На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 360 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эльшад Гасанов
    Говорят Гитлер перед смертью завещал похоронить его лицом вниз. Помошник спросил его, зачем так? Он ответил: когда ми...Зачем Израилю пон...
  • semen
    Плохо, видимо, нынешный фюрер и все его подельники учились в школе. Иначе знали бы чем кончается "тотальная" мобилиза...На бойню пойдут в...
  • ВАРЯГ РУС
    "СМЕРШу" копать не перекопать. Сколько таких лен поповых сидят под листиком и вредят нашей государственности."Крот" СБУ из Цен...

Судьба человека – от гомо сапиенс до гомо консуменс

Судьба человека – от гомо сапиенс до гомо консуменс

Каков твой разум, каков твой мозг


Согласно исследованиям, человечество зародилось всего-то 200 000 лет назад. Неужели за все эти тысячи лет мы не изменились? Конечно, изменились. Особенно заметно это стало в последние годы. Ученые выяснили, что человек глупеет! Так, начиная с середины 1970-х годов показатели IQ падали в среднем на семь пунктов для каждого следующего поколения.

Одни специалисты связывают это с продолжающейся эволюцией человека, другие – с законами генетики, третьи – со стремительным развитием технологий. Испанские ученые вообще уверены, что способности людей могут снижаться из-за сильного загрязнения окружающей среды.

А может, всё дело в потребительском отношении к жизни новых поколений. Недаром человек потребляющий даже получил красивое название – гомо консуменс. Отмечу, что консюмеризм – это культ потребления, стремление иметь много вещей, покупать товары известных торговых марок и т. п.

В основе консюмеризма лежит идея о том, что счастье и благополучие человека зависят от количества материальных ценностей. 15 марта 1962 года в США президент Джон Кеннеди ввёл «Билль о правах потребителя», устанавливающий право на защиту потребителей, обеспечение их информацией и правом на выбор.

Эта дата теперь ежегодно отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей. Аналогичные законы приняты во многих странах. Потребители не только обрели права, но стали объединяться в союзы и стали требовать защиты! А буквально после этого, через 12 лет человек стал глупеть. Ой, простите, не человек, а потребитель!

Неужели человек будущего, а возможно, уже настоящего – это гомо консуменс, точнее – homo cons ú mens (от латинского cons ū mo – потреблять, тратить; уничтожать, вести к исчезновению, умерщвлять).

Суть гомо консуменса – купить побольше, побольше и побольше всего. Главное для потребителя, чтобы у него было больше вещей, чем у других. Его счастье и успех ставится в зависимость от уровня потребления, а само потребление становится целью и смыслом жизни.

Иосифляне и нестяжатели: конфликт в России


Основная критика идеологии потребительства шла и идет в религиозной среде. С религиозной точки зрения потребительство игнорирует духовные ценности, поощряет пороки. А ведь религия призывает к ограничению.

Нестяжатели – духовное течение на Руси в XV веке. Получило свое название потому, что его представители выступали против «стяжания» церковью земель и другого имущества. Пользуясь сегодняшней терминологии – нестяжатели выступали против потребительства. Нестяжатели были идеологическими противниками иосифлян.

Основателем нестяжательства является Нил Сорский. Инок в Кирилло-Белозерском монастыре, который отправился паломником в Константинополь, трудился в монастырях Афона. Вернулся домой Нил убежденным сторонником скитского жития. Он оставил монастырь и уединился в отдаленной келье на берегу речки Соры. Так он стал Нилом Сорским.

В скиты ушли и его последователи. Пропитание и одежду им надо было добывать собственным трудом. Вот так появились нестяжатели.

Среди сочинений Нила особое место занимает так называемый «Устав», где в форме вопросов и ответов раскрыто, как должно человеку воспитывать в себе лучшие нравственные качества, как распознавать в себе дурные помыслы (страсти), бороться с ними и преодолевать их.

Несмотря на то, что Нил Сорский жил вдали от городов, в глуши, он был услышан по всей Руси, у него нашлись последователи. Нестяжатели представляли собой тот редкий пример, когда люди, проповедуя какие-либо идеи, сами стремятся жить в полном соответствии с ними. Но их идеи, по мнению знати, представляли угрозу существованию государства. Против нестяжателей стали активно выступать иосифляне, последователи Иосифа Волоцкого.

