Черногорский сценарий борьбы против канонической Церкви уже давно активно используется и на Украине. Но именно православные черногорцы сегодня показывают пример всем нам, как отстаивать свою веру в условиях "коронавирусного" этапа гонений.
Тюренков Михаил
Одной из ключевых тем разговора президентов России и Сербии Владимира Путина и Александра Вучича, состоявшегося вечером 14 мая, стала ситуация в Черногории, бывшей югославской республике, известной не только морскими курортами, но и множеством православных святынь. Стране, ещё совсем недавно составлявшей единое целое с братской Сербией, но под колоссальным западным давлением разделённой с ней. Земле, где местными властями развёрнута самая настоящая война против канонической Церкви и прямо сейчас подавляются протесты верующих, выступивших в защиту задержанных епископа Будимлянского и Никшичского Иоанникия и ещё девяти православных священнослужителей.
Интервью Митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия телеканалу "Царьград" (2014)Напомню, в 2017 году после долгих подготовительных действий либеральные власти Черногории во главе с типичной западной марионеткой Мило Джукановичем втянули республику в НАТО, несмотря на массовые протесты местного населения, значительная часть которого до сих пор не приняла навязываемую им ложную идентичность, продолжая считать себя черногорскими сербами. А главное, сохранила единство со своими братьями через общую Сербскую Православную Церковь, единственную каноническую Церковь на территории Черногории. И именно по этому ключевому связующему звену, по духовной основе народа этой святой земли был нанесён главный удар.
Ещё в начале 1990-х в Черногории была создана откровенно антисербская "Черногорская православная церковь", националистическая секта, созданная изверженным из сана Мирашем Дедеичем и впоследствии вступившая в общение с "Киевским патриархатом" лжепатриарха Филарета (Денисенко). Правда, в отличие от Украины, в Черногории эта секта и сегодня остаётся маргинальной, несмотря на усилия откровенно безбожного и насквозь коррумпированного режима Джукановича по её поддержке.
Втянувший Черногорию в НАТО президент Мило Джуканович. Фото: Alexandros Michailidis / shutterstock.com
Последней каплей в терпении православных черногорцев стало то, что в конце 2018 года был принят и подписан антицерковный законопроект, призванный лишить Сербскую Церковь значительной части её имущества – всех храмов и монастырей, воздвигнутых до 1918 года. И традиционно спокойные жители Черногории восстали против этого беззакония: массово вышли на улицы в защиту своей Церкви и своих святынь. Вплоть до того, что это удивило даже духовного лидера Православной Черногории, митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия, который в интервью телеканалу Царьград произнёс следующие слова:
Народ терпел-терпел и... воскрес. Это даже для меня удивительно. Почему люди, которые раньше не ходили в храмы, особенно молодые, многие даже некрещёные, сегодня собираются вместе и идут на молебны, на крестные ходы. Причём сначала страха в народе было много, как и у вас после революции. Но он освободился от этого страха. И именно это – самое важное и самое неожиданное.
И сложно сказать, удержался бы у власти режим Мило Джукановича, если бы ему не помогла... пандемия COVID-19. Несмотря на то, что на территории Черногории долгое время вообще не было выявлено заболевших, все массовые мероприятия сразу были строжайше запрещены, и законопослушные православные граждане вернулись в свои дома. До тех пор, пока черногорские власти не проявили очередное самодурство: задержали несколько православных священнослужителей во главе с епископом Иоанникием (Мичовичем). Формально – "за нарушение противокоронавирусного режима", в реальности – за бескомпромиссную позицию в отстаивании сербского церковного и народного единства, прав Церкви и верующих.
Акции протеста в Черногории. Ныне задержанный епископ Иоанникий пытается примирить верующих с полицией. Фото: официальный сайт Черногорско-Приморской Митрополии
Ситуация взорвалась: тысячи верующих вышли на улицы черногорских городов в защиту своих пастырей. Для разгона протестующих власти применили слезоточивый газ и светошумовые гранаты, начались столкновения с полицией, десятки человек были задержаны. Лидер оппозиционного "Демократического фронта" Андрия Мандич заявил, что если владыка Иоанникий будет осуждён, то он "снимет с себя" обязательства сохранять общественный мир, которые ранее дал митрополиту Амфилохию. В интервью ТАСС Мандич высказался предельно откровенно:
Они хотят, а у меня есть и такая информация, вызвать гражданский конфликт в Черногории, потому что те, кто украл миллиарды, надеются, что НАТО обеспечит им маленькое собственное государство, где бы они могли наслаждаться этими миллиардами. Но они должны знать, что это граница, перейти которую православный народ Черногории не позволит.
В итоге власти вывели на улицы черногорских городов бронетехнику, а в небо Черногории подтянули вертолёты. Республика оказалась на грани гражданской войны. А если точнее, войны режима Джукановича против народа Черногории. Ситуацию Царьграду прокомментировала известный православный публицист и общественный деятель, переводчица сербской духовной литературы Светлана Луганская:
"Мой комментарий будет очень личным – свидетельством того, что сама видела на протяжении многих лет. С Югославией, Сербией и Сербской Церковью связана вся моя жизнь с ранних лет. Впервые я оказалась в Черногории в 1987 году, я увидела опустошительное наследие коммунизма – руины церквей и монастырей, – видела, как побивают камнями семинаристов Цетиньской семинарии, тогдашнего её ректора, епископа Иоанникия, как летят камни в алтарь во время совершения литургии, и полиция и власти всегда были на стороне нападавших.
Сейчас Черногорско-Приморская Митрополия и Будимлянско-Никшичская епархия насчитывают 620 восстановленных и построенных монастырей и церквей, вместо 20 монахов – 600, но главное – возрождённый в вере народ, живую церковь. Народ, который за эти годы из гонителей превратился в народ Христа. Всё это стало неожиданностью для режима Мило Джукановича, и власть пытается любой ценой вернуть утерянные позиции, снова запугать народ. Сейчас нам надо быть рядом с нашими братьями, поддерживать, молиться за них, достоверно освещать происходящие там события".
Сейчас сложно спрогнозировать развитие ситуации в Черногории, надеюсь, она разрешится без кровопролития. Но хочу повторить свои же слова, сказанные несколько месяцев назад, в самом начале черногорского православного сопротивления. Мы, православные консерваторы, не обучены технологиям Джина Шарпа и других идеологов и творцов "цветных революций". Но именно Черногория сейчас может стать наглядным примером, отвечающим на вопрос, способны ли верующие отстоять свои права. Примером в том числе и для православных христиан Юго-Западной Руси, ныне именуемой "Украиной".
Свежие комментарии