Карета из кинофильма «Три мушкетёра». Кстати, эта же самая карета снималась и в кинофильме «Железная маска»! Тут создатели фильма явно решили сэкономить!
Эй, лети карета, еще быстрей, еще быстрей!
Эй, навстречу ветру сам дьявол гонит лошадей!
О-ха-ха, о-ха-ха, о, ха-ха!
Эй, разлей бочонок, какой разбойник без вина?
Эй, ты не ребенок, бочонок осуши до дна!
О-ха-ха, о-ха-ха, о, ха-ха!
Песня разбойников из мультипликационного фильма «Снежная королева» (1957)
Эй, навстречу ветру сам дьявол гонит лошадей!
О-ха-ха, о-ха-ха, о, ха-ха!
Эй, разлей бочонок, какой разбойник без вина?
Эй, ты не ребенок, бочонок осуши до дна!
О-ха-ха, о-ха-ха, о, ха-ха!
Песня разбойников из мультипликационного фильма «Снежная королева» (1957)
Транспорт из прошлого. А было так, что в 1957 году в СССР был снят замечательный мультипликационный фильм «Снежная королева». Увидел я его вскоре, уже в 1959-ом, когда у нас в доме завёлся телевизор «Рекорд», а в Пензе свой собственный телецентр. И хотя смотрел я его чёрно-белым, о цветном ТВ тогда мы даже и не мечтали, он произвёл на меня просто потрясающее впечатление. Причём… особенно то место, где разбойники гонят карету к себе в логово и поют свою разбойничью песню.
Очень захотелось сделать себе такую игрушку, но… где мне было взять четвёрку коней? А сама карета? Ну, допустим, я мог бы вырезать и склеить саму «кабинку» из картона и бумаги? Но как быть с колёсами? В те годы это было выше моего разумения, а подсказать мне, как это сделать, никто из взрослых не мог.
А тут как на грех пошли у нас один за другим кинофильмы, где также показывались кареты. Тут тебе и «Три мушкетёра» (1961) с красавицей миледи – Милен Демонжо (на мой взгляд, лучшей миледи всех времён и народов), и «Железная маска» (1962) с бесподобным Жаном Маре, пусть даже потом он и оказался гомиком. Но и тогда сделать себе карету я не мог, не умел, да и отсутствие лошадей имело едва ли не первостепенное значение.
А это милашка миледи, приехавшая на этой карете…
Впрочем, не имея возможности сделать себе маленькую карету, я начал читать про кареты большие и настоящие. Выяснил, что первые колёсные повозки появились именно у нас в Поволжье ещё в раннем бронзовом веке и уже оттуда разошлись по всем другим регионам планеты. Что четырёхколесные повозки были у шумеров, вот только колёса у них были тяжёлые, сбитые из досок, а запрягали в них не коней, а ослов, причём за шею, что не позволяло им бедным быстро бежать.
Узнал, что именно колесницы на двух колёсах стали причиной гибели Среднего царства в Египте, завоёванного гиксосами, но едва только сами египтяне научились их сооружать и на них ездить, как их владычеству пришёл конец. Прекрасно были показаны в польском кинофильме «Фараон» (1963), да и в фильмах «Подвиги Геракла» (1958) и «Триста спартанцев» (1962) зрителям их тоже показали во всей их античной красе. Ну а как выглядели (или могли бы выглядеть) древнеиндийские колесницы, стоя на которых сражались герои «Махабхараты», то это можно увидеть, посмотрев одноимённый сериал… из 267 серий!
Колесница Рамзеса XIII из кинофильма «Фараон»
Почему античные кареты были на двух колёсах? Да просто потому, что дышло тогда крепилось к её оси перпендикулярно и жёстко. Поэтому поворачивать было легко только двуколке. Запрягали в колесницу обычно двух лошадей, но были в античное время и особо роскошные колесницы-квадриги с четырьмя конями. До наших дней дошли скульптурные изваяния квадриги Аполлона на фронтоне Большого Театра в Москве, на Триумфальной арке в Берлине и ещё на некоторых сооружениях.
В Средние века, пока не придумали поворотную переднюю ось, поворачивать приходилось с очень большим радиусом и медленно, чтобы не перевернуться. Изображения и упоминания о рессорах на цепях встречаются уже в манускриптах XIV века, а к XV веку такие кареты стали привычным видом транспорта. Аристократы и принцы крови украшали их резьбой и позолотой, и, конечно же, помещали на дверцах изображение своего герба. Карета в то время представляла собой четырёхколёсный экипаж, в который запрягали одну или две пары лошадей (в зависимости от того, насколько много было на ней позолоты и прочих украшений), причём изготавливали их в основном из дерева, покрытого лаком. Ну а обычные кареты для тогдашних горожан – купцов и магистрата – обивались обычной кожей.
На Руси в Средние века имели хождение так называемые колымаги – экипажи, не имевшие рессор. Кузов крепился прямо на оси колёс. Поэтому при высокой скорости колымагу начинало неимоверно трясти. Поэтому кареты на упругой подвеске сначала ввозили из-за границы. Но уже с первой половины XVII века кареты начали производить и у нас, и стали своего рода символом европеизации российского дворянства.
«Помещица в пути». Картина работы Н. Е. Сверчкова, 1855 г.