Иосифляне отстаивали принцип монастырского землевладения. Они утверждали, что «святители и монастыри земли держат». И вот на церковном Соборе в 1503 году был поставлен вопрос о праве церковных учреждений владеть селами и землями. Но и после Собора борьба иосифлян и нестяжателей продолжилась.

Интересно, что Великий князь Василий III пытался в своей политике опереться на нестяжателей. Специальным уложением он запретил жителям ряда районов Русского государства продавать и давать на «помин души» свои вотчины в монастыри без ведома Великого князя. Но боярство князя не поддержало. А на церковном соборе 1531 года полемика завершилась осуждением учения нестяжателей, иосифляне победили, монастыри после этого начали превращаться в крупных землевладельцев…


Бедность не порок


В культовом романе Умберто Эко «Имя розы» фактически описывается борьба между европейскими нестяжателями, утверждающими, что Христос не имел имущества, и теми, кто считал, что монастыри имеют право копить богатства.

Вспомним также святого XIII века Франциска Ассизского, основателя нищенствующего Францисканского ордена, где жили по заповеди Христа апостолам: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха».

Главная добродетель, по мнению Франциска – святая бедность. Эта добродетель не имеет ничего общего с порицанием богатых, экономический аспект здесь вообще отсутствует. Естественным смыслом её является свобода, отсутствие необходимости заботиться об имуществе. А сверхъестественный смысл бедности – в смирении.

Бедность – абсолютная форма доверия к Богу и миру, предстояние в полной беззащитности, открытости перед Богом и миром. Кроме того, бедность уподобляет человека нищему Христу. Вскоре после смерти Франциска часть ордена отказалась от добродетели бедности, и дух францисканства был утрачен.

Однако аскетический идеал Средневековья приобрел в лице Франциска Ассизского новое измерение. Город Ассизи до сих пор считается духовным центром сторонников христианской идеи о подлинном всеобщем братстве людей. В церкви святого Франциска слово «мир» написано практически на всех языках человечества.

Примером критики потребительства в современном христианстве является энциклика папы римского Иоанна Павла II «Centesimus Annus» (1991), согласно которой потребительство – одно из наиболее опасных следствий радикальной формы капитализма.

Реклама – двигатель торговли: от Бодрийяра до Пелевина


Популярность понятия «общество потребления» связано с работой Жана Бодрийяра «Общество потребления. Его мифы и структуры», появившейся в 1970 году. В ней философ проводит анализ роста экономики, утверждая, что рациональность потребительской системы имеет цель роста производительности труда, выражающейся в кадровой переквалификации, психологической вредоносности конкуренции и расточительства.

Раскрывая понятие счастья в современном обществе, автор описывает навязанную идеологию потребления, которая определяет счастье, как обладание необходимыми вещами. В качестве культурного символа общества потребления философ вводит понятие китча, никчемного предмета, который не имеет никакой сущности, но характеризуется массовостью распространения в виде приобщения к моде.

В финале философского трактата автор приходит к выводу об истинной сути общества потребления, заключающейся в превращении человека в существо, используемое в производственном процессе.

Специально для человека потребляющего построены громадные торговые комплексы, куда в выходной можно отправиться всей семьей: пробежаться по десяти-двадцати магазинам, посмотреть киношку и даже поесть на специальном этаже! Кончилась зарплата? Не беда. Можно взять потребительский кредит. Хорошо-то как! Или нет?

В 1955 году экономист и аналитик по розничной торговле Виктор Лебоу предложил концепцию нарастающего потребления:

«Наша чрезвычайно продуктивная экономика требует, чтобы мы сделали потребление образом жизни, чтобы мы превратили покупку и использование товаров в ритуалы, чтобы мы искали душевного удовлетворения, удовлетворения нашего эго в потреблении… Нам нужно, чтобы вещи потреблялись, сжигались, изнашивались, заменялись и выбрасывались со все возрастающей скоростью».

Как это сделать? Для этого нужна реклама. Она доказывает, что тебе продаётся не автомобиль, а принадлежность к элите, не квартира, а счастье, не губная помада, а неземная красота. Сатирически о рекламе и рекламщиках написано в романе Виктора Пелевина «Generation «П». Особое место Пелевин отводит телевизионной рекламе, когда телевизор превращается в пульт дистанционного управления человеком. А само телевещание – в главный способ воздействия на сознание.


