На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • АндрейБорков
    Рухнувший мост в ...
  • Алексей Попов
    Так и не сказано кто их убрал, когда правда всплывёт?Музыканты, которы...
  • Алекс Сэм
    Авиакатастрофа да? Да обнулили их либо ФСБ либо ГРУМузыканты, которы...

В объективе — война

В объективе — война



29 ноября исполняется 110 лет со дня рождения Романа Лазаревича Кармена — кинорежиссера, оператора, журналиста, сценариста, выдающегося мастера документального кино.

Р. Кармен — Народный артист СССР (1966), Герой Социалистического Труда (1976), лауреат Ленинской (1960), Государственной, двух Сталинских премий, призов международных кинофестивалей.

 

Особой страницей в творчестве Р. Кармена является военная кинопублицистика.

Р. Кармен прошел войну в Испании, всю Великую Отечественную. Он смотрел на войну и на воинов через объектив кинокамеры и мог быть только на свету, под открытым небом, где каждую минуту рисковал и мог стать мишенью. Лишь один раз он снимал в помещении: когда в штаб Рокоссовского и Воронова привезли пленного фельдмаршала Паулюса. Его единственной наградой в годы войны был орден Красной Звезды, полученный за Испанию.

В конце войны в осажденном Берлине Кармен сумел выйти на связь... с имперским министром пропаганды Геббельсом. Обнаружив работающий городской телефон, Кармен подбил переводчика вызвать министерство пропаганды и пригласить к телефону министра. Когда тот подошел к телефону и на вопрос, сколько гитлеровцы еще продержатся, ответил: «Несколько месяцев!», Кармен произнес несколько дерзких фраз, после которых Геббельс бросил трубку.

После войны Кармен снимал Нюрнбергский процесс, войну во Вьетнаме.

Почти в семьдесят лет он взвалил на себя еще одну огромную работу — создание двадцати телевизионных фильмов о Великой Отечественной войне по заказу американцев. Кармен считал своим долгом воспользоваться возможностью рассказать посредством телевидения американскому народу всю правду о войне. Поэтому сериал и был назван «Неизвестная война». Острая полемика с американскими продюсерами по поводу каждой строчки, каждого слова текста стоила ему колоссального нервного напряжения, но он делал это терпеливо и настойчиво. Порой легче было встать из-за стола и прервать переговоры, чем убедить, доказать свою правоту, но Кармен все-таки доказывал и отстаивал свою точку зрения.

Он торопился успеть сделать фильм так, как он это видел и понимал. Он боялся не за себя, он боялся каких-нибудь неожиданных событий, которые могли бы прервать эту работу. Хотя чувствовал себя уже неважно. В одном из писем от 5 апреля 1978 года (за двадцать три дня до смерти) Кармен писал: «Я сейчас весь без остатка погружен в завершение трудного и очень сложного дела с этими фильмами для американского телевидения. Буквально света божьего не вижу, поднимаюсь в шесть утра, а завершаю рабочий день далеко за полночь. Силы иссякают, сердце напоминает о себе постоянно, ведь два инфаркта я уже имел, казалось бы, нужно беречь себя, а я вот так играю с огнем».


Игра с огнем стала для него обычной. В самом деле, он так и не почувствовал себя стариком и работал до последнего дня своей долгой рабочей жизни. Смерть совладала с ним лишь в тот момент, когда он уже закончил свой последний, поистине неимоверный труд — серию фильмов о Великой Отечественной войне. Он только что смонтировал двадцатый фильм из этой серии, быть может, лучший из всех, какие он создал за всю свою жизнь, — фильм «Неизвестный солдат». Смонтировал, озвучил его, сам наговорил на пленку свой, как всегда, типично «карменовский», берущий за душу текст. И как только работа была полностью завершена, умер. Это была в полном смысле слова солдатская смерть на боевом посту.

За годы Великой Отечественной войны, рискуя собственной жизнью, фронтовые кинооператоры сняли около 3,5 тыс. километров кинопленки. Всего на фронте работало 258 операторов (по другим данным, 282), каждый второй был ранен, каждый четвертый убит. Но, что бы ни случилось, они продолжали держать свою камеру в руках — единственное, но верное оружие в борьбе со страхом смерти.

Великая Отечественная война никогда не станет прошлым, которое нас не волнует и не вызывает переживаний и гордости. Военные кино- и фотооператоры сохранили для нас каждое мгновение этих тяжелых, горьких и славных дней. Они описывали и снимали, раскрывали героизм и мужество фронтовиков. Их произведения несли огромный заряд патриотизма, веры в нашу победу. Их работы до сих пор помогают нам понять, почувствовать и узнать правду о войне, раскрыть истинный смысл происходящего в современном мире.
Автор: Dekabrist

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх