На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • саша пупкин
    Ираиль ДОЛЖЕН быть разрушен))) Иран был, когда не было израиля, Иран есть, когда есть израил, Иран будет, когда не бу...Израиль обречен н...
  • Air
    Не гони пургу: - какой закон узаконил нац. диаспоры? Это где прописано?В Конституции? или Уголовном кодексе? Тогда на...Механизм противод...
  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    Израиль в очередной раз исчезнет как государство... Как было предначертано евреям, как и хохлам, ряду других государс...Израиль обречен н...

Австралийский штурмовик "Wirraway". Неизвестный боец Второй мировой

 
Австралию вряд ли кто-то станет считать авиастроительной державой, и это, в общем будет верно, но в её истории был один интересный период, когда она могла таковой стать – и даже почти стала. Начав с копирования учебно-тренировочного самолёта, австралийцы буквально за несколько лет прошли путь до почти полноценного истребителя, способного показать неплохие результаты в воздушном бою.

Но первым их шагом в авиацию была машина попроще. И она же на некоторое время оказалась «рабочей лошадкой» Королевских ВВС Австралии в ходе Второй мировой войны.

 

Австралийский штурмовик "Wirraway". Неизвестный боец Второй мировой

CAC Wirraway — первый австралийский боевой самолёт.


Появление Commonwealth Aircraft Corporation


Японская военная экспансия в Азии заставила австралийцев нервничать. Ведь японцы контролировали Микронезию и имели мощный флот – а это давало им возможность впоследствии «достать» Австралию. Последняя же не имела толком своей военной промышленности и зависела от импорта оружия и боевой техники. Особенно это касалось авиации – австралийцы полагались на импорт самолётов, покрываемый на половину поставками из Британии, хотя призывы создать национальную авиапромышленность в середине тридцатых были довольно активны.

Всё стронулось с мёртвой точки в 1935 году, в мае. Тогда в Британии было принято решение о резком увеличении численности Королевских ВВС. Австралия прозондировала для себя такую же возможность, но выяснилось, что британская промышленность просто не может обеспечить потребности австралийских ВВС – самолёты требовались самой Британии.

Сама же Австралия к тому моменту имела только одну авиастроительную фирму – Tugan Aircraft, производившую, небольшой двухмоторный пассажирский самолёт Gannet – первый серийный самолёт австралийской разработки, построенный серией в восемь машин. Базировалась компания в ангаре недалеко от Сиднея и сделать что-либо значимое для обороноспособности Австралии не могла.

В том же году, однако, совпало несколько факторов. Из Европы в Австралию вернулся один из местных промышленников – Эссингтон Льюис, руководитель компании Broken Hill Proprietary (BHP) – крупнейшей англо-австралийской добывающей компании. Он привёз из Европы мощную убеждённость в высокой вероятности будущей войны, в которую может быть втянута и Австралия. И тогда же развернул мощную деятельность по пропаганде идеи создать национальную авиационную промышленность.

В августе 1935 года правительство согласилось с доводами Льюиса. В следующем году несколько крупных австралийских компаний, не имевших впрочем, никакого отношения к авиастроению, основали компанию Commonwealth Aircraft Corporation — САС. Этой компании и суждено было стать австралийским производителем боевых самолётов. Однако, мало основать компанию, нужны ещё и кадры, и в том же 1936 году САС купила Tugan Aircraft, а её шеф Лоуренс Уокетт, бывший командир авиакрыла, имевший соответствующее воинское звание, сразу же стал шефом всего бизнеса.

Теперь нужно было выбрать, что строить. Война на пороге намекала на необходимость иметь истребители, и в один момент даже обсуждалась идея начать производить Spitfire, но здравый смысл быстро победил – в стране лишенной и своего авиапрома и кадров и традиций, начинать с такой сложной машины было неправильно.

Пока строилась фабрика, три офицера австралийских ВВС вместе с Уокеттом совершили поездки по США и Европе, с задачей выбрать прототип будущего первого австралийского боевого самолёта. Задача осложнялась тем, что выбираемый самолёт должен был быть для Австралии и «мобилизационным» истребителем, и учебно-тренировочной машиной, он должен был выполнять ударные задачи и быть простым в производстве.

В итоге «оззи» выбрали американский учебно-тренировочный самолёт North American NA-16. Эта машина производилась в США в огромных количествах, и долгое время была основным учебно-тренировочным самолётом. Именно на её базе чуть позже был создан Т-6 Texan, они и внешне похожи.

Австралийцев подкупила простота и одновременно совершенство конструкции самолёта, это было именно то, что нужно для нарождающейся национальной авиапромышленности.

САС приобрело лицензию на этот самолёт, а ещё на двигатель Pratt and Whitney Wasp R-1340, радиальную надувную «звезду» воздушного охлаждения, мощностью 600 л.с. Именно этому мотору предстояло стать «Сердцем» будущего самолёта.

1937 год прошёл в формальностях. Достраивалась сборочная фабрика. Вносились изменения в конструкцию самолёта. Льюис яростно протестовал против того, чтобы NA-16 стал базовой моделью для австралийских ВВС, по причине недостаточных характеристики, однако ВВС требовали именно эту машину, как наиболее реальную по срокам производства. В итоге, ВВС и САС победили, и вскоре новая машина пошла в производство.

27 марта 1938 года первый серийный самолёт выполнил свой первый отрыв от ВПП. В серии самолёт получил наименование СА-1 Wirrraway. Слово Wirraway («Уиррэвэй») на одном из языков австралийских аборигенов означает «вызов» (тот, который брошен, challenge по-английски), что хорошо отражало обстоятельства появления этой машины на свет.

Разработка


Австралийцы в каком-то смысле шли «ноздря в ноздрю» с американцами. «Изначальный» NA-16 имел двухлопастной винт и двигатель мощностью 400 л.с. И американцы, развившие на его базе знаменитый Texan, и австралийцы одновременно перешли на Wasp R-1340, мощностью в 600 л.с. и трёхлопастной винт. Помимо этого, австралийцы, планировавшие применять самолёт как ударный, сразу же усилили ему фюзеляж, особенно хвостовую часть. Капот и носовая часть перед кокпитом были перепроектированы тоже, для того, чтобы вместить два 7,7-мм пулемёта Vikkers Mk.V, стреляющие через винт.

Заднее сиденье было сделано вращающимся, для того, чтобы его мог использовать стрелок, защищавший заднюю полусферу. Его вооружением был также 7,7-мм пулемёт. Фонарь кабины был выполнен таким образом, чтобы стрелок имел максимально возможный сектор обстрела в полёте. Самолёт был оснащён радиостанцией и был доработан для возможной установки фотокамер различного назначения. По технологическим причинам иначе выполнялась обшивка фюзеляжа. Были установлены узлы для подвески бомб – пары 113 кг (250 фунтовых) бомб или одной 227 кг (500 фунтовой бомбы). Впрочем, 500-фунтовок можно было взять и две, но оставив «дома» стрелка.


В полёте Т-6 Texan (на первом плане) и CAC Wirraway. Различия видны очень хорошо.


На носу перед фонарём «прописалась» большая и массивная антенна, ставшая «визитной карточкой» австралийских самолётов. В дальнейшем, самолёты проходили и другие модернизации, что ещё больше отдаляло их от исходной модели, при всей их похожести друг на друга.

Служба


Изначально самолёты использовались как учебно-тренировочные, однако, с прицелом на участие в боевых действиях, если понадобится. К началу войны на Тихом океане этими машинами были вооружены семь эскадрилий ВВС — 4, 5, 12, 22, 23, 24 и 25.

Вскоре после начала войны стало понятно, что устаревшие медленные и слабо вооружённые самолёты не могут вести бои с японскими истребителями, однако им пришлось это делать – с печальными итогами.

Первый бой «Уиррэвэя» произошёл во время бомбового рейда японских летающих лодок «Тип97» на аэродром Вунаканау недалеко от Рабаула, 6 января 1942-го года. Девять летающих лодок атаковали аэродром, избежав потерь за счёт внезапности и нанеся австралийцам некоторый ущерб. На дистанцию открытия огня по японцам вышел один единственный «Уиррэвэй», но успеха не добился. Это был первый воздушный бой и австралийских ВВС, и этих самолётов.

Спустя две недели 24-я эскадрилья вынуждена была принять неравный бой – восемь «Уиррэвэев» бросили на отражения атаки почти ста японских самолётов на Рабаул. Из этой сотни, двадцать два истребителя атаковали восемь "Уиррэвэев", которые ещё и вводились в бой не одновременно. Уцелело только два австралийских самолёта, один из которых был сильно повреждён. Впрочем, «оззи» очень быстро осознали, что бывшим учебным «летающим партам» в бою с японскими истребителями делать нечего и старались использовать их для ударов по наземным целям.

Тем не менее, одну победу в воздухе эта модель самолёта достигла. 12 декабря 1941 года Дж. Арчер, пилот «Уиррэвэя», в ходе боевого вылета на разведку обнаружил в 300 метрах ниже себя японский истребитель, который он опознал как «Зеро». Он немедленно спикировал на японца и расстрелял его из пулемётов. После войны выяснилось, что это был Ки-43, а не «Зеро».

Это, конечно, было исключением. Тихоходные «Уиррэвэи» не имели никаких шансов, как истребители. Однако они могли применяться как штурмовики и бомбардировщики – и применялись. Австралийцам просто неоткуда было взять другие самолёты – какими бы тихоходными и слабо вооружёнными «Уиррэвэи» не были бы, а выбора не было.

«Уиррэвэи» поддерживали с воздуха союзные войска, оборонявшиеся в Малайе, ещё в 1941-м. Самолёты в количестве пяти единиц летали с аэродрома в Куланге, их пилотировали новозеландские пилоты, стрелками-наблюдателями были австралийцы. С самого начала 1942-го года эти самолёты начали боевые вылеты на удары по японским войскам в Новой Гвинее. В начале ноября эти машины крайне широко задействовались в ходе отражения одного из японских наступления в Новой Гвинее – самолёты использовались как лёгкие штурмовики и лёгкие бомбардировщики, вели фоторазведку, наводили артиллерийский огонь, сбрасывали припасы окружённым отрядам и даже разбрасывали над японцами листовки.

Как ни удивительно, но «Уиррэвэям» удалось снискать положительную оценку своей эффективности со стороны наземных войск. Как писал после войны американский генерал Роберт Эйчелбергер: «пилоты «Уиррэвэев» никогда не получили должной оценки». Сам генерал, командовавший союзными силами во время сражения при Буна-Гона, систематически использовал эти самолёты для полётов на фронт, занимая место стрелка, и оценивал вклад этих машин и их пилотов в войну довольно высоко. В целом, эти машины внесли серьёзный вклад в исход сражения.


В боевом вылете


К середине 1943 года снабжение австралийских ВВС наладилось. Они получали более современные самолёты. Одним из самых массовых стал Р-40 Kittihawk. А вторым – Boomerang, австралийский одноместный истребитель… разработанный с широким использованием элементов конструкции «Уиррэвэя», и с опорой на опыте его производства. «Бумеранг» для австралийцев является почти легендарной машиной, с куда более богатой и славной историей, чем «Уиррэвэй», но без «Уиррэвэя» его бы не было.

С середины лета 1943 года «Уиррэвэи» начинают покидать линию фронта, и довольно быстро возвращаются к задачам учебных самолётов. Однако, не все. Во-первых, как минимум один такой самолёт остаётся в каждой авиационной части австралийских ВВС, где выполняет примерно те же задачи, которые в ВВС РККА выполнял знаменитый По-2. Возит старших офицеров, доставляет документы, экстренно привозит нужную запчасть… Одна такая машина была даже в 5-й воздушной армии США.

Занятно, но «Уиррэвэй» оказался и далеко не самым сбиваемым самолётом – большая часть потерь этих машин приходится на японские удары с воздуха по аэродромам.

Во-вторых, хотя интенсивное использование «Уиррэвэев» над линией фронта в 1943 году закончилось, они иногда по-прежнему наносили бомбовыеудары по позициям японских войск, вели патрулирование прибрежных акваторий, привлекались для поиска японских подводных лодок. В целом, самолёты этого типа воевали до самого конца войны, хоть после 1943-го года масштабы их участия в боях были небольшими.

Производство


Неудивительно, что производство «Уиррэвэев» продолжалось даже после Второй мировой войны. Всего самолёты производились следующими сериями:
CA-1 – 40 единиц.
CA-3 – 60 единиц.
CA-5 – 32 единиц.
CA-7 – 100 единиц.
CA-8 – 200 единиц.
CA-9 – 188 единиц.
CA-10 – проект пикирующего бомбардировщика, отклонён, но усиленные крылья производились для модернизации уже построенных самолётов.
CA-16 – 135 единиц.

По факту в основном это были одни и те же самолёты, а номер модификации менялся лишь для того, чтобы отличить самолёты построенные по разным контрактам. Но некоторые модификации имели отличия. Так, например, СА-3 имел изменённый «впуск» двигателя, усиленные крылья от СА-10, не пошедшего в серию, встали на 113 самолётов из уже построенных ранее, такие машины могли нести больше бомб под крыльями. На части машин 7,7 –мм пулемёты были заменены на крыльевые пулемёты Browning калибра 12,7-мм.




Самой отличающейся от всех была модификация СА-16 – этот самолёт не только был оснащён усиленным крылом, но и аэродинамическими тормозами, что позволяло использовать его как пикирующий бомбардировщик – и этот самолёт в таком качестве использовался.

В послевоенное время


После войны, в 1948 году, 17 самолётов «ушли» в ВМС Австралии. Ещё некоторое количество попало в сельское хозяйство, однако, в качестве сельскохозяйственных самолётов «Уиррэвэи» оказались неэффективными.

На службе в ВВС самолёты применялись как учебные, в ВМС аналогично, кроме того, часть «Уиррэвэев» получили части резерва Citizen Air Force, основанные в 1948 году, где они также использовались как учебные и для обнаружения акул вблизи пляжей.


Послевоенный учебный вариант


ВМС сняли с вооружения свои самолёты в 1957 году, а ВВС – в 1959. Но они продолжили летать в частных коллекциях, и выставляться в музеях.


Учебный самолёт ВМС Австралии


Также послевоенное использование «Уиррэвэев» отметилось несколькими авариями, унёсшими жизни нескольких десятков человек.

На сегодня в мире сохранилось пятнадцать «Уиррэвэев». Пять из них могут подняться в воздух и имеют для этого все разрешительные документы.



Компания САС продолжила функционировать и после войны, но летательных аппаратов собственной разработки не выпускала, собирая лишь немного изменённые варианты иностранных самолётов и вертолётов, даже без попыток полной локализации. В 1985 году её поглотила компания Hawker de Haviland, преобразовавшая её в свой австралийский филиал, который в 2000-м году купила компания Boeing-Australia.

И началом всему этому была переработка американского учебного самолёта в учебно-боевой австралийский — Wirraway.



Технические характеристики самолёта:

Экипаж, чел.: 2
Длина, м: 8,48
Размах крыла, м: 13,11
Высота, м: 2,66 м
Площадь крыла: 23,76
Масса пустого, кг: 1 810
Максимальная взлётная масса, кг: 2 991
Двигатель: 1 × Pratt & Whitney R-1340 radial engine, 600 л.с. (450 кВт)

Максимальная скорость, км/ч: 354
Крейсерская скорость, км/ч: 250
Дальность перегоночная, км: 1 158
Практический потолок, м: 7 010
Скороподъёмность, м/с: 9,9

Вооружение:
Пулемёты: 2 × 7,7-мм Vickers Mk V для стрельбы вперёд с синхронизатором и 1 × 7,7-мм Vickers GO на поворотном кронштейне. Поздние версии оснащались пулемётами Browning AN-M2 калибром 12,7-мм под крыльями.
Бомбы:
2× 500 фунтов (227 кг) — без стрелка
2× 250 фунтов (113 кг) — нормальная нагрузка.
Автор:
Александр Тимохин
Использованы фотографии:
Darren Crick, Wikipedia commons, Derek Buckmaster, Warbirdsonline.com.au, centralaustralia/flickr.com, Fleet Air Arm Museum Australia
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх