Россия на берегах Каспийского моря. Как Петр Великий прорубал «окно в Индию»?
После разгрома Швеции, который символизировал долгожданный Ништадский мир, Петр Первый направил русские войска к персидской границе. Момент был выбран, как полагали сподвижники царя, самый удачный. Персы никак не могли сладить с кризисом, который вызвал дележ власти между претендентами на шахский трон.
С Востока на Персию наседали афганские племена, которым должна была давать отпор персидская армия. Персам не хватало солдат и вооружений, чтобы остановить кочевников, разорявших их селения. Так что заниматься еще и Кавказом иранцам было недосуг. Свои проблемы были и Турции, которая отвлекалась на противостояние с империей Габсбургов в Европе, на бунты своих сановников в провинциях.
Поход русской армии 1722-1723 годов по плану Петра должен был укрепить Россию на берегах Каспийского моря. Под протекторат России должен был отойти Дагестан с его многочисленными удельными владетелями. При этом покровительство царя простиралось на грузинских и армянских христиан, которые унижались турками и персами.
Русские дипломаты использовали в качестве предлога для вторжения в Каспийскую область якобы помощью персидскому шаху в восстановлении его власти над мятежниками. Действительно, в 1712 году подданные иранского шаха лезгинский владелец Дауд-бек (он же Хаджи-Дауд) и казыкумский хан Сурхай атаковали Шемаху. Были учинены насилия над купцами, которые торговали под защитой русских властей. Такой разбойничий поступок русские не могли оставить без последствий.
Войска Петра Великого у берегов Каспия
Правда, при этом совершенно игнорировался тот факт, что отмеченный правитель лезгин Хаджи-Дауд в 1721 году посылал запрос астраханским властям о принятии его в подданство царя. Но запрос был отвергнут. Россия также отказала в поставке ему пушек и свинца. Такая поддержка могла спровоцировать втягивание русских в полков в войну с иранцами. А время на то не приспело, как писал астраханский губернатор Волынский Петру I. Получалось, правитель лезгин хотел извлечь свои выгоды с помощью русских штыков, направленных на шахских сарбазов. Получив отказ, Хаджи-Дауд не отчаялся, а обратился за помощью к туркам. Ему было все равно, кого натравить на шаха.
Такие метания между двумя империями дорого стоили правителю. При посещении Стамбула, вероятно, с подачи русских дипломатов лезгинец был схвачен турками, обвинен в измене и направлен в ссылку на остров Родос. Изгнания он не перенес, помер в 1728 году. Более благоразумно поступил казикумыхский хан Сурхай, который считал себя союзником незадачливого Хаджи-Дауда. Хану посчастливилось стать русским подданным и таким образом сберечь свою жизнь.
Персидская кампания императора Петра Великого
Продвижение русских войск к берегам Каспия не было триумфальной прогулкой. Приходилось преодолевать сопротивление некоторых враждебных горских князей. Например, эндеревский владетели Айдемир и Чапан-шефкал собрали скопища чеченцев и пытались атаковать русские отряды. Нападавшие были отбиты ружейной пальбой и пушечными залпами. Селения враждебных правителей выжигались дотла.
На реке Инчхе на пути к Дербенту русские солдаты отразили атаки войск утамышского султана Махмуда и уцмия кайтагского Ахмет-хана. Селение Утамыш также было испепелено. После такого «вразумления» агрессивные владетели решили покориться царской воли. Петр Первый помиловал их и выдал грамоты о принятии в российское подданство. Правда, некоторые племена добровольно поддержали русские войска. Так военные отряды в помощь армии Петра поставили кабардинцы.
Атаки восточной конницы русские солдаты отражали пальбой из ружей и пушек
Сдался наступавшим российским войскам и Дербент. Его наиб был произведен в чин русского генерала, а гарнизон получил выплату из царской казны. После взятия Баку в июле 1723 года война подошла к концу. Персия не могла более сопротивляться, видя, что русских имеющимися силами не сдержать. Согласно Петербургскому миру 12 сентября 1723 г. Персия уступала России свои прикаспийские территории: Дагестан, Ширван, Гилян и Мазендаран с городами Дербент, Баку, Решт и Астрабадом соответственно. В 1724 г. русская дипломатия добилась успехов и на переговорах с османами. По Константинопольскому миру с Турцией османский султан признавал права Российской империи на прикаспийские земли, а Россия соглашалась учитывать права Турции на Западное Закавказье.
Впрочем официальное прекращение военных действий с персами еще не означало замирения с некоторыми дагестанскими правителями. Шамхал Тарков Адиль-Гирей оказался слишком жадным. После разгрома персов он получил некоторые земли , которые принадлежали мятежникам. Русские золотом оплачивали его шпионскую информацию, а также посреднические усилия по умиротворению некоторых местных ханов. Но шамхал Тарковский требовал больше денег. Об этом он открыто писал Петру Первому. В ответ царь потребовал, чтобы шамхал утихомирил своих удальцов, регулярно грабивших казачьи станицы. Естественно, требование царя Адиль-Гирей пропустил мимо ушей.
Поняв, что письмами у русских больше ничего не выманить, шамхал решил применить оружие. Его войска напали в 1725 году на русскую крепость Святой Крест и форпосты. Нападение было отбито с большими потерями для атакующих. Шамхал спохватился, попытался вернуть доверие царя. Но ему не было никакой веры. За свои козни Адиль-Гирей поплатился ссылкой сослан в Архангельскую губернию. Он так и скончался на русском севере через пять лет (1731 год). Тарковское шамхальство прекратило свое существование.
После смерти Петра все завоевания русских военных и дипломатов обратились в прах. Наследники царя-преобразователя не прилагали усилий для закрепления на занятых рубежах. При императрице Анне Иоанновне в 1732 и 1735 гг. шахские дипломаты перешли в наступление и вынудили Россию откатиться к границам 1722 года. Оказалось, что Каспийский поход ничего не принес Российской империи в долгосрочной перспективе.
- ВАДИМ ВОЛОХОВ
ИСТОЧНИК: HTTPS://ARMFLOT.RU/KAMPANII/2357-ROSSIYA-NA-BEREGAKH-KASPIJS...
Свежие комментарии