Костин вслед за Грефом рассказал о том, насколько прибыль ему дороже национальных интересов
Крупнейшим российским банкам нет смысла приходить в Крым, поскольку в банковском секторе полуострова нет больших проблем, а работа там может обернуться санкциями, заявил глава ВТБ Андрей Костин на полях Восточного экономического форума (ВЭФ).
Он пояснил, что в регионе работают такие банки, как РНКБ и «Россия», частный капитал тоже туда начал возвращаться.
Резкое падение было в 2014 году, но с тех пор ситуация существенно изменилась. По его словам, на полуострове столько инвестиций, как государственных, так и частных, что их уже не успевают осваивать.Глава ВТБ также высказал мнение, что тему присутствия крупных российских банков в регионе поднимают только «ура-патриоты», которые не понимают всю сложность ситуации.
«Это попадание сразу под все санкции европейские, американские», — подчеркнул Костин.
Надо отметить, что Костин не первый, кто вынужден оправдываться. До него это делал руководитель Сбера Герман Греф, правда, делал он это в весьма циничной форме, ставящей под сомнение российский статус Крыма.
«Крым — это территория Украины с точки зрения международного финансового сектора, и мы придерживаемся этой позиции. Если говорить упрощенно, то для Сбербанка Крым это не Россия»,— заявил он в интервью немецкой радиостанции WDR 5, подчеркнув, что возглавляемый им банк не планировал и не планирует вхождение на полуостров, пока он находится в составе Российской Федерации.
Сейчас такие заявления делать опасно — за подвергание сомнениям территориальной целостности России положена статья. Тем не менее, слова Костина о «ненужности» на территории полуострова крупнейших российских банков звучат не менее цинично. Ведь Костин не может не понимать, что отсутствие их представительств в регионе создает большие неудобства и дополнительные обременения для жителей как самого Крыма, так и для миллионов курортников, которые вынуждены прибегать к услугам «банков-прокладок», сеть банкоматов которых в Крыму очень небольшая, плюс при съеме денег взимается большая комиссия. Кроме того, при оплате карточками других банков также снимается большая комиссия, к тому же карточками других банков сложно заплатить за телефон, интернет, услуги ЖКХ и т. д., так как перевод с комиссией идет в течение 3 рабочих дней. Есть еще куча других проблем, особенно при расчете бизнесменов и оплате сделок.
Насколько уместны вообще оправдания Костина? Кто его за язык тянет?
— Дело в необходимости хоть как-то объяснить несоответствие между официальными заявлениями о том, что Россия не боится санкционного давления, и поведением российских банков и корпораций, опасающихся из-за угрозы западных санкций работать в Крыму, — поясняет политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин. — Оказывается, как уверяет Костин, крупным российским банкам не имеется смысла приходить в Крым, где и без того не успевают осваивать все инвестиции, а жители Крыма и так получают все необходимые финансовые услуги.
Костин, правда, забыл упомянуть, что деятельность государственных банков не может сводиться исключительно к получению прибыли. А страна, в которой государственные банки ограничивают свою деятельность в соответствии с предписаниями зарубежных структур, в действительности не обладает возможностью успешно противодействовать санкционному давлению.
«СП»: — Костин говорит о невозможности работать в Крыму. Вот реально так невозможно? Аэрофлот же летает, никто на него санкции не накладывает.
— Дело даже не в том, смогут ли российские государственные банки избежать санкций, если будут работать на территории Крыма. Скорее всего, они все-таки подвергнутся санкционному давлению, а крупные западные банки в любом случае откажутся работать с ними, чтобы не рисковать понапрасну. Главный вопрос в том, в чем состоит главная цель деятельности российских государственных банков. Если все они озабочены исключительно получением прибыли и опасаются идти на риск в интересах государства, то тогда непонятно, зачем в России столько государственных банков.
«СП»: — Ну вот да! Даже если санкции будут, то что? А как насчет национальных интересов? Ведь отказ банков с государственным участием работать в Крыму вольно или невольно ставит под сомнение принадлежность Крыма России…
— Разумеется, причем, как показало недавнее заявление Лукашенко, отказавшегося признавать Крым, пока туда не придет «последний российский олигарх», подобное поведение государственных банков и корпораций оказывает сильное воздействие на позицию союзников России. Кроме того, оно наглядно демонстрирует слабость российской экономики и финансовой системы, что, разумеется, мешает реализации внешнеполитических планов России.
Но у такой позиции российских государственных банков есть и хорошая сторона. Она развеивает любые сомнения в том, что реальная власть в России принадлежит корпоративной и финансовой верхушке, а вовсе не руководителям силовых структур, как это утверждают многие сторонники либеральных взглядов.
«СП»: — Ну а как насчет бессмысленности? По словам Костина, в банковском секторе полуострова нет больших проблем. Так ли это? Ну, положим, ВТБ крымчанам не нужен, а Сбер, которым пользуется вся страна? А курортники? Все они вынуждены платить огромные комиссии за операции?
