После распада Советского Союза некогда могучие вооруженные силы сверхдержавы были буквально брошены на произвол судьбы. Водители автобусов в Москве зарабатывали больше, чем пилоты военной авиации. Голодных солдат отправляли на заготовку ягод и грибов. Широкое распространение получила коррупция – один генерал был обвинен в том, что арендовал истребитель МиГ-29 для нелегальных соревнований по драг-рейсингу между автомобилям и самолетами на одном немецком аэродроме.
«Ни одна армия мира не находится в столь жалком положении, как наша», – сокрушался министр обороны в 1994 году. В то же время, трудно найти в истории пример столь же быстрого возрождения. После того, как в 2008 году российские войска показали низкую боеспособность в ходе краткосрочной войны с Грузией, они были трансформированы сверху донизу.Это началось с больших расходов. Военный бюджет России в период с 2005 по 2018 год, если измерять его с учетом покупательной способности, увеличился вдвое. Хотя большая часть этого бюджета является секретной, ежегодные военные расходы России, по мнению эксперта из Центра военно-морского анализа Майкла Кофмана, составляют от 150 до 180 миллиардов долларов, что соответствует приблизительно 4 процентам ВВП. Это примерно втрое больше, чем в Великобритании.
Большая часть этих денег была потрачена на перевооружение. За последнее десятилетие, согласно подсчетам Джулиана Купера из Бирмингемского университета, российская армия получила около 600 новых самолетов, 840 вертолетов и 2300 беспилотных летательных аппаратов. Если в 2007 году 99 процентов российской бронетехники классифицировались как «советское наследие», то есть было введено в строй более трех десятилетий назад, то сегодня, согласно публикации лондонского Международного института стратегических исследований (IISS), 27 процентов – совершенно новая современная техника. За это же время российская авиация увеличила долю современных боевых самолетов с 3 процентов до 71.
Наиболее важные инвестиции были направлены на создание высокоточных ракет, таких как «Искандер» (наземного базирования), «Калибр» (морского базирования) и Х-101 (воздушного базирования). «Десять лет назад сама мысль о том, что российский флот может точно поразить цели в Сирии с военных кораблей, расположенных в Каспийском море, была бы воспринята как научная фантастика, – отмечает Дмитрий Стефанович из Института мировой экономики и международных отношений в Москве. – А теперь это реальность». В гипотетическом сценарии европейской войны идея состояла бы в том, чтобы использовать такие ракеты для создания угрозы объектам гражданской и военной инфраструктуры далеко за линией фронта. Иными словами, чтобы конфликт, скажем, из-за Таллинна, растянулся бы в западном направлении далеко за Рейн.
Конечной целью России является создание «разведывательно-ударного комплекса» – эта идея появилась еще в Советском Союзе – в котором данные, поступающие с наземных транспортных средств, беспилотных летательных аппаратов и спутников, а также радиосигналы, излучаемые вражескими подразделениями, собираются, обрабатываются и передаются ударным подразделениям в режиме реального времени. Любой «датчик» (например, беспилотник) может передать данные о цели любому «стрелку» (например, боевому кораблю, расположенному на большом удалении), причем цели распределяются по уровню приоритетности централизованно и поражаются, в идеале, в течение считанных минут. Хотя в этом амбициозном устремлении Россия пока отстает от Америки и, возможно, Китая, по словам Димы Адамского из израильского аналитического центра IDC Herzliya, она уже сделала «гигантские скачки вперед»,
Сегодня российские вооруженные силы не только лучше вооружены, но и более быстроходны. Благодаря значительному повышению боеготовности, Россия могла бы, вероятно, перебросить 100 тысяч военнослужащих, укомплектованных тяжелой бронетехникой, в любую точку в Европе за 30 дней. НАТО, по оценкам экспертов, было бы весьма непросто мобилизовать половину этого количества за такое время. Согласно сообщениям, около 5 тысяч российских десантников постоянно находятся в состоянии наивысшей, двухчасовой готовности, которая поддерживается за счет постоянных напряженных учений. Последние из них, «Кавказ-2020», завершились 26 сентября. В них принимали участие 80 тысяч военнослужащих. По словам главы британской военной разведки Джима Хокенхалла, «Россия поменяла массу на темп».
