На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 285 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Потемкин
    Маршал Шойга не причем"Цепочка запущена...
  • Valeriy Shershkov
    Власть из своих промахов всегда делает тайну, как следствие рождение "свояков" ... неплохая статья, далеко не смелая,..."Цепочка запущена...
  • Аудрюс
    Можно подумать, что в России недострои только у министерства обороны! У нас в поселке здание новой, современной больн..."Цепочка запущена...

Немецкая нефть на переломе войны

Немецкая нефть на переломе войны

Документальные находки даже в темах, казалось бы, многократно истоптанных, бывают очень интересными и переворачивающими незыблемые представления. Вот в РГВА, в фонде Рейхсминистерства экономики мне удалось найти документ, важность которого для военно-экономической истории нацистской Германии переоценить трудно. Это справка о нефтяном балансе Германии за 1941–1943 годы, составленная 31 октября 1942 года (РГВА, ф. 1458к, оп. 3, д. 458, лл. 4–5).

Это, в сущности, полноценный нефтяной баланс, в котором учтены все источники нефти и нефтепродуктов, весь расход, с разделением на военный и гражданский, а также все поставки союзникам, зависимым странам и на оккупированные территории. Полная картина того, откуда Рейх получал нефть и как ее использовал.

Нефтяной баланс Германии


Я свел все цифры этого документа в общую таблицу в виде баланса, для удобства обозрения. Данные за 1943 год плановые, но это обстоятельство в целом, не препятствует оценке положения. Все цифры в 1000 тонн:


* Норвегия, Дания, Голландия, Бельгия, Франция, Сербия, Хорватия, Греция
** Финляндия, Болгария, Словакия, Швейцария, Швеция

Данные на 1943 год представляют собой еще не сведенный баланс, так что в итоговых данных за этот год указаны пожелания и наличные возможности. Разница между ними составляла 3350 тысяч тонн нефтепродуктов.

Указание на ввоз из Румынии и Венгрии означает, что эти страны покрывали свои потребности в нефтетопливе самостоятельно и продавали Германии излишки их производства. В Италии тоже была добыча нефти и газа и драматическая история борьбы за увеличение добычи.

В сведении баланса за 1943 год предусматривалось использование генераторов на дровах, что дало бы высвобождение 500 тысяч тонн нефтепродуктов, а также с середины 1943 года поступление 300 тысяч тонн нефти с Кавказа. Остальные 2550 тысяч тонн, указанные в заявках на потребление, были бы срезаны, как делалось и в 1942 году.

Немецкая ставка на уголь и синтетическое топливо


В предыдущих статьях приводились документы с оценкой потребления топлива Германией во время войны, которые были составлены в 1939–1940 годах. В них потребление оценивалось в диапазоне от 6 до 10 млн тонн. В общем в этих оценках немецкие специалисты не ошиблись. Собственно потребление в Германии, гражданское и военное, в 1941 году составило 8,7 млн тонн, а в 1942 году – 8 млн тонн.

При этом оценки развития производства синтетического топлива, которые в начале войны составляли 2,5–3 млн тонн в год, оказались ошибочными. В действительности немецкое производство синтетического топлива было вдвое большим. И уже в 1941 году достигло 5,6 млн тонн, составив 64,3 % от собственно германского потребления нефтепродуктов.

Этот источник горючего возрастал почти всю войну, вплоть до мая 1944 года. Строились новые заводы синтетического топлива. По состоянию на 1 апреля 1943 года в постройке было мощностей по производству синтетического топлива и масел на 3841 тысяч тонн в год. И они должны были вступить в строй во второй половине 1943 года и в течение 1944 года (РГВА, ф. 1458к, оп. 3, д. 458, л. 2–3). Мощности могли бы превысить 11 млн тонн, что покрыло бы все основные потребности Германии в топливе в военное время.


Один из немецких топливных проектов – фабрика по производству бензина из нефтеносных сланцев в Кохтла-Ярве, Эстония. Фабрика была и до войны, но немцы ее намеревались расширить

Это вело к тому, что Германия сокращала свою зависимость от сырой нефти, в частности – румынской.

Кстати, в этой справке указывалось, что поставки нефтепродуктов из Румынии сталкиваются с трудностями. И что эта страна, имея значительное внутреннее потребление, не хочет его сократить и заменить нефтетопливо на уголь. Немцы пытались менять уголь на мазут, который использовался на румынских железных дорогах, но получили длинную, малоприятную и не слишком результативную эпопею. Румыны цепко держались за свою выгоду.

