Первой жертвой разборок между США и Китаем на почве распространения коронавируса, кажется, пала Австралия. На днях Китай приостановил закупку продукции четырех мясокомбинатов с Зеленого континента. И хоть стороны в два голоса уверяют, что это не имеет никакого отношения к политике, общий тон диалога последних недель дает повод усомниться, что дело исключительно в говядине, а не в попытках Канберры уговорить Пекин на независимое расследование по Covid-19, чего добиваются США.
Вашингтон настаивает на том, что Поднебесная виновна в утечке коронавируса из лаборатории в Ухане, а в Китае говорят, что предоставленные общественности данные по этому поводу «чистые и прозрачные».Представитель МИД КНР Чжао Лицзянь, комментируя информацию о приостановке импорта австралийской говядины, появившуюся на сайте Главного таможенного управления КНР, сказал, что не нужно искать связь между ограничением поставок и попытками австралийских политиков настоять на независимом расследовании по Covid-19. (Правда, и недовольство данным обстоятельством он выразить не забыл.) Всему виной, сказал он, элементарное нарушение санитарных норм: Пекин вынужден защитить безопасность и здоровье своих потребителей.
На таможне обнаружили, поведал он, что товары, экспортируемые некоторыми австралийскими компаниями, не соответствуют карантинным и другим требованиям, принятым соответствующими компетентными органами Австралии и Китая вкупе. Да и министр торговли Австралии Саймон Бирмингемотметил, что да, это сугубо технические проблемы: импорт (ну или экспорт, с какой стороны посмотреть) приостановлен в связи с вопросами маркировки и требованиями по сертификации, проблемы тянутся в ряде случаев уже больше года. Он назвал это рабочими моментами и заверил, что стороны будут искать решение, которое позволит возобновить нормальную работу максимально быстро. В Австралийском совете по мясной промышленности тоже не считают случившееся чем-то из ряда вон выходящим. Это проблема торговли и доступа к рынку, говорят там.
«Мы уже сталкивались с проблемами подобного рода», — заявил гендиректор организации Патрик Хатчинсон.
По данным AВC, на которую ссылается Bloomberg, на вышеуказанные 4 скотобойни приходится около 35 процентов экспорта австралийской говядины в Китай.
Конечно, сам по себе вопрос ограничения поставок действительно «технический» — время от времени импортеры и экспортеры прибегают к подобным мерам, выясняя меж собой текущие отношения. Но если случившееся рассматривать в контексте последних политических событий, возникает ощущение, что Австралию просто публично высекли, поставили на место.
С середины апреля Канберра настойчиво призывает Пекин предоставить США доступ для расследования причин пандемии. Сначала Питер Даттон, министр внутренних дел Австралии, обратился к властям КНР с призывом:
«Я думаю, что Китай обязан ответить на все вопросы и предоставить исчерпывающую информацию, чтобы люди узнали, что именно произошло у них в Ухане, потому что мы не хотим, чтобы это повторилось», — сказал он 17 апреля (цитата по «Правда.ру»).
Тему продолжила Марис Пейн, министр иностранных дел…
Официальный представитель китайского МИД Гэн Шуанв ответ высказал серьезную озабоченность нападками, его поддержала местная пресса и даже некий таинственный сотрудник посольства КНР, заявивший, что Даттон, очевидно, получил соответствующие ЦУ из Вашингтона… В конце апреля Чэн Цзинъе, посол КНР в Австралии, давая интервью местной газете, не исключил, что китайские туристы и студенты могут отказаться от поездок в Австралию и даже от покупки тамошних товаров, если власти страны будут добиваться независимого расследования.
«Может быть, китайские граждане скажут: „Почему мы должны пить австралийское вино или есть австралийскую говядину?“», — предположил посол (цитата по EPOCH TIMES).
Как в воду глядел…
Глава Министерства торговли, туризма и инвестиций Австралии Саймон Бирмингем на это ответил, что из-за экономического принуждения или угроз его страна не изменит политическую позицию по «важнейшему вопросу общественного здравоохранения». Подобное заявление сделала и госпожа Пейн.
