На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Lana_Borei Иванова
    Очепятка - опечатка. Честное слово писала,, оправится,,Последняя атака н...
  • николай лебедев
    Два дебила-это сила!Когда уже отправятся к Бандере-горилка киснет.Последняя атака н...
  • Juri
    и в советское время в Одессе почти каждый год были вспышки холеры,плохо справлялись очистные.Так почему этот город не...Последняя атака н...

ИГРА В КОЗЛА: ВСЯ ПРАВДА О РОСТЕ ЦЕН В РОССИИ

Игра в козла: Вся правда о росте цен в РоссииФОТО: LIGHTSPRING / SHUTTERSTOCK.COM

В России давно всерьёз не дорожала еда. Ещё год назад цены в магазинах были не выше, чем трудной зимой 2015-16 годов – то есть у нас было пять лет стабильности. В 2021 году производители и торговля, кажется, решили отыграться за всё, а теперь у них появилось и "законное" обоснование – новые санкции. Но на деле перед нами банальная "игра в козла".

Ретейл с большой дороги по-брянски

Заместитель губернатора Брянской области Борис Грибанов на днях рассказал о том, как сейчас формируется розничная цена на продовольствие. Даже если вы со школы не любите цифры, всё же вчитайтесь в них. Ради того, чтобы понять, что вообще происходит в России.

  • Отпускная цена картофеля от сельхозпроизводителей составляет сейчас 26-29 руб. за 1 килограмм, в брянских "Магнитах" и "Пятёрочках" цена вырастает до 90 руб.
  • "Брянская зерновая компания" реализует пшеничную муку высшего сорта по 24,6 руб. за 1 килограмм, в магазинах её предлагают по 49,9 руб.
  • Та же компания отгружает гречку по 97,5 руб. за 1 кг. Это дорого даже по меркам 2021 года, и вопросов тут много, но ещё больше – к магазинам, продающим её же по 134,4 руб. за килограмм.

По словам чиновника, "отжигают" именно федералы – у местных магазинов наценки существенно ниже. Скажем, по капусте: в региональных сетях наценка составляет от 9,7% до 28,6%, в федеральной – до 46,3%.

У нас нет возможности оперативно проверить, действительно ли федералы "жаднее" регионалов, и главное, каким образом федеральные сети в Брянской области при такой ценовой политике вольготно себя чувствуют, но остальные цифры более-менее соответствуют истине – о подобной картине нам сообщают и из других регионов.

Но запашок остался…

Есть старый "рецепт", как быстро сделать посвежее в очень душной комнате. Надо ввести туда козла – в урбанистические времена уже приходится пояснять, что это животное обладает сильным специфическим запахом. А через пять минут вывести козла – и всем станет легче.

https://vk.com/video-75679763_456270049

Это могло бы показаться анекдотом, если бы не было, повторимся, рецептом. 24-26 февраля торговые сети и дистрибуторы России ввели в нашу жизнь увесистого ароматного козла и держали его там месяц. Я уже приводил пример своего монитора, на котором печатаю эту статью, но ситуация развивается. Успел купить 25 февраля за 14 500, потом отслеживал цену. Через пять дней цена поднялась до 23 357 рублей – рост в 1,63 раза. Ещё через неделю доросла до 35 тысяч – общий рост в 2,4 раза, хотя курс доллара даже на пике не поднимался более чем в 1,6 раза по сравнению с докризисными значениями. А сейчас… Сейчас его минимальная цена составляет 16 500 – что, конечно, больше, чем в феврале, но "всего" в 1,14 раза. Максимальная – 27 тысяч, но едва ли кто-то покупает за эти деньги.

Что случилось?

Вывели козла.

Как работает торговля

Если серьёзнее, то первоначальный шок действительно прошёл, и все производственно-торговые цепочки приноравливаются к новым обстоятельствам. Конечно, для полного погружения в ситуацию нужно прожить целый сезон – крупные производители и торговцы мыслят годичными циклами. Толкать наши цены вверх будут два фактора – курс национальной валюты (реальный, а не тот, что рисует Центробанк) и дефицит или отсутствие импортной составляющей, которая есть в любом бизнесе.

Давайте посмотрим, как это работает в самой чувствительной для народа сфере – с хлебом нашим насущным и иными яствами.

Как попадают на наш стол продукты? Опишем наиболее типичный путь.

  1. Цепочка производства начального товара. Крайне редко это лишь одно юридическое лицо. Скажем, производителю банальной пшеницы нужны удобрения (другой производитель), сельхозтехника и её обслуживание (третий), горюче-смазочные материалы (четвёртый) и так далее.
  2. Цепочка переработки. Если нам нужна мука, то здесь всё более-менее просто: мукомольное производство и фасовка с упаковкой.
  3. Торговая цепочка. Может выглядеть очень по-разному, классическая схема – закупщик, дистрибутор, торговая точка. В России торговые сети подмяли дистрибуцию под себя и стараются договариваться с поставщиками напрямую. Это ведёт к снижению издержек.
  4. Прилавок магазина. Здесь больше всего налогов (скажем, именно сюда дотягиваются 10%, а то и 20% налога на добавленную стоимость, здесь же платятся акцизы) и, как следствие, сильнее всего растёт цена.

Понятно, что каждый участник процесса хочет получать прибыль – иначе зачем ему всё это вообще. И почти каждому сейчас объективно трудно. Рост рублёвых цен при "адских санкциях" неизбежен – другой вопрос, что он не должен быть настолько быстрым, как это происходило в последнее время, до вывода козла (хвост которого ещё виден в дверях).

Даже если во всей цепочке импортным является только отбеливатель для офисной бумаги, это – вопреки утверждениям чрезмерно сермяжных экономистов – не означает, что геополитика не скажется на ценах. Потому что на любом предприятии работают люди. А эти люди так или иначе имеют дело с импортом. Они одеваются (не менее 85% – импорт), они покупают орехи и фрукты, телефоны и компьютеры, ездят на автомобилях и даже летают самолётами, отдыхают в Турции или Таиланде. Очевидно, что рост рублёвых зарплат при таком раскладе неизбежен – чрезмерно экономные предприятия окажутся неконкурентоспособными в борьбе за сколько-нибудь квалифицированный персонал. А рост зарплат – это и рост цены конечной продукции, который, в свою очередь, будет провоцировать, опять же, рост зарплат на других предприятиях. Обычная спираль инфляции, ничего особенного.

Заработали на ковиде – заработают и на санкциях

Вспомним 2020 год с его коронавирусным кризисом и всплесками дефицита на многие товары первой необходимости – нынешняя ситуация весьма сильно напоминает тот опыт. Так вот, внимание, доход торговых сетей от реализации продуктов вырос в 2020 году в среднем на 41%, а прибыль – в полтора раза.

X5 Retail Group ("Пятёрочки" и "Перекрёстки") нарастила свою прибыль практически наполовину, "Магнит" – почти в три с половиной (!) раза, а "Лента" выбралась из отрицательных значений во вполне ощутимый плюс.

Выросли выручка и прибыль и у крупнейших производителей – в среднем выручка на 32%, а прибыль – на 69%. То есть нельзя однозначно говорить, что это злые торговцы забирают себе весь навар – нет, производители тоже имеют свой кусок пирога. Другой вопрос, что он, во-первых, меньше, чем у ретейла, а во-вторых, чисто морально – более заслуженный.

Отразилось ли это на покупателях? Разумеется – весь банкет был именно за их счёт. В 2020 году рост цен на продовольственные товары составил 3,91%. При этом доходы граждан упали на 3,5%.

А в следующем году пошёл небывалый рост цен – к сожалению, годовые отчёты акционерных обществ ещё не опубликованы, мы не знаем, сколько на этом заработали производители и продавцы, но совершенно точно, что 2021-й оказался для них не менее сладким, чем 2020-й. Кстати, второй сферой, поднявшейся на ковиде, стала банковская – прибыль 2021 года стала рекордной.

https://vk.com/video-75679763_456271423

Что с того?

Что нужно сделать, чтобы этот сценарий – перетекание денег от граждан в карманы торговцев – не был отыгран заново, теперь уже под завесой санкций?

  1. Необходим государственный контроль цен не только на узкий круг товаров первой необходимости, а по всей стандартной продовольственной корзине. Если нужно контролировать наценку на имбирь – контролируйте. Это очень тяжёлая в исполнении (контроль по всей цепочке) и совершенно не рыночная мера. Но особые времена требуют особых решений.
  2. Срочно внести поправки в закон "О торговле" в целях поддержки региональных производителей и продавцов – в частности, отменить нелепые ограничения на разъездную торговлю, установить для федеральных сетей минимальную долю местной продукции на прилавках и т.д. Ряд ценных поправок, подготовленных группой депутата Ирины Яровой, пылится в Госдуме уже пять лет.
  3. Как крайняя мера – национализация одной из торговых сетей и создание на её основе ретейлера, работающего без убытка и прибыли, строго "в ноль", то есть в интересах русского народа, а не офшорных хозяев.

Хватит ли у правительства мужества пойти на решительные меры – или снова будем надеяться, что "рынок порешает", а потом отчитываться об "отрицательном росте доходов"?

Перестаньте уже гонять козла туда-обратно.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх