В 2009 году США отказались от программы Future Combat Systems, но начали новую программу по созданию наземных боевых машин Ground Combat Vehicle, которая в феврале 2014 года тоже была остановлена, после того как машина начала превращаться в неповоротливого и дорогостоящего бегемота. Сейчас действует программа под названием Future Fighting Vehicle, но, как уверен Маджумдар, пока еще слишком рано говорить, в каком она движется направлении. Кроме того, отмечает эксперт, программы по замене основного боевого танка «Абрамс» не существует. В сухопутных войсках надеются, что со временем удастся создать новую версию этого танка, который будет называться M1A3. Это должно произойти примерно в 2018 году.
«По словам высокопоставленного военачальника из сухопутных войск, в перспективе «Абрамс» все равно придется менять, - утверждает Маджумдар. - У конструкции 1970-х годов имеется предел для модернизации. Весь его потенциал обновления в плане пространства, веса и мощности практически израсходован. Согласно действующим планам «Абрамс» останется на вооружении до 2050-х годов, а возможно, и дольше. К тому времени машине этой конструкции будет уже семьдесят с лишним лет. Между тем остальной мир продолжает модернизировать свою бронетанковую технику», - подводит неутешительные для США итоги эксперт.
Российская «Армата» - унифицированная тяжелая платформа, на основе которой создаются основной боевой танк, боевая машина пехоты, тяжелый бронетранспортер, боевая машина поддержки танков, бронированная ремонтно-эвакуационная машина, шасси для самоходных артиллерийских установок и так далее. Предполагается, что танк на основе «Арматы» будет иметь пушку с дистанционным полностью цифровым управлением (необитаемую башню), а экипаж будет размещен в изолированной бронекапсуле, значительно повышающей выживаемость в случае попадания снарядов противника. По сути «Армата» - это унифицированная межвидовая тяжелая гусеничная платформа для машин с массой от 30 до 65 тонн аналог GCV в США. Серийное производство новых российских танков Т-14 «Армата» или Т-99 «Приоритет» развернется в 2015-м и до 2020 года. Минобороны планирует получить не менее 2,3 тыс. таких машин.
«Есть интегральный показатель - коэффициент военно-технического уровня, - объясняет замгендиректора Уралвагонзавода Вячеслав Халитов. - По этому показателю за единицу мы берем танк Т-72Б. По отношению к нему показатель военно-технического уровня «Арматы» вырастает практически в четыре раза. Создаваемый на базе платформы «Армата» танк - это танк пятого поколения. По своим характеристикам он будет превосходить на 25-30% все существующие аналоги танков в мире», - уверен замгендиректора УВЗ.
На разработку «Арматы» у УВЗ ушло всего 5 лет. Фактические характеристики «Арматы» засекречены. Поэтому, многие эксперты считают, что новый танк это «облегченная» версия перспективного танка «Объект-195» или Т-95 «Черный орел». Разработку этой машины закрыли в 2010 году. По одной из версий из-за слишком высокой цены. По другой, из-за позиции Минобороны возглавляемого на тот момент Анатолием Сердюковым считавшим, что Т-95 очередная модернизация танка Т-72.
«Достаточно сказать, что на Т-14 стоит абсолютно новая пушка, к ней идут совершенно новые боеприпасы повышенной мощности, трансмиссия, подвеска, комплекс активной и баллистической броневой защиты, - рассказал телеканалу «Звезда» редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. - Это первый серийный танк в мире с модульной компоновкой: экипаж, двигатель, боезапас и топливо находятся в отдельных защищенных капсулах, что повышает их выживаемость в бою. По базовым характеристикам «Армата» превосходит все танки, стоящие на вооружении российской армии. И те, что создаются в интересах других армий мира. Например, самый продвинутый из них немецкий Leopard-2A6».
Говорят что, на «Армате» будет стоять информационно-управляющая система - «цифровой борт» как на самых современных истребителях. Например, истребитель пятого поколения Т-50. Особое место занимает новая броня: многослойный пирог из металла, керамики и прочих композитов. В ее основе новая броневая сталь марки 44С-св-Ш, созданная специалистами ОАО «НИИ стали», способная повысить броневые свойства техники более чем на 15%. Применение этой стали, позволило разработчикам при сохранении общей бронепробиваемости на уровне современных танков, снизить общий вес конструкции на 15 процентов.
Новая танковая 125-мм пушка 2А82 по техническому уровню превосходит все существующие танковые орудия в 1,2-1,25 раза. Дульная энергия пушки 2А82 в 1,17 раза превосходит лучшее натовское орудие -120-мм систему танка «Леопард-2А6», при этом длина трубы нашего орудия на 60 см короче. Для этой пушки, а следовательно для «Арматы», они разрабатывались специально. Все они успешно прошли госиспытания в 2013 году и приняты на вооружение.
«Армата» будет стрелять как снарядами различных типов (осколочно-фугасными, бронебойно-подкалиберными, кумулятивными), так и управляемыми ракетами класса «земля-земля» с оптико-электронным, инфракрасным и спутниковым наведением, а также зенитными ракетами класса «земля-воздух». Танк получит радиолокаторы Ка-диапазона, работающего на базе активной фазированной антенной решетки (АФАР). Они сделаны по технологии низкотемпературной керамики. Точно такой же, как применяется на истребители пятого поколения Т-50. Система способна одновременно «вести» до 40 динамических и до 25 аэродинамических целей. Контролировать территорию в радиусе до 100 километров и сможет в автоматическом режиме уничтожить цели размером до 0,3 метра.
Фактически «Армата» позиционируется не как танк, а как универсальная ударная машина сухопутных войск, включающая в себя полноценный тактический ракетный комплекс, зенитную систему противовоздушной обороны, комплекс армейской разведки и целеуказания и, собственно, танк. Это качество уже оценил Китай. По данным телеканала «Звезда», в ходе аэрокосмического салона AirShow China 2014, прошедшего в ноябре в Чжухае, Россия и Китай практически договорились о поставках в Поднебесную истребителей Су-35 и зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф». Одновременно Китай первым из иностранных партнеров Москвы заявил о заинтересованности в перспективном российском танке Т-14 «Армата».
В свое время Пекин купил советский танк Т-54. «Улучшил» его до варианта под названием «Тип 96А» и на этом замер. Показ возможностей этой машины в ходе придуманного Минобороны России танкового биатлона экспертов не впечатлил. «Тип 96A» существенно уступил по маневренным и огневым возможностям российским Т-72Б3. В то же время стратегический противник Китая - Индия вовсю развивает производство российских танков Т-90, признанных сегодня одними из лучших в мире.
«Я слабо представляю, как можно сейчас делать экспортный облик такого танка, - говорит Виктор Мураховский. - Ведь в этом случае это подразумевает, что у нас есть еще более высокая планка. Более совершенная боевая машина».
К сожалению Китая, у России более совершенного танка на сегодняшний день нет. Но есть другой. Не менее эффективный, по сегодняшним временам Т-90СМ. В его конструкции, много систем и механизмов, которые используются в «Армате». Этот танк стал своеобразной ступенью перед появлением «Арматы», так же, как и истребитель Су-35 стал предшественником Т-50. В следующем году Т-90СМ впервые продемонстрируют на выставке IDEX 2015 в Абу-Даби. Это будет первая практическая демонстрация перспективного российского танка, созданного с использованием технологий «Арматы». На выставке будет много иностранных экспертов, в том числе и китайских, так что им будет, с чем сравнить Т-90СМ.
Где же испытывать «Армату»?
Минпромторг, министерство обороны, госкорпорация «Ростех» и правительство Московской области заключили соглашение о совместном создании и использовании выставочного комплекса для показа образцов вооружения, военной и специальной техники. Речь идет о военно-патриотическом парке «Патриот».
Соглашение, как официально объявлено, подписано первыми лицами промышленной корпорации, министерства и области: Сергеем Чемезовым, Денисом Мантуровым, Андреем Воробьевым. Уникальный для России выставочный комплекс «Патриот», включающий в себя также патриотический парк культуры и отдыха, будет создан на полигоне вблизи Кубинки Одинцовского района Московской области, который находится в собственности минобороны России.
Проект предусматривает размещение здесь постоянных экспозиций образцов российского вооружения, военной и специальной техники, а также проведение регулярных выставок оборонно-технической направленности. Первым из таких мероприятий станет международный военно-технический форум «Армия-2015», который пройдет с 16 по 19 июня будущего года. «Представители российской военной промышленности добились значимых качественных и финансовых показателей, объемы экспорта наших вооружений говорят о том, что мы находимся в первом эшелоне производителей мирового уровня, - сказал министр промышленности и торговли РФ Д. Мантуров. - Современная выставочная площадка, рассчитанная на одновременную экспозицию образцов оружия для всех видов войск, тяжелой военной техники, боевой авиации, позволит выявлять перспективные разработки и оперативно знакомить общество с достижениями отечественного оборонно-промышленного комплекса».
Объединенная экспозиция предприятий, входящих в госкорпорацию, составит свыше 1400 квадратных метров. Свою продукцию представят ведущие холдинги: «Росэлектроника», Объединенная двигателестроительная корпорация, Объединенная приборостроительная корпорация, КРЭТ, «Вертолеты России», «Авиационное оборудование», «Высокоточные комплексы», «Швабе». «Рособоронэкспорт», помимо работы на форуме с иностранными делегациями, также организует собственную экспозицию».
Планируется, что в выставочном комплексе «Патриот» будет проходить динамическая демонстрация техники в условиях, имитирующих реальные ситуации применения вооружений, организованы полеты военной авиации, выступления пилотажных групп «Русские витязи», «Стрижи», «Беркут», представителей десантных войск и личного состава подразделений спецназа.
И, как официально заявлено, проект будет направлен на повышение в обществе авторитета и престижа военной службы, сохранение и развитие патриотических традиций.
Все сказанное вдохновляет и воодушевляет. А что по существу? И кто за все эти «музейно-выставочно-патриотические шоу» платить будет?
Создание выставочного комплекса в Кубинке – еще в девяностые годы - представлялось вариантом почти идеальным. Тогда еще только разворачивался авиасалон в Жуковском – МАКС. Оборонно-промышленный комплекс новой России, унаследованный от СССР, считался властями избыточным и находился в глубоком кризисе. Тогдашнему руководству страны были совершенно неинтересны проблемы тех, кто выпускал оружие, и тех, кто с этим оружием стоял на защите Родины.
Чтобы хоть как-то привлечь к себе внимание и сохраниться в общем хаосе, по нескольку раз в год по всей стране стали проводиться выставки вооружений. Демонстрировалось то, что еще вчера было совершенно секретным. Выставочным площадками становились центры отечественной оборонки. Тула, Нижний Тагил, Нижний Новгород, Омск, Москва и Московская область – вот далеко не полный перечень городов, где проходили оружейные салоны девяностых.
Постепенно пришло осознание того, что многочисленные мелкие и, по сути, местечковые выставки, пусть и были интересными для фанатов военной техники, главной задачи не решали. Первые лица на них практически не ездили… Тогда-то и стали прорабатываться варианты создания единого выставочного комплекса рядом с Москвой. Рассматривалось три подмосковных варианта: Жуковский, Красноармейск и Кубинка.
В Жуковском вполне успешно раскручивался авиационно-космический салон МАКС. Красноармейск обладал уникальной полигонной инфраструктурой, которая позволяла демонстрировать практическое применение всех типов оперативно-тактических ракет и ствольной артиллерии.
В Кубинке имелись большой военный аэродром, дальнейшая судьба которого была туманна. Там же находился уникальный и тогда еще закрытый для массовых посещений музей бронетанковой техники.
А еще - военный научно-исследовательский испытательный полигон бронетанковой техники, где были условия и для показа наземной военной техники в движении, и для стрельб.
Однако самым важным было удобство подъезда к Кубинке. Минское шоссе – под боком, Киевское – в паре десятков километров. Железная дорога – рядом. Увы, у Кубинки не нашлось достойных лоббистов. Победил Жуковский.
Сейчас там пытаются организовать полноценный транспортно-выставочный центр мирового уровня. И последние несколько лет на территории аэродрома показывают военную технику Сухопутных войск, правда, без стрельб. Центр назвали транспортно-выставочным потому, что аэродром ЛИИ им.М.М. Громова, где устраиваются МАКСы, имеет самую длинную в мире взлетно-посадочную полосу. Кому-то показалось, что можно без проблем отрезать от этой полосы кусочек и организовать на нем почти частный аэродромчик, способный обслуживать коммерческие рейсы и бизнес-авиацию. То есть, помимо выставок, оказывать кому-то высокодоходные транспортные услуги.
И при всем при этом Жуковский остался центром авиационной науки, многие исследования там носят закрытый характер.
Аэродром ЛИИ им. М.М. Громова вообще всегда был одной из самых закрытых территорий страны. Его окружали несколько рядов колючей проволоки и вспаханная контрольно-следовая полоса, которую периодически обходили армейские патрули со служебными овчарками. Сейчас таких строгостей нет, но режимность осталась. И, наверное, поэтому никак не удается совместить «в одном флаконе» открытость авиационных шоу, торгово-коммерческие дела и секретность многих объектов на территории торгово-выставочного комплекса.
Это стало самым тяжким бременем для всех, причастных к салонам МАКС. Вас обыщут в прямом смысле этого слова еще на платформе «Отдых». Потом вы долго будете трястись в автобусе. Затем - стоять в огромной очереди. У вас заберут все маникюрные принадлежности - если вы женщина, и перочинный нож - если мужчина. И с гордостью заявят: а здесь проход, как на посадку самолета, терроризм исключаем! И такая процедура касается не только рядовых посетителей, но и ВИП-персон. Многие из «випов», в том числе зарубежных, не скрывают, что МАКС – самый дискомфортный в мире салон именно из-за зашкаливающего за рамки разумности режима прохода на территорию выставочного комплекса.
Жуковский определен как центр авиационных компетенций России, туда будут переводить из Москвы научные и промышленные объекты, относящиеся к авиации. И трудно представить, как дальше будут сосуществовать наука, испытания новых летательных аппаратов, что предполагает только усиление режима секретности, и выставки-шоу, предполагающие прямо противоположное – максимум открытости и зрелищности.
А вот Кубинка для этих целей подходит идеально: есть и аэродром, фактически давно потерявший режимность. Есть огромная коллекция бронетехники. Есть свободные территории. И главное – очень удобный подъезд. Так что именно на полигоне и разобьют выставочный комплекс «Патриот». То есть, на полигоне, где проходят испытания отечественной и зарубежной бронетехники, в том числе со стрельбой, будет создан парк культуры и отдыха. Патриотический. В Жуковском попытались сделать нечто подобное – результат спорный, при том, что там выставки работают несколько дней в году. А в Кубинке планируется круглогодичная «военно-патриотическая работа».
Сегодня готовится решение закрыть НИИИ БТВТ в Кубинке - вместе с находящимся там полигоном. И где же тогда военные собираются испытывать новейшие образцы бронетехники – всякие там «Арматы», «Бумеранги» и «Курганцы»?
По принятым и не отмененным положениям никакая бронетехника не может быть принята на вооружение и запущена в серийное производство, если она не прошла полный цикл испытаний в НИИИ БТВТ. Раньше военные ученые из Кубинки оценивали уровень мировой военной техники для сухопутных войск, отслеживали тенденции и определяли, какой будет техника, создаваемая для Вооруженных сил СССР.
Очень похоже, что при выборе облика и танка «Армата», и броневика «Бумеранг», и боевой машины пехоты «Курганец-25» мнение Кубинки уже не учитывали. Поэтому все восторги по поводу этих машин, скорее всего, преувеличены. А твердые заявления о том, что эта техника начнет серийно выпускаться со следующего года и сразу поступать в войска – вообще наивны. Как можно запускать в серию и тем более ставить на вооружение бронетехнику, не прошедшую полного цикла полагающихся испытаний?
Если полигон в Кубинке закрывают как военное НИИ и отдают территорию в публичное пользование, то где станут испытывать броню, кто будет ее оценивать не из корпоративных и почти личных интересов, а объективно?
Научно-исследовательская и испытательная школа в Кубинке ковалась почти весь ХХ век. В начале XXI века ее уничтожают. Чем и кем заменят? За два месяца и даже за пять лет – до 2020 года - создать эквивалентный аналог невозможно. Между тем, этот год давно определен рубежным в почти полном обновлении техники Сухопутных войск. Кто оценит качество этого обновления?
В центр «Патриот», чтобы он стал действительно интересным, надо вложить миллиарды рублей. Кто их даст? Госбюджет или бюджет Московской области? Интересно, что, в области все вопросы решены? Осталось лишь создать «парк патриотических развлечений»? А что будет с транспортно-выставочным комплексом в Жуковском? Туда уже вбуханы огромные средства, построены павильоны, даже шоссейную дорогу в лесопарковой зоне прорубили.
Поэтому-то когда отгремели фанфары по случаю подписания высокого соглашения о создании «военно-патриотического парка «Патриот», хочется задуматься: вовремя ли затеяна вся эта кампания, за чьи деньги, и какая судьба ожидает военный научно-исследовательский полигон в Кубинке?
Внятных ответов пока не прозвучало. Лишь пафосные заявления о том, что все будет прекрасно, и это якобы уже докажет форум «Армия-2015», подготовка к которому началась.
Свежие комментарии