На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Василий Васильев
    У нас баба Параска,на условиях анонимности сообщила, что 3 ноября, в боях на Донбассе был ранен родственник президент...Организацию с игр...
  • Нина Комарова
    Да ни одного шага вперед не сделала, откатилась назад во всём.Хиджабы довели де...
  • Alex Nемо
    Мне лично не нравится в принципе то что я не знаю кто под этой одеждой...Хиджабы довели де...

Противотанковое ружье Madsen 1935 (Дания).

В начале 30-х годов двадцатого века датские конструкторы приступили к разработке нового противотанкового ружья. Результат получился для своего времени, как минимум, неплохим и его можно было противопоставить большинству легкой бронетехники, а на момент создания вообще всей бронетехники. В 1935 году новое оружие поступило на вооружение армии Дании под обозначением Madsen 1935 и активно использовалось вплоть до конца Второй мировой войны. После еще много лет стояло на вооружении стран Южной Америки и Африки. Данное оружие часто можно увидеть классифицированным, как легкая автоматическая пушка и даже как зенитное орудие, все зависит от комплектации, то есть можно говорить и о своеобразной универсальности результата работы проведенной датскими конструкторами.

Но знакомство нужно начинать упорядочено, а начать нужно с того элемента, который задает основные характеристики любого оружия – боеприпаса.

 

Патрон 20х120 Madsen

Несмотря на то, что называть боеприпас калибром в 20 миллиметров патроном не совсем корректно, все же будем придерживаться этой неправильной терминологии, хотя реальный калибр по ведущему пояску составляет 19,72 миллиметра. Боеприпас был разработан именно в рамках проекта по созданию ПТР и легкой автоматической пушки, то есть ранее нигде не применялся. Новый патрон разрабатывался сразу в нескольких вариантах, а не только в бронебойном, так как изначально предполагалось использование оружия и как ПТР и как малой автоматической пушки для ведения огня по живой силе противника и как зенитного орудия. В связи с этим, помимо бронебойного варианта патрона существовал также и вариант боеприпаса со снарядом фугасного действия. И хотя в целом эффективность фугасного заряда была невысокой, из-за малого количества взрывчатого вещества, которое помещалось в теле метаемого снаряда, это компенсировалось тем, что оружие, в котором боеприпас применялся, могло вести автоматический огонь пускай и с не самым высоким темпом.

Бронебойный вариант боеприпаса оснащался пулей из закаленной стали. Для взаимодействия с нарезами в канале ствола на теле пули размещались медные пояски. Масса метаемого снаряда составляла 154 грамма. При этом его скорость у дульного среза достигала 730-780 метров в секунду, то есть кинетическая энергия была около 42,5 тысяч Джоулей. На дистанции в 100 метров этот боеприпас был способен пробить 42 миллиметра брони под углом 90 градусов. На 300 метрах оставались незащищенными экипажи бронетехники и основные узлы, за броней толщиной в 37 миллиметров. На дистанции в 500 метров удавалось добиться бронепробития 32 миллиметров брони. 15 миллиметров не могло выдержать попадание пули на дистанции до 1000 метров.

Если давать оценку подобной эффективности. То на момент создания этого противотанкового ружья не было такой техники, броня которой смогла бы защитить экипаж от подобного оружия. Разумеется, за подобную эффективность пришлось чем-то платить, но об этом чуть ниже.

Метаемый снаряд фугасного типа, имел массу 127 граммов и начальную скорость в 840-880 метров в секунду. Этот тип боеприпаса применялся для стрельбы по отдельным группам живой силы противника, был более чем эффективен для борьбы с пулеметными расчетами и снайперами при их обнаружении. Активно применялся в зенитных орудиях для поражения самолетов противника Серийное производство этих боеприпасов было свернуто в 50-х годах, тем не менее, запасов патронов, которые были выпущены за это время, включая военный период, было достаточно для того, чтобы в отдельных военных конфликтах это оружие показывало на что оно способно вплоть до конца 70-х годов.

