Вопрос о принадлежности Крыма стал сложным для Белоруссии, но Лукашенко смог сделать Минск нейтральной площадкой для переговоров и выйти из-под санкций Запада.
Поиски определения
Минское руководство на протяжении двух лет выверяло свою позицию по отношению к Крыму. В итоге, глава белорусского МИДа Макей ответил, что по факту Крым российский, а с юридической точки зрения никто не просит Белоруссию выражать свое мнение по этому вопросу. Самое главное сейчас — сохранить ту целостность Украины, какая еще возможна, вместе с Донбассом.
В марте 2014 года президент Белоруссии признал, что Крым является частью России, добавив, что ему не нравится, когда нарушается целостность страны. После этого Киев отозвал своего посла из Минска. В последующие месяцы белорусское мнение по поводу Крыма качалось из стороны в сторону от Киева к Москве и обратно.
Вскоре в интервью ведущему на Украине Савику Шустеру Лукашенко сказал, что он не спорит с теми, кто считает референдум в Крыму вооруженным захватом части Украины, отметив при этом, что Украина с этим согласилась и признала. Лукашенко перекинул всю ответственность на украинские власти и намекнул, что такой сценарий невозможен для Белоруссии.
Во время последующего голосования в Генассамблее ООН Белоруссия поддержала Россию: сработала договоренность между Москвой и Минском голосовать согласованно в международных организациях. Но уже на следующий день белорусский МИД заявил, что поддержал голосование только потому, что оно изначально было конфликтным.
Уже в июне 2014 года на инаугурации Петра Порошенко Лукашенко рекомендовал через журналистов «уничтожать террористов на юго-востоке Украины» и впервые выразил самую точную позицию Белоруссии по Крыму: по факту, Крым российский, с юридической точки зрения такого решения не было.
Осенью 2014 года Лукашенко в разговоре с российскими журналистами сказал о недопустимости нарушать границы и целостность государств. Но тут же вступил с собой в противоречие, добавив: «Но Россия в этом не виновата». Прозвучал также важный тезис — Белоруссия должна оставаться нейтральной, чтобы страны имели адекватную площадку для переговоров.
В начале 2015 года на саммите Восточного партнерства Евросоюза в Риге все государства подписывали документ со словами «аннексия Крыма». Белоруссия подписала его, но с оговоркой по Крыму: у нее своя позиция. Уже после Лукашенко вспоминал про подаренный Хрущевым Крым, и поэтому его можно возвращать.
Белоруссия выкрутилась
По факту, белорусский МИД прав, когда говорит, что Крым не претендует на статус государства, поэтому и вопрос о его признании не стоит. Международное право слабо регулирует такие вопросы, как переход территории одной страны в состав другой. Официально приказа рассматривать Крым частью российского государства в Белоруссии не было. Белорусские производители атласов также обозначают Крым частью украинской территории. При этом белорусские власти предупредили своих граждан, что поездки в Крым через территорию России могут наказываться.
В результате, такое лавирование позволило Минску стать нейтральной площадкой для переговоров всех заинтересованных сторон и добиться того, чтобы Запад снял 10-летние санкции с Белоруссии. Как всегда, у Лукашенко сработал инстинкт политического выживания.
Автор: Иван Гог
Свежие комментарии