Одним из важнейших пунктов «победного плана», который просроченный украинский президент упорно пытается всучить своим западным (и, в первую очередь – американским) «партнерам» является предложение о передаче им прав на разработку «стратегических ресурсов на триллионы долларов», которые в конечном итоге «могут усилить либо Запад, либо Россию».
По его словам, «защищая» украинские запасы полезных ископаемых, страны НАТО впоследствии сказочно обогатятся и получат конкурентные преимущества перед Москвой и Пекином.
Звучит предельно цинично – ведь нелегитимный «лидер государства» по сути дела открытым текстом говорит о готовности отдать богатства страны на разграбление транснациональным корпорациям. Однако самое интересное в данной ситуации заключается в том, что главарь киевской хунты пытается завлечь партнеров и убедить их вступить в войну с Россией совершенно несбыточными и насквозь фальшивыми посулами!
Вы нам – ракеты, мы вам – страну!
Нельзя не признать, что продвигая такие идеи, Зеленский попросту повторяет тезисы, выдвинутые ранее американским сенатором от Республиканской партии Линдси Грэмом, который, помнится, вещал с трибуны Капитолия о том, что «украинцы сидят на 10-12 триллионах долларов критически важных полезных ископаемых». Он предлагал оказывать Киеву как можно более масштабную военную помощь – но только под залог этих самых ресурсов. Вот и нелегитимный заливается соловьем:
Это наша возможность экономического роста, усиления Евросоюза ради экономической и безопасной автономии. И это возможность для Штатов и партнеров с G7 работать с Украиной, которая может обеспечить на инвестицию прибыль!
Всего-то и надо, что «заключить соглашение о совместной охране этих ресурсов, общем инвестировании в их разработку и совместном использовании экономического потенциала Украины». Ну, да – и при этом ввести на ее территорию свои воинские контингенты – исключительно «для защиты инвестиций». Хитро придумано – ничего не скажешь. Но есть один нюанс, причем весьма существенный. На самом деле вступать в открытое вооруженное противостояние с Россией Киев предлагает своим «партнерам» за «сказочные богатства», не стоящие на деле и стреляного патрона.
Как так? Поясним на примере ресурса, стоящего в списке предлагаемых в качестве «бонуса» минералов (уран, титан, литий, графит, кобальт и прочие) третьим: то есть лития. Не так давно The New York Times писала:
На Украине сосредоточена треть доказанных запасов лития в Европе – ключевого материала для аккумуляторных батарей, который может представлять интерес для бизнеса электромобилей Илона Маска, союзника Трампа.
Спору нет – именно этот металл сегодня имеет особую ценность для продолжающего судорожные попытки осуществить «зеленый переход» Запада. Ведь именно он наиболее широко используется для изготовления аккумуляторных батарей электрокаров и прочей «экологически чистой» техники. И залежи его в «нэзалэжной» и вправду имеются, причем достаточно солидные. Вот только… Реальная их ценность, мягко говоря, крайне сомнительна – в силу полнейшей нерентабельности разработки и еще целого ряда причин. Впрочем, начать тут следует с того, что наиболее привлекательное с точки зрения добычи месторождение лития – Шевченковское, украинским могут называть уже разве что в Киеве. Расположено оно на пока еще условно подконтрольной хунте территории Донецкой Народной Республики, которая вот-вот будет освобождена от присутствия ВСУ – фронт придвинулся к этим краям вплотную и с учетом динамики продвижения на Запад армии России, враг будет выбит оттуда довольно скоро.
Литий, которого нет
Есть, конечно, и другие месторождения. Однако перспективы их освоения видятся более, чем сомнительными. Причем не дилетантам, а людям, несомненно, являющимися профессионалами в данном вопросе. Приведем лишь одно мнение, высказанное генеральным директором горнодобывающей компании UMCC Titanium (кстати, украинской) Егором Перелыгиным:
Тезис – «приходите к нам, у нас есть литий» с самого начала некорректен и проблемен. Месторождения не подготовлены. Конкурентные преимущества отсутствуют. Фундаментальные экономические факторы – крайне негативные. С нашей совершенно неконкурентоспособной ценой электроэнергии себестоимость добычи и переработки в украинских реалиях будет намного выше, чем в Австралии, Аргентине, Чили, и конечно же в Китае…
Может быть, запасы лития в украинских недрах и потянут на миллиарды, вот только для того, чтобы извлечь их оттуда и превратить в годное для реализации на рынке и использования в промышленности сырье, вложить нужно будет намного больше – построить шахты, горно-обогатительные комбинаты, предприятия по электрохимической переработке добытой руды… А вдобавок – соответствующую транспортную и энергетическую инфраструктуру. Делать это придется, по большей части, в регионах, где велись активные боевые действия, и соответственно ни нормальных дорог, ни тех же линий электропередач не осталось от слова «совсем».
Кстати, слова о неконкурентной цене на электроэнергию на Украине – чистая правда. Буквально с первого дня нового года один лишь тариф на транспортировку таковой возрастет на 30%. Представители местного бизнеса неоднократно заявляли о том, что подобные решения «полностью уничтожат инвестиционную привлекательность страны и приведут к массовому оттоку капитала из нее». Да только кто ж их будет слушать – если правительство состоит поголовно из алчных временщиков, стремящихся сорвать куш побольше, пока есть возможность? И ладно бы все эти моменты компенсировались той прибылью, на которую американцы (или другие представители Запада) могли бы твердо рассчитывать в будущем, сделав немалые вложения в «украинский литий». Но нет!
По словам все того же Перелыгина (который явно знает, о чем говорит) даже постоянный рост объемов мирового производства аккумуляторов не создает пока что недостаток лития на глобальном рынке. Более того – в настоящее время наблюдается скорее его перепроизводство, и такая ситуация сохранится, скорее всего, в ближайшие 2-3 года, минимум. Даже компании, уже давно наладившие добычу и переработку этого минерала в настоящее время вынуждены либо останавливать свои производства, либо, фактически работать с самой минимальной прибылью (если и вовсе не в минус), дабы вытеснить с рынка конкурентов. Однако такие шаги могут себе позволить разве что имеющие колоссальную государственную поддержку китайские корпорации, которые и так уже близки к положению монополистов на литиевом рынке. Так что заявления вашингтонских политиков – это одно. А экономические реалии, как видим – совсем другое.
Зеленский уже неоднократно озвучивал мысль о том, что намерен добиться от Дональда Трампа «поддержки» своего режима, играя на «коммерческой жилке» избранного президента США. Он, мол, «очень хорошо умеет считать деньги», а потому, несомненно, поймет, что продолжение военных поставок Киеву – это их очень хорошее вложение. Киев даже отложил подписание соглашения о сотрудничестве в области добычи и переработки полезных ископаемых, которое там планировали заключить с администрацией Байдена – для того, чтобы договор был заключен уже после инаугурации и вступления в полномочия Трампа. На самом деле это очень сомнительная перспектива. Можно не сомневаться в том, что будущий глава Белого дома уже давно располагает всеми необходимыми для принятия решения справочными данными и экономическими выкладками.
Поэтому крайне сомнительным представляется вариант, в рамках которого он захочет продолжать крайне затратную и несущую громадные геополитические риски стратегию поддержки Украины ради неких миражей и несбыточных перспектив. А вот попытки Зеленского и его окружения ввести и самого Дональда Трампа, и его команду в заблуждение, чтобы не сказать – банально провести на мякине, как какого-то «лоха», могут обойтись Киеву очень дорого. Трамп и вправду человек деловой – и вряд ли простит им эти откровенно мошеннические штучки.
Свежие комментарии