— Заявление Костина по сути дела сводится к следующей фразе: мы не будем нести финансовые потери для того, чтобы облегчить жизнь российским гражданам. Как мне кажется, это хорошо отражает подход российской власти к развитию страны. Государство создает все условия для того, чтобы банки и корпорации чувствовали себя комфортно, а интересы и потребности рядовых граждан имеют явно второстепенно значение.
«СП»: — На фоне всех этих сложностей у крымчан и гостей курорта Костин что- то заикается про «ура-патриотов». Звучит как издевательство. А ведь это тот Костин, чей государственный банк, как сообщают СМИ, взял на содержание, покупая машины, квартиры, предметы роскоши и пр., оплачивая роскошный отдых для одной известной телеведущей государственного канала и ее родственников. Может, таких «эффективных менеджеров» надо гнать вашей? Или хотя бы заставить их молчать, чтобы не позорили страну? Или нанять им грамотных пиарщиков, которые могли бы смягчить гнев общества?
— Для Костина все, кто покушаются на прибыли возглавляемого им банка, являются безответственными радикалами. Для руководителя крупного банка — это вполне естественная позиция. Поэтому вопросы нужно задавать не Костину, а представителям государственной власти. Им следовало бы объяснить: почему позиция банкира определяет курс государства.
«СП»: — Может ли государство обязать работать там госкорпорации? Возместить ущерб? Или создать специальную корпорацию для работы в Крыму? В любой стене при желании можно найти лазейки. А может, просто нет его, желания?
— Конечно, это вполне можно было бы сделать при наличии политической воли. И если это до сих пор это не было сделано, то, значит, мы имеем дело не с целенаправленной государственной политикой. Государственная власть не хочет создавать трудности для крупных банков, поскольку их интересы имеют для нее первостепенное значение.
— А в чём вообще вопрос? Крымчанам неинтересны слова Андрея Леонидовича — нам гораздо интереснее было бы узнать из передачи «Петровка, 38» на «ТВЦ», когда этого розовощёкого пухленького гражданина привезут в наручниках в Следком, — говорит крымский журналист Сергей Кулик. — Статью 280-ю УК никто не отменял. Более того, нерушимость границ Российской Федерации чётко прописана в последних поправках РФ. Разве банк же подконтролен государству, нет??? Если его не «закроют», то я не ставлю ни полушку на власть, которая даже перед выборами не «закроет» этого человека — за нарушение территориальной целостности России.
«СП»: — Что крымчане думают по поводу оправданий Костина и Грефа?
— А о чём крымчанам думать? Свято место пусто не бывает — как обходились без ВТБ или Сбера, так и обходимся — у нас спокойно работают РНКБ, вкладчиком которого я являюсь, и «Черноморский банк реконструкции и развития», с которым сотрудничает множество предприятий и жителей Крыма. Есть и «Россия», но этот банк, насколько я знаю, больше зациклен на военнослужащих.
«СП»: — Костин считает, что оказывать услуги в Крыму просто нет смысла. А в реальности? Как реально отражаются ограничения на жизни простых людей? Комиссии? Банкомат? Оплата услуг? Что ещё?
— Для него — да, не имеет смысла. Его банк крымчанам просто не нужен. У нас, как я сказал, есть свои банки, которым мы доверяем. Банкоматы работают, через терминалы оплачиваем коммуналку, мобилки и интернет… А что ещё? Никакой Костин нам для этого не потребен… Поздно спохватился, этот Костин — рынок уже занят. Занят даже, кстати, для грефовского Сбера, к которому, если появятся его отделения в Крыму, сразу появятся вопросы. Например, у меня — «Сбербанк» мне с 1991 года должен пять тысяч полновесных советских рублей. Жду не дождусь, когда Герман Оскарович откроет у нас свой филиал, чтобы я смог предъявить Сберу свои претензии.
«СП»: — На этом фоне заявления про «ура-патриотов» не вызывают гнева и негатива к власти? Или местные жители готовы терпеть все, лишь бы быть с Россией, да и тупо научились выживать, и партия власти продолжит на выборах получать рекордные результаты?
— А кто такие — «ура-патриоты»? А то все говорят, говорят… Это те крымчане, которые боролись за свою свободу, за вхождение в Россию, и которых на Украине называют «сепарами»? И которые справедливо хотят, чтобы к ним относились как к другим равноправным гражданам? Так пусть в таком случае, г-н Костин открыто, искренне откроет своё лицо и прямо назовёт нас, крымчан, сепарами. И смело поедет — либо под суд, либо в Киев, где ему будут весьма рады.
«СП»: — Есть ли, по-вашему, компромисс, который бы позволил соблюсти баланс интересов бизнеса, национальных интересов и интересов крымчан? В чем он? Есть ли прецеденты в истории? Чего крымчане ждут от властей?
— Я так полагаю, не стоит смешивать национальные интересы с интересами бизнеса. Это разные вещи. Бизнес всегда найдёт общий язык между собой, и он его находит. Это — базис. А надстройка всегда была его производной — в том числе и эфемерные национальные интересы. Станет выгодно г-ну Костину работать в Крыму — бегом побежит сюда. Только спрашивается, будет ли он тогда нужен нам, крымчанам?!
Свежие комментарии