И уже нет, по мнению Пелевина, никакого гомо сапиенс, а есть только остаточное свечение люминофора уснувшей души. Телезритель, уверен он – это пустота, когда ответ на вопрос: «Кто я?» звучит так: «Я тот, кто ездит на такой-то машине, живёт в таком-то доме и носит такую-то одежду».

Писатель отмечает:

«Человек думает, что потребляет он, а на самом деле огонь потребления сжигает его, давая ему скромные радости».

Рекламные агенты, добавляет Пелевин, относятся к тем, «кто заставляет людей глядеть в пламя потребления». По его словам, фактически это «чистая технология сжигания мусора».

Интересно, что мы даже не заметили, как у нас в стране после развала СССР стали быстро усваиваться потребительские ориентиры. Опять вспоминается наш министр, который считал, что задача школы – воспитать не гражданина и образованного человека, а «квалифицированного потребителя».

В уголке потребителя... или потребительства?


На днях, проходя около метро «Площадь Революции» я увидела удивительное объявление со списком телефонов скорой помощи, пожарной команды и полиции. Объявление называлось: «Уголок потребителя». Обратите внимание, что не «Уголок москвича», а именно потребителя. Мы все уже стали, по мнению мэрских служб, потребителями?

Так недалеко дойти и до «тошняка-полоумника». Помните, у Станислава Лема в «Звёздных дневниках» Ийона Тихого есть рассказ о принятии землян в Организацию Объединённых планет. Тарраканин от имени Союза Звёзд Бетельгейзе предлагал принять Землю в эту организацию. Он охарактеризовал землян, как молодую, динамичную, одухотворенную культуру.

Противником вступления в организацию землян был представитель Тубана. Характеризуя землян, он и дошёл до тошняков-полоумников, называющих себя гомо сапиенс. Представитель Водолея в ответ предложил называть человека Земли суррогадом чудоюдным. Не знаю, что лучше, но посмотрев на всеобщее потребительское отношение к жизни и окружающему миру, приходишь к выводу, что Лем был прав, и выше тошняка-полоумника мы не поднялись в эволюции.

Ещё до Маркса экономисты показали, что кризисы – неизбежное следствие капитализма. После кризиса – 2008 на встрече финансовой G20 в июле 2013 года министры финансов признали, что восстановление мировой экономики остается хрупким и неравномерным, безработица продолжает оставаться высокой во многих странах.

Не успела экономика восстановиться, как началась пандемия и связанные с этим экономические проблемы. К началу 2022 года мир готов был выдохнуть. Но не получилось. Пандемия, СВО. Наоборот, сегодня ни МВФ, ни ВТО, ни ООН, ни ФРС, ни ЕЦБ не отрицают наступления мировой рецессии. Это связано не в последнюю очередь с антироссийскими санкциями, принятыми в ЕС и США.

Ряд политиков дают мрачные прогнозы, мол, миру грозит холод и голод. Не знаю, как с голодом и холодом, но потребление точно стало снижаться. И не только потому, что люди поняли: десять холодильников и сто пар обуви им не нужны, но и потому, что часть производств, особенно малого и среднего бизнеса, стали закрываться из-за дороговизны электричества.

Похоже, что потребительский спрос больше не гарантирует роста ВВП. В ООН даже разработали «индекс человеческого развития» (ИЧР), но он пока так и не заменил ВВП.


«Мы не знаем пока экономической модели, которая будет после капитализма. (Социализм это была альтернативная конструкция социальная, но экономическая модель была та же самая – научно-технический прогресс)… Сейчас будет меняться экономическая модель, я не знаю, какой она будет, и никто не знает...»

– написал экономист Михаил Хазин.

Какой строй будет, неизвестно, но, возможно, что гомо консуменс отомрёт, как новый вид. А идеи нестяжателей России и Европы окажутся востребованными. Как вы считаете?
Автор:
Анна Козырева
Использованы фотографии:
sales-generator.ru, webasyst.cloud, i.ytimg.com, directoryofillustration.com
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх