижение в колонне, где любая другая техника тормозит продвижение. Быстрее по определению не получится, а чтобы вырваться на оперативный простор потребуется дополнительное время. И нынешнее продвижение Т-80, даже в усовершенствованном до уровня Т-80БВМ, это лишь система поддержки танкостроительной отрасли, в данном случае «Омсктрасмаша», где их производят. Это, по большому счёту, проблемы бедности. Модернизировать проще, чем создавать что-то новое с «нуля».
Одним из приоритетов в развитии отечественного танкостроения является унификация боевых машин. Это дешевле в эксплуатации, особенно в боевых условиях. У российских танков она в определенной степени присутствует. В первую очередь за счёт единого калибра вооружения, который сейчас приведён к единому — 125-мм гладкоствольная пушка, позволяющая вести стрельбу как снарядами, так и управляемыми ракетами. Есть заменяемость запчастей, Т-72 и Т-90 имеют схожую ремонтную базу. С турбореактивным двигателем Т-80 несколько сложнее, его проще отремонтировать при помощи деталей от вертолёта.
Если вернуться к танковому счёту, то американская статистика, упоминающая то 13 тысяч танков, то 22 тысячи, несколько лукавит. В расчёт можно брать лишь те боевые машины, которые находятся в активной эксплуатации. А их, повторимся, в Сухопутных войсках, Береговой охране, а теперь и в ВДВ насчитывается не более 4 тысяч. Да и чисто танковых полков в Вооруженных силах всего-то 12, плюс ещё две отдельных танковых бригады. Так что имеющегося количества танков российской армии вполне достаточно. Остальные — на хранении.
Свежие комментарии