На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • ИРИНА МАЛЫШЕВА27 января, 10:44
    А загнанных лошадей пристреливают. Пашинян русских язык плохо знает? А потом ему наплевать на свой народ.Во что втягивает ...
  • ИРИНА МАЛЫШЕВА27 января, 10:41
    Пашинян денег на лапу получил, вот и гонит своих армянских лошадей в пропасть. Судьба Саакашвили повторятся в Армении.Во что втягивает ...
  • Игорь Сипкин27 января, 4:24
    у чиновников отсутствует чувство самосохранения из-за безнаказанности и отсутствие законов по борьбе с коррупцией: ко...Любишь медок -люб...

Алкоголь и демография: время экстренных мер

Алкоголь и демография: время экстренных мер


Угроза национальной безопасности


Сколько россиян ежегодно погибает от последствий употребления алкогольных напитков? Статистика говорит, что точного ответа нет и, вероятнее всего, не будет. Очень сложно вычленить прямое и косвенное влияние спиртного на смертность. Но некоторые выкладки, тем не менее, имеются. Существует список причин смерти, инициированных именно употреблением алкоголя. В нем семнадцать позиций, полный список которых мы не будем приводить. Достаточно упомянуть такие алкоголь-ассоциированные гибельные причины, как «алкогольная болезнь печени», «алкогольная кардиомиопатия», «хронический панкреатит алкогольной этиологии», «алкогольный гастрит» и «пагубное употребление алкоголя».

Чаще всего гибнут от кардиомиопатии, отравления алкоголем (случайно или преднамеренно) и поражений печени. Каждый год в России от указанных причин умирает от 47 до 61 тысячи человек. И это лишь нижняя граница смертности. В абсолютных значениях это гигантское число, равное населению среднестатистического малого российского города. В общем уровне смертности доля погибших от алкоголя обычно не превышает 3 процентов. Вроде бы и немного, но умирают люди трудоспособного возраста, а многие из них еще в состоянии заводить детей. Справедливости ради, с 2016 года количество умерших непосредственно от алкоголя медленно, но верно снижается.


Всё указанное выше касается прямых потерь от алкоголизации населения России. В той или иной степени они достаточно точно фиксируются. Чего нельзя сказать о косвенных потерях России от злоупотребления спиртным. Если прямые потери составляют около 3 процентов общей смертности в стране, то косвенные – уже 26–30 процентов. Почти каждый третий россиянин в стране умирает от последствий употребления алкоголя. Здесь и убийства, и самоубийства, и ДТП, и напрямую не связанные со спиртным заболевания. К последним относят туберкулез, пневмонию и целый спектр онкологических диагнозов. На круг страна теряет до полумиллиона граждан ежегодно. И еще один факт. Если в России в разные годы увеличивается общая смертность, то она с 98-процентной вероятностью связана с ростом потребления алкоголя. И наоборот, общее снижение смертности по стране – это результат сокращения пьянства.

К чему этот ликбез? К тому, что в 2023 году каждый россиянин в среднем выпил около 8,4 литров чистого спирта. Если исключить несовершеннолетних, глубоких стариков и идейных трезвенников, то восемь можно смело умножать на два-три. Но даже без этого, россияне стали пить гораздо больше, чем за последние 9-10 лет.

Если сравнить с показателями «пьющих» стран Европы, то в России пьют сравнительно немного. Например, французы около 10 литров на душу в год, немцы – больше 11 литров, а Грузия так вообще в лидерах – 14,4 литра. Только вот в России преобладает северный тип потребления алкоголя. Значит, пьют сравнительно нечасто, но в высоких концентрациях. В ход идут преимущественно водка, коньяк, самогон и виски. Отсюда и острый токсический эффект на выходе.

Чемпионы по выпивке из Франции, Германии и Грузии относятся к южному типу потребителей спиртного. Употребляют сравнительно часто, но слабоалкогольные напитки – вино и пиво. Кстати, «северянами» считаются все, кто пристрастился к напиткам крепче 25 градусов.

С 2000-х годов в России наблюдалась обнадеживающая тенденция перехода с крепкого алкоголя к пиву и, в меньшей степени, к вину. Это стало результатом масштабной государственной программы борьбы со злоупотреблением алкоголем. В стране вели пропагандистскую работу, запретили рекламу спиртного, ужесточили условия производства и повысили акцизы. С рынка ушла добрая доля контрафакта. Но так хорошо было до 2018 года, когда антиалкогольную кампанию притормозили. Перестали расти акцизы, хотя их требовалось повышать хотя бы вровень с инфляцией. Процесс усугубился в период с 2019 по 2023 год – россияне стали больше пить крепкого алкоголя. В среднем рост составил 150 процентов. С вином скромнее – всего 45 процентов. Наметившийся тренд к переходу на южный тип потребления алкоголя сорвался.

Кто виноват и что делать?


В истории с современной алкоголизацией России нельзя не вспомнить Михаила Горбачева и его «сухой закон». К личности генсека в России относятся скорее негативно, но он в прямом смысле спас порядка миллиона человеческих жизней. С 1985 по 1987 года смертность упала вслед за потреблением алкоголя, и многие сотни тысяч советских граждан преждевременно не умерли. Другое дело, что бюджет недополучил гигантские суммы акцизов от продажи спиртного, и это больно ударило по экономике СССР.

Как может быть плохо при бесконтрольном пьянстве, показали лихие 90-е. В 1994 году в молодой России зафиксировали мировой рекорд ХХ века – 18 литров спирта в год на гражданина. Тот самый миллион человек, который не умер в 80-е, скончался от алкоголизма спустя десять лет. С учетом естественной демографической ямы того периода, это серьезно ударило не только по продолжительности жизни, так и по воспроизводству населения. Последствия тех лихих лет мы будем ощущать еще долго.


Есть все основания полагать, что Россию ждут пусть и заметно ослабленные, но все-таки новые 90-е годы. В плане злоупотребления алкоголем, разумеется. Алкоголь перестал дорожать, опережая инфляцию, что, по идее, он должен делать на уважающем себя рынке. Нет признаков усиления антиалкогольной кампании со стороны государства.

Есть очень хороший пример скандинавских стран, справившихся с алкоголизмом у себя дома. Рецепт нехитрый. В выходные все алкомаркеты и полки со спиртным в магазинах закрываются. А в будние дни продажа ограничивается несколькими часами. Порог вхождения в мир алкоголя повышается с 18 до 21 года. С учетом нарастающей инфантилизации молодежи это совсем не лишнее.

Реформы требует налогообложение алкогольной отрасли. К достижениям явно относится знаменитая ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта), заметно осложнившая продажу паленого спиртного. Но этого мало. Требуется прогрессивная шкала налогообложения продажи алкоголя. Чем крепче, тем больше платит продавец в бюджет. Запретить – это одно, важно еще и строго следить за исполнением постановлений.

Одним из достижений антиалкогольной кампании стал запрет продажи спиртного вечером и ночью. Немалая часть продавцов придерживается закона, но в каждом населенном пункте (порой и в микрорайоне) есть свои продавцы, наливающие и продающие в «комендантский час». Нет драконовских мер влияния, поэтому выгода перевешивает все риски. Адепты проалкогольной политики наверняка возразят: мол, все запреты стимулируют продажу контрафактного спиртного. Разумеется, эта проблема заявит о себе, но, повторимся, все минусы компенсируются резким снижением смертности и растущей продолжительностью жизни россиян.


Всё вышесказанное может показаться очередным этапом антиалкогольной истерии. Дескать, трезвенники не дают спокойно жить умеренно употребляющим. Всё так, если бы не нюансы, которые всё портят. Первый – в России наблюдаются минимумы по рождаемости. Говоря научным языком, страна депопулирует. Усугубляющим фактором этого печального процесса становится алкогольная нагрузка на население. В том числе на тех, кто еще пока в детородном возрасте. Второй усугубляющий фактор – это чрезвычайно низкая безработица. Только на объектах ВПК ощущается нехватка порядка 300-400 тысяч человек. При этом в России от алкоголя каждый год умирает почти полмиллиона человек. И погибают преимущественно мужчины работоспособного возраста. Может быть, алкогольному лобби в высших кругах пора задуматься о национальной безопасности России? Проблема в настоящее время выглядит именно так.
Ссылка на первоисточник
Рекомендуем
Популярное

Картина дня

наверх