Отсюда следует такой вывод. Немцы изначально делали ставку на синтетическое топливо из угля. Угольных ресурсов Рура, Силезии и в перспективе – Донбасса им вполне хватало для покрытия мыслимых военно-экономических потребностей.

Перераспределение потребления нефтепродуктов


Нефтяной баланс Германии, который в действительности является также нефтяным балансом всех стран, контролируемых Германией, довольно наглядно показывает, что важнейшей мерой сведения этого баланса стало резкое сокращение потребления в гражданском секторе.

Потребление нефтепродуктов собственно в Германии упало с 6,2 млн тонн в 1938 году до 3,9 млн тонн в 1941 году, то есть сократилось до 62,9 % от довоенного уровня.

Было бы интересно посмотреть структуру потребления нефтепродуктов в промышленности и коммунально-бытовом секторе и изменения, вызванные военно-мобилизационными мерами. Возможно, что такие документы будут найдены позднее.

Однако сокращение внутреннего гражданского потребления нефтепродуктов прошло, скорее всего, за счет падения расхода мазута на электростанциях и замены его на уголь, резкого уменьшения выдачи бензина для частных нужд и керосина для освещения, а также снижения вообще автомобильных перевозок и передачи грузов на железнодорожный и водный транспорт.

Нейтральные страны Европы в 1938 году потребляли 9,6 млн тонн нефти. А в 1941 году их потребление составило всего 1,75 млн тонн или 17,7 % от довоенного уровня. В этих странах, отчасти оккупированных, отчасти зависимых, отчасти союзных, остались лишь самые необходимые потребности в нефтепродуктах, которые Германия обязалась удовлетворить. Это топочный мазут для судов, бензин для автомобилей и самолетов, а также смазочные масла.


Немецкий грузовик с топливом в оккупированном Мозыре

За счет этого резкого сокращения потребления нефтепродуктов в гражданском секторе Германии и в контролируемых Германией странах получилось выделить квоту для снабжения топливом немецкой армии, флота и авиации. По существу, потребление нефтепродуктов было значительно перераспределено в пользу армии.

Была ли борьба за нефть?


В смысле, так уж жизненно важно для Германии было во что бы то ни стало захватить и использовать нефть Кавказа?

Нефтяной баланс Германии показывает – нет. Жизненная необходимость в захвате кавказской нефти отсутствовала.

В своей предыдущей статье, посвященной захваченной немцами майкопской нефти, я сделал вывод, что она не рассматривалась как источник для снабжения Германии, по крайней мере, в обозримой для них перспективе. Это был чисто аналитический вывод, который оказался подтвержденным другим документом.

Справка о нефтяном балансе Германии составлена 21 октября 1942 года, то есть еще до завершения боев за майкопские нефтепромыслы. С учетом скорости передачи информации и времени для подготовки документа, справка учитывает состояние дел в лучшем случае на сентябрь 1942 года. В их распоряжении был уничтоженный НПЗ в Краснодаре и восточная часть майкопских нефтепромыслов. В предположении, что с середины 1943 года будет получено 300 тысяч тонн нефтепродуктов с Кавказа, имелась в виду именно майкопская нефть и временный НПЗ в Краснодаре, который к марту 1943 года, по оценке командира Technische Brigade Mineralöl, мог выдать 600 тонн в сутки или 219 тысяч тонн в год.

В этой справке не было ничего сказано ни про грозненскую, ни про бакинскую нефть. Вероятнее всего, эти нефтяные месторождения не рассматривались как потенциальный источник топлива.

Во-первых, потому, что они могли достаться в сильно разрушенном состоянии (как и майкопские нефтепромыслы). Перерабатывать нефть будет не на чем из-за разрушения заводов (как и Краснодарского НПЗ). И очень трудно будет вывезти нефтепродукты. Даже для снабжения немецких войск вывоз нефти из Баку (в случае его захвата) был бы невозможен в значительных масштабах без взятия нефтяного порта в Сталинграде и наливного флота, ходившего по Каспийскому морю и по Волге.

Потому немцы в ситуации, которая сложилась в конце 1942 года, были в первую очередь заинтересованы в перерезании линий снабжения нефтью и в изоляции Бакинского нефтедобывающего района. Возможно, скорее, в его уничтожении, чем в захвате и использовании.

Итак, направление поиска лучше повернуть в угольную промышленность и связанную с ней промышленность синтетического топлива. Поскольку уголь был главным топливным ресурсом Германии, то именно здесь можно надеяться сделать интересные находки.
Автор:
Верхотуров Дмитрий
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх