Алексей Белогорьев: США пока не готовы к полноценному торговому конфликту с Китаем и Индией
Объемы «простаивающей» российской нефти, которая находится на танкерах вне портов у берегов Китая, за последние дни значительно выросло, сообщил Bloomberg со ссылкой на собственные данные и информацию Kpler.
По их подсчетам, в китайских водах остаются 5 танкеров, которые перевозят 4 млн баррелей нефти с российского Дальнего Востока.Судовые брокеры в разговоре с агентством предположили, что через какое-то время в ответ на новые санкции вырастет число перегрузок нефти с одного танкера на другой. Они также ожидают ухода судов в небольшие порты.
Заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев в разговоре с «СП» подчеркнул, что еще не очень понятен масштаб проблемы.
— Пока игроки на рынке присматриваются и анализируют санкции, а китайские порты и другие контрагенты перестраховываются. Нельзя сказать, что они откажутся работать с российской нефтью на танкерах, которые попали под санкции, или грузами, которые так или связаны с подсанкционными компаниями. Можно сказать, что есть риск снижения поставок нефти (изменение обстановки практически не коснулось нефтепродуктов) в январе-феврале. Вряд ли это будет иметь среднесрочный эффект. Если не будет новых санкций, то адаптация к новой санкционной обстановке займет от нескольких недель до 2−3 месяцев.
«СП»: Как можно решить проблему с затовариванием?
— Обсуждаемые перевалки с судна на судно и применение более мелких портов — это вполне возможные варианты. Есть разные схемы обхода санкций, которые были хорошо отработаны не только Россией, но и Венесуэлой с Ираном. США про них тоже знают, но далеко не все методы можно заблокировать, не вступая в большой конфликт с покупателями нефти.
На мой взгляд, Вашингтон пока не готов к прямой конфронтацией с Китаем и Индией по вопросам импорта российской нефти. Не думаю, что администрация Дональда Трампа готова к хлесткой конфронтации с покупателями. Поэтому риск вторичных санкций именно против импортеров остается минимальным. Риск введения вторичных ограничений против крупных китайских и индийских портов также сильно преувеличен.
Кроме того, есть разные серые схемы, которые позволяют минимизировать этот риск. В перспективе будет вполне логично, что Китай и Индия выделят ряд портов для импорта подсанкционных товаров, чтобы минимизировать риски для тех портов, которые являются основными перевалочными пунктами на текущий момент.
«СП»: Может ли Россия на фоне санкций нарастить поставки по нефтепроводам в Китай?
— Нет, такие мощности, как и поставки нефти в КНР по железным дорогам, ограничены, они забиты почти под завязку.
Автор телеграм-канала «Нефтегазовый Мир» Сергей Ветчинин обратил внимание, что ранее вице-премьер Александр Новак упоминал о возможности построить нефтепровод, который будет проходить параллельно газопроводу «Сила Сибири-2» (В июне Новак называл проект перспективным, но при этом «сырым» — «СП»).
— Но если бы сейчас уже была возможность перебросить нефть по трубам, то это уже было бы реализовано, так как перегонять нефть через порты и танкеры дороже.
Что касается ситуации с «простаивающей» нефтью, то она зависнет на период от 2 до 6 месяцев, пока не будут найдены способы обхода, а контрагенты из Китая и Индии не будут убеждены в том, что при обходе ограничений риски будут минимальными. Сейчас с одной стороны ведется поиск обхода санкций и возможностей предоставить гарантии зарубежным контрагентам, но с другой стороны контрагенты хотят сами удовлетворить собственные интересы, выбивая скидки с российских поставщиков. В целом западные ограничения вводятся постепенно, по мере адаптации российских компаний, в том числе чтобы не вызвать обвала на рынке и ухода сразу большого количества нефти с рынка.
«СП»: Рискует ли Россия рискует потерять часть рынков сбыта?
— Безусловно, минимальная планка потерь российских объемов экспортируемой нефти составляет 15−20% на тот момент, пока не будут найдены пути обхода. Если это произойдет, то разглашать об обходах не будут, чтобы на Западе не придумали более тяжелых санкций. Что касается политики Трампа в отношении российского нефтяного экспорта, то он будет работать исключительно на интересы американского нефтегазопромышленного комплекса и будет стараться усилить его в том числе и за счет России.
«СП»: Bloomberg считает, что сырая нефть с российского Дальнего Востока пользуется популярностью у китайских так называемых «чайниковых» нефтепереработчиков. Можно ли утверждать, что такие организации меньше опасаются американских санкций, чем более крупные игроки?
— Речь идет о частных, условно независимых китайских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), которые не входят в структуру государственной собственности КНР. У них нет такого большого страха перед запретами и ограничениями, они склонны к более высоким рискам, тем не менее санкции могут и на них распространиться.
Свежие комментарии