Потом уколами обменялись дипломатические ведомства. Следом высказался премьер Австралии Скотт Моррисон, подчеркнув, что «мировое сообщество» не зря настаивает на независимом расследовании, поскольку коронавирус унес жизни более 200 тыс. человек (на сегодня уже почти 300 тыс.)…
Вот этом на фоне и встал «технический» вопрос ограничения поставок…
Между тем текущее положение австралийских экспортеров говядины и без того завидным не назовешь. Правительственная организация Meat & Livestock Australia (MLA, «Мясо и скот Австралии») недавно опубликовала отчет о потребностях китайского рынка в период нынешнего кризиса и после него. Эксперты опасаются, что из-за наводнений и засух поголовье крупного рогатого скота в Австралии сократится. Отмечается, что в январе — феврале этого года второстепенные участники рынка завезли в Поднебесную 11 457 тонн продукции — это хоть и немного по объемам, но на 82% больше, чем за тот же период прошлого года. Тем временем китайцы не собираются отказываться от мяса. Как выяснилось, во время пандемии 79 процентов потребителей больше стали есть его дома и только 4% - меньше. 32% состоятельных потребителей увеличили употребление говядины, а сократили всего 5. На сегодня, как отмечают другие источники, китайский рынок мяса составляет более $ 10 млрд. По информации Таможни Китая, импорт говядины по итогам 2019 года вырос почти на 60% к предыдущему — до 1 млн 660 тыс. тонн. В прошлом году доля Китая в австралийском экспорте говядины составляла почти четверть, и она существенно выросла. По данным meatinfo.ru (портал для специалистов мясного рынка России и СНГ), в 2020-м общий объем китайского импорта говядины достигнет 2,2 млн тонн. Даже с учетом блокировки поставок в связи с пандемией.
И вот — резкий поворот, опять-таки на фоне того же политического пинг-понга.
Если верить китайскому изданию Sohu, вполне авторитетному, доля Австралии, являющейся третьей по объемам поставок говядины в Поднебесную, заметно сократилась по результатам минувшего года и значительную часть рынка может занять Россия, которая раньше, заметим, ввозила в Китай в основном мясо птицы. Отмечается, что у РФ есть все шансы на это, учитывая, что качество российской говядины значительно выше, а цены на нее, наоборот, ниже.
Сенатор Сергей Лисовский, зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, подтвердил, что да, перспективы есть, поскольку российское мясо действительно лучше и дешевле, чем у многих других поставщиков. Законодательство РФ запрещает при откорме скота применять гормоны роста, разрешенные, например, в США, Канаде, Бразилии или Аргентине.
«Китайцы — люди достаточно щепетильные, и наша говядина с учетом цены и того, что мы не используем препараты для прироста, более приоритетна», — говорит он (цитата по РИА ФАН).
Россия получила право поставлять свою говядину в Китай только в этом году.
«Китайской стороной были аттестованы для поставок в КНР два российских предприятия — производителя говядины. Поставки с этих предприятий возможны с 17 января 2020 года», — сообщили в середине января в Россельхознадзоре.
Разрешение на экспорт получили ООО «Брянская мясная компания», входящая в АПХ «Мираторг», и ГК «Заречное» (Воронежская область). Сейчас речь идет о продаже премиальной говядины, поставках бескостных отрубов, но Россия также готова продавать и обычную говядину.
Подписанию протокола предшествовала длительная процедура оценки российской системы надзора в отношении говядины, признались в ведомстве. В целом же, по словам Сергея Юшина, главы исполкома Национальной мясной ассоциации (НМА), переговоры по этому вопросу шли более семи лет. Добавим, и невесть сколько бы еще продолжались, если бы не прошлогодняя вспышка африканской чумы свиней в Китае, которая сгубила около 40% поголовья.
Юшин отметил, что, если Россия продаст Китаю в этом году около 10 тыс. тонн говядины, это будет впечатляющим результатом.
Как сообщили в «Мираторге» в начале апреля, они уже приступили к поставкам в Китай высококачественной говядины. Первая партия составила 200 тонн — «для оптовых каналов сбыта и фуд-сервиса». Отмечалось, что компания прорабатывает линейку продуктов для ретейла. До того она вышла на рынок Гонконга.
«Начало поставок в Китай — важный шаг для производителей говядины в РФ», — отметил по этому поводу президент АПХ «Мираторг» Виктор Линник.
По оценкам Минсельхоза, в целом Россия может зарабатывать на экспорте говядины примерно $ 200 млн в год.
Что касается Китая, то на тамошнем рынке говядины сейчас «пасутся» и Аргентина, и Бразилия, и Новая Зеландия… А попасть на этот огромный и перспективный рынок сегодня не рвутся разве что аборигены Антарктиды — пингвины. При нынешней политической позе Австралии от ее доли в условной туше китайского импорта может остаться лишь приложение к филейной части…
Свежие комментарии