 

Эффективность и удобство эксплуатации противотанкового ружья Madsen 1935

Несмотря на то, что сам боеприпас имел отличные для своего времени показатели бронепробития, назвать это оружие лучшим средством борьбы с бронетехникой противника не поворачивается язык. Да действительно попадания были весьма эффективными и даже не столько из-за бронепробития, сколько из-за заброневого эффекта, так как, по сути, стальная болванка с огромной кинетической энергией оставляла совсем не ровное отверстие в бронелисте, а выбивало множество мелких осколков из брони с обратной стороны от точки попадания. При этом присутствовал довольно интересный парадокс, чем толще была броня, тем больше осколков выбивалось при попадании, то есть то, что должно было защищать экипаж танка, работало с точностью наоборот. В тонкой же броне, пуля оставляла просто отверстие без заброневого эффекта в виде осколков от брони.

Достигались такие показатели не только формой метаемого снаряда, но его высокой кинетической энергией. Если опираться на народное «мощный патрон», то боеприпас 20х120 был очень мощным, следовательно, для него должно было быть и соответствующее оружие, конструкция которого предусматривала бы частичную компенсацию отдачи при выстреле тем или иным способом. И именно в этом месте начинается все самое интересное. Датские конструкторы создали действительно нечто монстроподобное массой 55 килограммов. При такой массе отдача при стрельбе оставалась вполне терпимой даже просто при использовании дульного тормоза-компенсатора отдачи. Но масса в 55 килограммов это только тело противотанкового ружья. Реальный вес именно в противотанковом исполнении равнялся 62 килограммам, так как добавлялись сошки и плечевой упор. Если прибавить к этому массу боеприпасов и учесть, что в расчете ПТР было всего два человека, то становится понятно, что ни о какой мобильности с таким оружием не могло быть и речи.

Действительно, расчет противотанкового ружья мог перемещаться самостоятельно со своим оружием и боеприпасами, только скорость передвижения была чуть выше скорости быстрого шага, даже с учетом того, что присутствовал лучший в мире допинг в виде огня противника. Чтобы хоть как-то компенсировать ситуацию, противотанковые ружья устанавливали на мототехнику, но при таком виде эксплуатации свою роль отыгрывал уже другой параметр – габариты.

Можно подумать, что достаточно было сменить тактику применения противотанковых ружей на поле боя и использовать Madsen 1935 на более дальних дистанциях чем легкие ПТР, тем более что результаты по бронепробитию были весьма неплохими. Но и тут оказалось не все так гладко, подвела точность. Даже несмотря на бронепробитие и осколки от брони при попадании, для того чтобы попасть в члена экипажа или же повредить важный узел танку нужно было иметь возможность произвести точный выстрел, а уже даже на дистанции в 300 метров сделать это было очень затруднительно, даже несмотря на габариты цели.

Не спасало ситуацию и возможность ведения автоматического огня. Во-первых, темп стрельбы был относительно низок – 120 выстрелов в минуту, а во-вторых, все та же точность, да и, в буквальном смысле, скачущее противотанковое ружье не позволяли гарантировано повредить какой-то конкретный узел танка и попасть в место расположения одного из членов экипажа.

Но при всем при этом нельзя говорить о том, что Madsen 1935 в виде противотанкового ружья было лишним на поле боя. Применялись данные противотанковые ружья из заранее подготовленных позиций которые защищали боевой расчет оружия хотя бы от пулеметного огня. Нередко использовались и лафеты треноги, что делало ПТР уже фактически полностью стационарным, так как масса становилась свыше 100 килограмм, в таком исполнении оружие уже можно считать даже не противотанковым ружьем, а легкой автоматической пушкой.