Начиная с XIX века карета, как транспортное средство, стала постепенно вытесняться более лёгкими, удобными и дешёвыми видами экипажей, такими как бричка, кеб, дилижанс, а затем и первыми бензиновыми авто. Кстати, именно дилижансы, то есть почтово-пассажирские кареты на рессорах, были очень популярным видом транспорта в тех же США, где в 1939 годы был даже снят фильм «Дилижанс» в жанре классического вестерна. Единичные экземпляры стали музейными экспонатами, их стали использовать на костюмированных свадьбах и до сих пор используют в ходе торжественных коронаций.
Кадр из кинофильма «Дилижанс». Индейцы апачи преследует почтовую карету!
В настоящее время стали доступны и потрясающие по качеству работы мастеров, которые производят… «солдатиков». Это только раньше их было мало, и были они довольно примитивного вида. Сегодня вы можете запросто купить, например, колесницу в масштабе 1:30, изображающую Рамзеса Великого на колеснице в битве при Кадеше.
Колесница Древнего Египта 1300 г. до н. э., производства компании «El Viejo Dragon», роспись компании «Silver Dream» из Санкт-Петербурга
Ещё одна композиция с колесницей: «Триумф Ахиллеса». Производство «Seil Models», роспись компании «Silver Dream» из Санкт-Петербурга
Ахейская колесница с воином в доспехе из Дендры. Эпоха Троянской войны. Производство «Alive History Miniatures», роспись компании «Silver Dream» из Санкт-Петербурга
Так что коллекционерам, мечтающим добавить к своей «армии» ещё и воинов на колесницах, сегодня о том, что они существуют, можно даже и не беспокоиться. Есть и очень дорогие и по вполне демократическим ценам из пластика.
Но как быть, если вам захочется сделать свою собственную миниатюрную карету от начала и до конца, ну, скажем, для дочери или внучки, чтобы играть им в принцесс? Оказывается, и это не очень сложно, если подумать, а главное – знать как!
Первую свою карету-игрушку я сделал для очередной телепередачи либо в Пензе, либо в Самаре, ну а потом ей стала играть моя дочь. Карета была большая, так что особых проблем с её изготовлением у меня не возникло. Кузов с открывающимися дверками был склеен из бумаги и цветной же бумагой оклеен. Колёса – кольца и ступицы были вырезаны из плотной бумаги, а затем на них были наклеены спицы из полистироловых спиц для вязания толщиной 5 мм. Меньше масштаб – тоньше спицы. Так что спицы для них вполне можно заменить китайскими шампурами для шашлычков или на китайские зубочистки. Затем на колесо наклеивается обод, и всё оно окрашивается акриловыми красками, а обод – в цвет металла.
О том, как сделать эту карету с рисунком деталей, была сделана глава в книге для издательства «Просвещение» – «Для тех, кто любит мастерить» (1990). Однако ещё раньше, а именно в 1987 году во время учёбы в аспирантуре КуГУ, я сделал для дочери миниатюрную карету из полистирола. Попал мне в руки тогда веер из полистирола с прорезными узорами. И вот его-то я и пустил в дело… Все завитушечки-цветочки вырезал и наклеил на ярко-красный пластик. Колёса были от чего-то готового, а вот фигурку кучера и дам в карете я слепил из пластики, сварил в кипятке и раскрасил гуашью.
Вот эта карета, сделанная в 1987 году
Пластинка от веера, из которого она была сделана
И совсем недавно судьба послала мне подарок из 87-го: зашёл в антикварный магазин неподалёку от дома, а там точно такой же веер, как тогда. Купил его, и… жена потребовала сделать ещё одну карету уже на нашу винтажную ёлку с самодельными игрушками! Нашёл в Интернете два вида карет, скопировал, и работа закипела.
Карета № 1 – цветная
Карета № 2 – чёрно-белая
Прежде всего надо было сделать колёса. Небольшие, но прочные. Сделал кольца из проволоки толщиной 2 мм, накрутив её на подходящие деревяшки. Затем четыре раза подряд наклеивал эти кольца на чертёжную бумагу и обрезал снаружи и изнутри. Круги, что вырезал изнутри, расчертил под спицы. Спицы из реек толщиной 1 мм наклеил на ступицы и обрезал по внутреннему диаметру колёс. Ступицы вклеил в колёса и все сборки покрасил акрилом в красный цвет.
Последовательное изготовление колёс для миниатюрной кареты
По выкройке кузова сделал обе стенки…
Рама кареты также была выгнута из 2 мм проволоки. Сиденье кучера и «багажник» были склеены из кусочков ламеля толщиной 1,5 мм. Ну а кожаные ремни, заменяющие рессоры – это полоски плотной бумаги для скрапбукинга. Кстати, сам кузов приделан к шасси очень просто на двух стоках из проволоки, но их не видно, поэтому кажется, что он висит на этих жёлтых ремнях. Все резные украшения опять-таки сделаны из «деталюшек» от веера и покрашены акриловой краской «античное золото». В окнах видны занавески, приклеенные изнутри. В одно из окон смотрит дама в парике, сидящая внутри.
Карета, вид сбоку
Вот с этой стороны она, эта дама, в заднее окошко и смотрит, но видно на фото её плохо…
А вот так эта карета смотрится на ёлке. Разница между каретами 37 лет. А веер использовался всё тот же…
Свежие комментарии