Вооруженные силы России имеют существенное дополнительное преимущество – реальный боевой опыт. Хотя с точки зрения вооружений Китай и Россия, возможно, сопоставимы, качество вооруженных сил в плане подготовки и практического боевого опыта различается «как день и ночь», говорит Кофман. На Украине, например, российские силы практиковали бронетанковую войну, экспериментируя с кибератаками и используя беспилотные летательные аппараты для передачи информации о целях своим артиллерийским подразделениям. Сирия, где за годы конфликта проходили службу более 63 тысяч военнослужащих, была испытательной площадкой для точечных ударов, операций ПВО против «роев» беспилотников, направляемых «повстанцами», а также применения автономных транспортных средств.
Офицеры российской армии в Сирии даже продемонстрировали некоторые признаки отхода от традиционного советского наследия, жесткого командования по принципу «сверху вниз», и действовали более автономно и креативно, применяя тактику, известную как «управление выполнением боевой задачи», отмечает Адамский. Это, по его словам, ознаменовало «серьезный прогресс, отход от многолетней российской военной традиции». Россия оттачивала свое мастерство в области радиоэлектронной борьбы, подавляя радиосвязь, радары и дроны противника. «Фальшивые» российские сигналы GPS в Сирии неоднократно оказывались достаточно сильными, чтобы обмануть гражданские авиалайнеры в Израиле.
Разумеется, еще не все недостатки исправлены. Бывший офицер Виктор Мураховский, ныне редактирующий военный журнал «Арсенал Отечества», позитивно отзывается о проведенных реформах, однако при этом отмечает, что судостроение продвигается мучительно медленно и что Россия по-прежнему отстает от конкурентов по беспилотникам большой дальности. Новый танк Т-14 «Армата», истребитель нового поколения Су-57 и новые подводные лодки — все эти амбициозные планы пришлось отложить. Несмотря на то, что Россия обладает опытом взрывов в космосе, ее стареющий парк разведывательных спутников с годами сокращается, а модернизация столкнулась с препятствиями из-за западных санкций. Самая большая проблема, по словам Кофмана, это ограниченный потенциал российской оборонной промышленности, в том числе недостаток квалифицированных кадров, станков и комплектующих.
Кроме того, очевидно, что высшему командованию приходится идти на компромисс между техникой и людьми. Хотя войска, разумеется, больше не голодают, их жалование пока невелико. Мураховский отмечает, что опытный командир танка в возрасте от 20 лет в мирное время может получать немногим более 43 тысяч рублей (около 530 долларов) в месяц, что ниже средней зарплаты по стране. «По-моему, этого недостаточно», – считает эксперт. Моральный дух солдат срочной службы, которые по-прежнему составляют 55 процентов личного состава, остается низким, а короткий срок службы ограничивает возможности подготовки и, соответственно, их полезность в бою. И хотя времена буйного расцвета коррупции, вероятно, прошли, в прошлом году российская военная прокуратура объявила, что 2800 военнослужащим было предъявлено обвинение в коррупции, причем общая сумма похищенного составила около 90 миллионов долларов.
Кроме того, возрождение вооруженных сил не принесло душевного равновесия. В гипотетической войне против НАТО Россия «имела бы превосходство в конвенциональной боевой мощи в течение ограниченного периода времени», заключают эксперты IISS, однако, если конфликт затянется, этот баланс изменится в пользу противника. Поэтому в последние годы Владимир Путин работал над тем, чтобы подобного не произошло. С этой целью он вложил значительные средства в разработку ядерных сил, представив целый ряд новых устрашающих вооружений, таких как гиперзвуковые ракеты, радиоактивные торпеды, предназначенные для загрязнения прибрежных вод, а также крылатые ракеты с атомными двигателями, способные почти неограниченное время кружить вокруг Земли. Такие ракеты как «Искандер», «Калибр» и Х-101 могут нести как обычные, таки ядерные боевые блоки, и натовские чиновники отмечают, что у них нет возможности определить, какие именно боеголовки установлены, пока ракета не приземлится. С точки зрения российских генералов, надежда заключается в том, что благодаря возрожденной военной мощи страны ядерное оружие никогда не понадобится.
В свою очередь, командование НАТО сфокусировало усилия на российской угрозе странам Балтии и проблеме наращивания оборонного потенциала Европы в течение нескольких недель и месяцев. Впрочем, оно недооценивает возможность использования новой огневой мощи России в более короткой и мощной схватке, которая может стремительно распространиться далеко за пределы Прибалтики. Следовательно, военные стратеги и политики стран альянса, устанавливающие размеры и приоритеты военных бюджетов, должны скорректировать свою стратегию и расходы в свете этих новых угроз.
Свежие комментарии