Характеристики противотанкового ружья Madsen 1935

Общая длина ПТР составляет 1824 миллиметра, при этом только 1200 миллиметров от общей длины составляет ствол оружия. Если учесть, что эти замеры делались по телу противотанкового ружья, которое не имеет приклада, то цифры действительно большие. Как уже было обозначено выше, само тело ПТР весит 55 килограммов, на сошках и с плечевым упором – 62 килограмма. На лафете-треноге – 100 килограмм. При использовании оружия на колесном лафете, общая масса добирается до отметки в 265 килограммов. Питание осуществляется из магазинов барабанного типа, с вместимостью 15, 30, 40 и 60 патронов. Несложно догадаться какую массу имеет боекомплект вместе с магазинами. Практическая скорострельность при одиночном огне составляет 8-10 выстрелов в минуту, это объясняется тем, что даже несмотря на массу самого оружия, влияние отдачи все же присутствует. Несмотря на то, то прицельные приспособления рассчитаны на ведение огня до 1000 метров, реальная практическая эффективная дальность применения значительно ниже, хотя нередко на такие дистанции велся огонь по групповым небронированным целям, хотя он и был скорее беспокоящий.

 

Устройство противотанкового ружья Madsen 1935

Основой автоматики Madsen 1935 стала система с коротким ходом ствола оружия и вертикальным поворотным затвором. Нужно отметить, что подвижный ствол и несоблюдение законов внутренней баллистики, в совокупности все с той же отдачей, и стали причинами не самой высокой точности оружия. Управление затворной группой осуществлялось при помощи рычага с правой стороны ствольной коробки, при этом нужно было приложить достаточно серьезное усилие для того чтобы дослать патрон в патронник. Под ствольной коробкой располагался спусковой крючок, однако рукояти для удержания как таковой не было. В варианте с сошками и плечевым упором рукоятью для удержания служила опора, именуемая сейчас монопод. С его помощью также осуществлялось наведение оружия по вертикали, так как масса самого ПТР была достаточно высокой для постоянного удержания при стрельбе. Этот же упор принимал на себя часть отдачи при выстреле.

Заключение

Делать какие-то конкретные выводы, глядя на результат работы датских конструкторов, достаточно сложно. Безусловно оружие получилось весьма интересным и эффективным в варианте легкой автоматической пушки, особенно при использовании как зенитное орудие. Отдельно нужно обратить внимание и на боеприпас, который хоть и не получил массового распространения, но в последующем стал основой для многих других патронов, в том числе и для ПТР.

Тем не менее, рассматривать оружие, в данном случае, нужно именно как противотанковое ружье, а в таком контексте в нем далеко не все прекрасно. Ярким примером тому может быть Советской-Финская война, где советские танки хорошо познакомились с данным оружием. Несмотря на достаточное в большинстве случаев бронепробития, эффективность применения противотанковых ружей Madsen 1935 была весьма спорной. Огонь велся из заранее подготовленных укрытий, которые хоть и защищали боевой расчет от пуль ручного огнестрельного оружия, но не спасали от попадания осколочно-фугасного снаряда. Понимание ситуации, что даже из достаточно тяжелого противотанкового ружья далеко не всегда можно хотя бы серьезно повредить танк противника, не говоря уже о том, чтобы вывести его из строя или уничтожить, пришло достаточно быстро. С другой стороны, такие нюансы в эффективности характерны для всех противотанковых ружей. Но нужно понимать, что при всех отрицательных чертах у ПТР всегда было одно преимущество – манёвренность, в данном же случае этого преимущества не было, предпочтение отдали более эффективному огню, чего все равно оказалось недостаточно.

Если говорить в контексте полезности данного оружия, как примера для будущих разработок, то ситуация двоякая. С одной стороны, был разработан боеприпас, который лег в основу других патронов. С другой же стороны, само оружие наглядно продемонстрировало, что, оставаясь даже на грани разумных пределов по кинетической энергии пули, нельзя гарантировано уничтожить или повредить танк противника с одного выстрела, что упор должен делаться на главные преимущества такого класса оружия – точность и манёвренность. Правда, поняли это далеко не все и далеко не сразу.

Так или иначе, но Madsen 1935 оставило след на страницах оружейной истории, в том числе и благодаря использованию как противотанковое оружие.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх