В начале ноября в столице Кыргызстана состоялся 11-й саммит лидеров стран-участниц и стран-наблюдателей Организации тюркских государств. Его итогом стали Бишкекская декларация, которую поддержали все главы государств ОТГ, а также ряд соглашений и меморандумов. Встреча прошла на высочайшем уровне с точки зрения организации и проведения, однако, прорывных содержательных достижений она не принесла.
Такое мнение озвучили участники круглого стола «К итогам саммита ОТГ. Геополитические контуры тюркского мира: идеология, экономика, безопасность», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо».* * *
Как отметил эксперт по вопросам безопасности, советник Минобороны КР Мурат Бейшенов, определенный потенциал у организации есть, но многое в развитии объединения зависит от Анкары, у которой, как известно, кроме амбиций, пока нет других ресурсов для продвижения своих идей.
«У Кыргызстана есть свои причины быть членом ОТГ, и это нам пока не вредит, но делать основные ставки на нее не стоит. Основой объединения тюркских государств является этнический признак. И это неплохо для проведения культурно-гуманитарных мероприятий, например Всемирных игр кочевников. Сейчас поднимаются вопросы алфавита, зеленая повестка возникает. Обсуждать это все можно, конечно. Но географически, экономически и по другим направлениям мы удалены друг от друга. Например, Турция – член НАТО, а Кыргызстан – член ОДКБ», – подчеркнул М. Бейшенов.
Говоря о перспективах сотрудничества в сфере безопасности между ОТГ, где Турция – член НАТО, и ОДКБ, где локомотивом является Россия, секретарь Совета безопасности КР Марат Иманкулов заверил, что Анкара не продвигает интересы североатлантического альянса в ЦА. «Мы не видим таких попыток, – отметил спикер. – А вот военное сотрудничество между нашими странами, в том числе покупка беспилотников у Турции, имеет место. Однако мы закупаем и продолжим закупать вооружение не только у турецкой стороны, но и у других стран, включая Россию и Китай».
М. Иманкулов отметил, что государства-члены тюркской организации наряду со стратегическими партнерами Кыргызстана – Россией и Китаем, принимают активные меры для обеспечения региональной безопасности, где ключевую роль по-прежнему играет ОДКБ. «Организация Договора о коллективной безопасности является гарантом нашей национальной безопасности от внешних угроз. Вместе с тем ОТГ не является альтернативой или противовесом ОДКБ, ЕАЭС, СНГ или ШОС. Мы ее рассматриваем, как дополнение к существующим форматам сотрудничества. Организацию тюркских государств не следует рассматривать, как блок, созданный в противовес другим объединениям. Тюркский мир строится на сочетании глубинных идеологических основ и прагматичных подходов в экономике и политике, учитывая, что сложившаяся ситуация в мире требует гибкого подхода и стратегического взаимодействия на международной арене», – заявил спикер.
М. Иманкулов подчеркнул, что в современном мире, где конфликты, геополитическая напряженность и глобальная трансформация все чаще определяют международную повестку, региональное сотрудничество становится, как никогда, важным: «Масштаб проблем на локальном и глобальном уровне превышает возможности отдельных государств справляться с ними самостоятельно. Поддержание стабильности и развитие возможны только при коллективных усилиях».
Важнейшими приоритетами Кыргызстана в рамках председательства в ОТГ в 2025 году, по словам секретаря Совбеза, станет культурное и образовательное взаимодействие, укрепление экономической кооперации, развитие инфраструктуры и торговли, а также углубление сотрудничества в сфере безопасности и противодействия угрозам.
В свою очередь, профессор, доктор политических наук чрезвычайный и полномочный посол КР Аликбек Джекшенкулов отметил, что Кыргызстан – маленькая и уязвимая страна, особенно в вопросах безопасности. Поэтому каждый международный шаг ее руководства в любых глобальных или региональных организациях имеет большое значение.
«Мы живем в прагматичное время, когда сложно ориентироваться, куда идти и с кем. Но чтобы понимать Турцию, нужно знать ее историю. Идея османизма, основанная на исламе, переросла в идеи пантюркизма, на которых лежало основание турецкого национализма. Эта идея привела к жестким мерам и трагическим событиям в начале XX века. Однако Ататюрк отказался от пантюркизма и выбрал демократичный европейский путь. После распада СССР идея пантюркизма вновь активизировалась, и мы должны учитывать это. Мы должны руководствоваться национальными интересами и прагматичным подходом как во внутренней, так и во внешней политике. Я думаю, что нужно более взвешенно рассмотреть вопросы безопасности с нашими партнерами, чтобы не заблудиться в своих внешнеполитических шагах», – подчеркнул дипломат.
Как отметил системный аналитик Бактыбек Саипбаев, разговоры на тему перспектив военно-политического сотрудничества в рамках ОТГ вызывают сегодня множество вопросов и недопонимания. «Одно дело обсуждать безопасность и бороться с международным терроризмом. И совсем другое – создавать военно-политический или оборонительный союз. Какой и против кого может быть оборонительный союз, если в его составе есть Турция – член НАТО? На примере Грузии и Украины мы знаем, как все начинается – с предложения сотрудничества. А затем начинаются разговоры о вступлении в альянс и так далее», – напомнил эксперт.
По его словам, сегодня ОТГ нужно сосредоточиться на экономическом, научно-образовательном и культурном сотрудничестве. «Развивая эти направления, мы не будем вызывать сопротивления у таких соседей, как РФ и КНР. Более того, нужно интегрировать Москву и Пекин в эти процессы, это дало бы второе дыхание организации, она приобрела бы реальную силу. В России, например, в Поволжье живут татары, башкиры, чуваши. На Кавказе – кумыки, ногайцы, карачаевцы и балкарцы. На Алтае, в Южной Сибири – алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы. Есть уйгуры в Китае, гагаузы в Молдавии. Я думаю, Кыргызстану нужно выступить с инициативой о переименовании в ОТГ в Организацию тюркских государств и народов», – отметил аналитик.
В тоже время руководитель Центра тюркского наследия КНУ им. Ж. Баласагына профессор экс-посол Кыргызстана в Азербайджане и Грузии Кайрат Осмоналиев подчеркнул необходимость обеспечить равные условия и возможности для всех стран-участниц ОТГ, независимо от наличия у них энергоресурсов или объема их экономики.
«У каждого государства, которое входит в Организацию тюркских государств, есть свои структуры. В Турции это секретариат ОТГ и ТЮРКСОЙ, в Азербайджане – штаб-квартира ТЮРКПА и Фонд тюркской культуры и наследия, в Казахстане – Международная тюркская академия. У Кыргызстана, к сожалению, таких структур пока нет. В Бишкеке должна была находиться штаб-квартира Международного инвестиционного фонда ОТГ. Однако разместилась она в Турции, став уже третьей структурой в этой стране. На мой взгляд, участие Кыргызстана в любом международном объединении, включая ОТГ, должно осуществляться на принципах равноправия, а тот факт, что штаб-квартира инвестиционного фонда ушла в Турцию, не соответствует этим принципам», – отметил спикер.
Оценку перспективам экономической интеграции в рамках ОТГ дал независимый эксперт по экономике и госуправлению д. э. н. доцент Алмаз Насыров, который считает, что основу отношений в организации составляет экономический потенциал ее участников, другой вопрос – наличие желания и главное, возможностей вкладывать его в развитие объединения.
По его словам, даже упрощенный анализ торгового баланса стран-участниц ОТГ показывает, что позиции Кыргызстана не самые сильные. В целом, по данным за 2023 год, показатели у КР отрицательные со всеми членами организации. Если рассматривать внешнюю торговлю республики в целом, то основными торгово-экономическими партнерами, т. е. ключевыми импортерами, для Кыргызстана являются Китай и Россия, экспорт направлен преимущественно в Россию, Казахстан и Узбекистан. «За 2023 год товарооборот КР с РФ составил более $3 млрд, в нынешнем году страны нацелены довести его до $5 млрд. С КНР товарооборот уже фактически преодолел 5-миллиардный порог. То есть устойчивые экономические связи с Москвой и Пекином очевидны», – подчеркнул спикер.
Вместе с тем Кыргызстан ведет многовекторную внешнюю политику, которая должна отражать приоритеты экономического развития и национальной безопасности республики, и отвечать в том числе на вопрос, по каким приоритетным направлениям будут выстраиваться двусторонние отношения со странами в рамках той же ОТГ.
«Безусловно, это объединение дополняет другие существующие интеграционные проекты, участником которых является КР. При этом важно понимать, каких результатов мы сможем добиться в рамках ОТГ, например в части экономического взаимодействия или привлечения технологий. Для экономики Кыргызстана сейчас важны инфраструктурные проекты – новые транспортные коридоры, торгово-логистические мощности, выход к морским путям и т. д. Соответственно, нужен прогноз, какой вклад в их развитие могли бы сделать страны ОТГ. На мой взгляд, экономическая база объединения сейчас находится в стадии становления, соответственно, перспективы взаимовыгодности на данный момент не очевидны», – пояснил А. Насыров.
Однако он обратил внимание, что зачастую экономика сопровождается решением геополитических вопросов. Так, по итогам саммита в Бишкеке были сделаны серьезные заявления, которые в дальнейшем могут иметь место в вопросах политической интеграции. «Во время саммита была сделана попытка определения будущего кураторства региона. Ранее традиционно существовали три вектора – Россия, Китай и США. Сегодня же проявляются очертания интересов других стран. С этой точки зрения мы должны ставить на первое место интересы своего государства. А для этого нужно ответить на вопрос, к каким результатам мы придем в перспективе, учитывая, что на современном этапе мироустройства геополитические тенденции стремительно меняются», – добавил А. Насыров.
В свою очередь, директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» политолог Игорь Шестаков отметил, что при рассмотрении итогов бишкекского саммита с экономической точки зрения можно констатировать, что реальных прорывов он не продемонстрировал.
«Речь пока по-прежнему идет лишь о потенциале и перспективах данной площадки. ОТГ уже 15 лет, однако, все разговоры на тему экономического сотрудничества так и остаются просто благими намерениями. Из конкретики мы видим лишь создание Инвестиционного фонда организации с достаточно скромным уставным капиталом в $500 млн. Такая сумма рассчитана на инвестиции в малый и средний бизнес, а для инфраструктурных проектов это капля в море», – подчеркнул эксперт.
При этом ОТГ стремится придать значимость своему участию в Транскаспийском международном транспортном маршруте, который должен связать Китай, Центральную Азию, Турцию и Азербайджан с Европейским союзом. «Брюссель не раз заявлял о заинтересованности в сотрудничестве в этом проекте, тем более на фоне антироссийских санкций. Но для его полноценной реализации, по расчетам специалистов, требуется не менее 16 млрд евро. Какая из стран ОТГ готова вложить такую сумму? В своем докладе президент Казахстана акцентировал внимание на необходимости привлекать инвесторов. Но где их взять? Можно услышать, что в финансировании экономических проектов ОТГ якобы заинтересован Пекин. Однако это чистой воды конспирология. В отличие от ШОС или ЕАЭС, тюркская организация выстроена на основе внешнеполитической доктрины Анкары «Век Турции». Если кто-то наивно считает, что все это будет оплачивать Китай, то он сильно заблуждается», – поделился мнением И. Шестаков.
Он также напомнил, что «собиратель» тюркских земель Эрдоган позиционирует Турцию как центр ключевых идеологических решений, в частности в формате Большой тюркской языковой модели ОТГ, где важная роль отведена тюркскому алфавиту: «В Бишкеке турецкий лидер призвал страны ОТГ оперативно его внедрять. В качестве примера он привел Северный Кипр, что уже больше напоминает навязывание членам организации вопроса о легитимизации данной территории. Впрочем, саммит не дал ответа и на вопрос, а кто будет платить за буквенную инициативу Анкары?»
Эксперт также подчеркнул, что в рамках председательства в ОТГ в следующем году Кыргызстану в повестке мероприятий необходимо подчеркнуть значимость национальных интересов стран ЦА, с которыми Турция должна считаться.
Как отметил системный аналитик Мурат Мусабаев, дееспособность любого международного объединения определяется не только политическими решениями, но и готовностью населения к интеграции: «В Японии, когда строят жилые массивы, тротуары сразу не выкладывают. Они ждут, когда люди сами протопчут тропинки, и только потом их начинают оформлять. Это подсказка: сначала нужно посмотреть, куда люди идут, а потом уже прокладывать культурные, гуманитарные, политические и экономические тропинки. А навязывание того же так называемого единого тюркского алфавита – это идеологическое давление, нацеленное на разрушение нашей культуры и наших национальных традиций. Это психологический удар для нашего населения, который не принесет нам никакой пользы».
(Окончание следует)
Свежие комментарии