На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 367 подписчиков

Свежие комментарии

  • вера
    как же они омерзительны!   кто вы такие,твари,обгаживающие свою родину,да-да,она для вас с маленькой буквы.ущербные н...У иноагентов из Р...
  • Бендер Задунайский
    Что ей стоит" переобуться " ? Пиндосы , что флюгеры !Чистку американск...
  • Раиса Мелькумова
    Храни вас Всевышний!🙏🙏🙏🙏🙏На вас надежда!ЧВК "Вагнер" возв...

Ф. М. Достоевский: русская идея и русский социализм

Василий Перов. Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского, 1872 год. Москва, Государственная Третьяковская галерея
«Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее».
Ф. М. Достоевский

Национальный гений


Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве, в многодетной семье военного медика. Родители писателя – Михаил Андреевич и Мария Федоровна Нечаева (в девичестве). В семье соблюдались патриархальные русские обычаи.

«Я происходил из семейства русского и благочестивого. С тех пор как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей…»,

– вспоминал позднее Фёдор Михайлович.

Он отмечал, что родители были «лучшими, передовыми людьми». На семейных вечерах в гостиной вслух читали Карамзина, Державина, Жуковского, Пушкина, Полевого и Радклиф. Уже в 10 лет Фёдор знал основы русской истории. Также большую роль в развитии его внутреннего мира сыграла няня Алёна Фроловна, которая «всегда нам рассказывала такие славные сказки!»

Фёдор получил отличное домашнее образование, занимался с учителями, затем учился в частном пансионе. Очень много читал, особенно выделял исторические произведения. Чтение и прекрасная память позволили ему стать одним из самых образованных людей той эпохи. Достоевский рано лишился родителей: в 1837 году заболела и умерла мать. Ей не было и 37 лет. В 1839 году скоропостижно скончался отец, от апоплексического удара (инсульт), вызванного конфликтом с крестьянами.

Достоевский после обучения в Главном инженерном училище в 1843 году зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Но уже в следующем году решает полностью посвятить себя литературе и получает увольнение в чине поручика. В 1845 году начинающий писатель завершил свой первый роман «Бедные люди». Его отлично приняли, в обществе заговорили о «новом Гоголе».

В 1847 году молодой писатель стал посещать устраиваемые Михаилом Петрашевским «пятницы». «Вольнодумцы»-петрашевцы восприняли идеи социального утопизма, которые шли в Россию из Франции, некоторые поддерживали идеи революционного характера. Фёдор Михайловича прошёл через революционное «бесовство».

В 1849 году Достоевский в числе многих петрашевцев, был арестован и провёл 8 месяцев в Петропавловской крепости. Военный суд приговорил писателя и других петрашевцев к смертной казни. 22 декабря 1849 года (3 января 1850 года) на Семёновском плацу петрашевцам был прочитан приговор о «смертной казни расстрелянием» с переломлением над головой шпаги, но затем казнь заменили на каторгу. Четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске.

С февраля 1854 года служит рядовым в Сибирском линейном батальоне в Семипалатинске. Дослужился до прапорщика. Новый император Александр II в день коронации в августе 1856 года объявил о прощении бывшим петрашевцам. Полную амнистию и разрешение публиковать Достоевский получил в 1857 году.

Русская идея


Уроки «бесовства», ожидание казни, каторга и суровая жизнь на окраине империи превратили Фёдора Михайловича в зрелого, умудрённого жизнью русского державника, который целиком поддерживал знаменитую уваровскую триаду – Православие, Самодержавие и Народность. Первый биограф писателя О. Ф. Миллер отмечал, что каторга стала «уроком народной правды для Достоевского».

Чтобы понять Фёдора Михайловича, надо читать его публицистику.

Уже тогда он раскусил гнилое и подлое нутро «буржуазной демократии». После посещения Европы в 1862 году Достоевский становится ярым противником «европейского прогрессизма».

В статье «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863) он обрушился на западноевропейское буржуазное общество, которое подменяет истинную свободу «миллионом». В сущности, здесь писатель выступил как пророк, предугадывая катастрофу России, которая пойдёт по буржуазно-капиталистическому пути Запада (что и произошло в 1917 году). Россия наступила на эти же грабли и в 1991–1993 годах, став полуколониальной культурной и экономической периферией Запада.

Достоевский за десятилетия предсказал появление в России «бесов»-революционеров – роман «Бесы» (1871–1872). Он понимал, что Россию погубят не вторжения извне, с которыми русские справятся, а Смердяковы (последний роман писателя «Братья Карамазовы» –1878–1880).

При этом великий писатель отмечал большую роль «еврейского вопроса» в будущей революции:

«Бунт начнется с атеизма и грабежа всех богатств, начнут разлагать религию, разрушать храмы и превращать их в казармы, в стойла, зальют мир кровью и потом сами испугаются. Евреи сгубят Россию и станут во главе анархии. Жид и его кагал – это заговор против русских. Предвидится страшная, колоссальная, стихийная революция, которая потрясет все царства мира с изменением лика мира сего. Но для этого потребуется сто миллионов голов. Весь мир будет залит реками крови».

Также Фёдор Михайлович ясно вскрыл суть «финансового интернационала», который сейчас создаёт «новый дивный мир»: «Жид и банк – господин уже теперь всему: и Европе, и просвещению, и цивилизации, и социализму, социализму особенно, ибо им он с корнем вырвет Христианство и разрушит ее цивилизацию». Достоевский предвидел гибель христианской цивилизации, особенно на Западе, и всеобщее одичание человечества (реалии нынешний дней).

К сожалению, ни история, ни наши пророки ничему нас не учат. Трагедия. Снова и снова Россия и русский народ проходят через катастрофу, чтобы обновиться и пойти дальше.

Неудивительно, что противники Достоевского (и русской державы, народа) обвиняли его в реакционности, русском национализме, шовинизме, черносотенстве и антисемитизме. Ведь он безжалостно вскрывал пороки буржуазного общества, Запада, их проявления в России.

Выход из ловушки буржуазного строя, развивавшегося в России по примеру Запада, Достоевский видел в русском социализме.

Писатель противопоставлял русский социализм французскому утопическому социализму, атеистическому, и немецкому протестантскому социализму, который вёл к революции и разрушению.

Фёдор Михайлович соединял православие и социалистические идеи. Соборность, братское единение людей во Христе, что позволяло преодолеть разрыв между простым народом и привилегированными, образованными сословиями. Русский социализм, по мнению Достоевского, был лучшей формой развития России и всей человеческой цивилизации. Интересно, что при Сталине эта модель и стала базовой в России.

«Константинополь должен быть наш!»


Фёдор Михайлович, несмотря на споры со славянофилами, был настоящим монархистом и выступал за объединения всех славян.

Более того, он отмечал всемирную роль русских (славян) и России:

« …славянофильство, кроме этого объединения славян под началом России, означает и заключает в себе духовный союз всех верующих в то, что великая наша Россия, во главе объединенных славян, скажет всему миру, всему европейскому человечеству и цивилизации его своё новое, здоровое и ещё неслыханное миром слово. Слово это будет сказано во благо и воистину уже в соединение всего человечества новым, братским, всемирным союзом, начала которого лежат в гении славян, а преимущественно в духе великого народа русского, столь долго страдавшего, столь много веков обреченного на молчание, но всегда заключавшего в себе великие силы для будущего разъяснения и разрешения многих горьких и самых роковых недоразумений западноевропейской цивилизации. Вот к этому-то отделу убежденных и верующих принадлежу и я».

(«Дневник писателя». 1877).

«В смущении и страхе перед тем, что мы так далеко отстали от Европы в умственном и научном развитии, мы забыли, что сами, в глубине и задачах русского духа, заключаем в себе, как русские, способность, может быть, принести новый свет миру, при условии самобытности нашего развития»,

– писал русский гений и пророк.

Фёдор Михайлович Достоевский умер 28 января (9 февраля) 1881 года в Петербурге.
Автор:
Самсонов Александр
Использованы фотографии:
https://ru.wikipedia.org/
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх