На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Lana_Borei Иванова
    Очепятка - опечатка. Честное слово писала,, оправится,,Последняя атака н...
  • николай лебедев
    Два дебила-это сила!Когда уже отправятся к Бандере-горилка киснет.Последняя атака н...
  • Juri
    и в советское время в Одессе почти каждый год были вспышки холеры,плохо справлялись очистные.Так почему этот город не...Последняя атака н...

Они растили патриотов

Они растили патриотов



Создание сети высших военно-политических училищ стало знаменательным событием в жизни Вооружённых Сил: в 60–70-х годах XX века был сделан качественно новый скачок в профессиональной подготовке политработников. Он был обусловлен выходом в свет постановления ЦК КПСС от 21 января 1967 года «О мерах по улучшению партийно-политической работы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте», в соответствии с которым вводился институт заместителей командиров рот, батарей, эскадрилий по политической части. Постановление предусматривало создание сети высших военно-политических училищ по подготовке политработников с учётом специфики видов Вооружённых Сил СССР.

Для реализации постановления создавались семь военно-политических училищ: общевойсковое в Новосибирске, танково-артиллерийское в Свердловске (ныне Екатеринбург), авиационное в Кургане, войск ПВО в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), инженерных войск и войск связи в Донецке; строительное в Симферополе, военно-морское в Киеве и военно-политический факультет училища Ракетных войск стратегического назначения в Ростове-на-Дону. Позднее к ним добавились обще­войсковое военно-политическое училище в Минске, военно-политическое училище строительных войск в Таллине и военно-политическое училище Ракетных войск стратегического назначения в Риге (вместо ростовского факультета).

Кроме того, с 1961 года успешно функционировало Львовское высшее военно-политическое училище, с 1963 по 1970 год – факультет политсостава в Высшем военно-морском училище имени М.В. Фрунзе.

Важно добавить, что подобные училища были созданы и в других силовых структурах: в 1969 году в Ленинграде для Министерства внутренних дел и в 1970 году в Голицыне для Погранвойск Комитета государственной безопасности СССР.

Политические училища возглавили высокоподготовленные и авторитетные начальники: Новосибирское – Василий Георгиевич Зибарев, Свердловское – Борис Павлович Уткин, Минское – Иван Леонтьевич Васильев, Донецкое – Юрий Петрович Солодов, Киевское – Фёдор Филимонович Турчин, Курганское – Владимир Гаврилович Тостановский, Ленинградское – Павел Иванович Стукалов, Рижское – Виктор Михайлович Михайлов, Симферопольское – Александр Семёнович Аверин, Таллинское – Василий Иванович Гнездилов, Ленинградское МВД СССР – Иван Андреевич Орлов, Голицынское Погранвойск КГБ СССР – Павел Александрович Чиркин.

Во всех военно-политических училищах были установлены новые сроки обучения, уточнены специальности и специализации выпускников, переработаны учебные планы и программы, утверждены единые требования к размещению и содержанию курсантов. Были улучшены условия комплектования вузов научно-педагогическими кадрами, при военных академиях и университетах образованы курсы повышения квалификации преподавателей.

В 13 высших политических училищах за все годы их существования было подготовлено более 100 тысяч офицеров-политработников. Многие их них впоследствии были отмечены государственными наградами, а более 30 удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России.
Деятельность военно-политических училищ в 70–90-е годы XX века была ориентирована на всестороннее развитие личности военного политработника. Выпускники военно-политических училищ становились хорошо подготовленными специалистами военного дела, имеющими обширные военные знания. Это обеспечивалось сбалансированным сочетанием в учебных программах военных, гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных, технических и специальных дисциплин. Как правило, выпускники военно-политических училищ обладали не только солидным объёмом политических знаний, но и сформированными командирскими качествами, что обеспечивало им высокий авторитет в воинском коллективе, возможность в случае необходимости заменить командира.

В 13 высших политических училищах за все годы их существования было подготовлено более 100 тысяч офицеров-политработников

Кроме того, учебный процесс в военно-политических училищах выстраивался в тесной связи с задачами, решаемыми соответствующими ведомствами, видами Вооружённых Сил и родами войск, куда их выпускники направлялись для дальнейшей службы. Постоянно совершенствовалась система войсковых стажировок курсантов, систематически осуществлялся мониторинг деятельности выпускников в войсках. Это позволяло выявлять сильные и слабые стороны их теоретической подготовки с целью внесения соответствующих корректировок в учебный процесс. В целом в военно-политических училищах последовательно и настойчиво реализовывалась идея единства обучения, воспитания и служебной деятельности.

Высокое качество образования выпускников военно-политических учебных заведений было убедительно подтверждено в военных действиях Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Более 5 тысяч политработников были награждены орденами и медалями за проявленные мужество и героизм, а восемь из них удостоены звания Героя Советского Союза. Это Н.А. Шорников, А.И. Демаков, А.Я. Опарин, Г.П. Кучкин, Н.И. Малышев, С.А. Амосов, О.Я. Бабак и М.И. Исаков.

Повседневная жизнь военно-политических училищ строилась таким образом, чтобы любые её стороны и аспекты оказывали воспитывающее воздействие на курсантов. Ведь уклад жизни военно-политических училищ был направлен на формирование у курсантов сознательного и ответственного отношения к выполнению воинского долга. Курсанты военно-политических училищ были ориентированы прежде всего на деятельность в роте, батарее и им равных подразделениях. Рота рассматривалась как центр партийно-политической работы. Именно на повседневную, в чём-то рутинную и во многом неблагодарную работу с людьми в низовых звеньях военного организма и нацеливались выпускники военно-политических училищ. Считалось, что офицер, не получивший закалки в должности ротного полит­работника, не может полноценно трудиться на других участках агитационно-пропагандистской, культурно-просветительской, партийно-политической и комсомольской работы, и следовательно, на более высоких должностях.

В 1980-е годы деятельность командования, профессорско-преподавательского и всего личного состава военно-политических учебных заведений проходила на фоне развернувшегося в стране процесса глубокой перестройки всех сфер жизни нашего общества.

Офицеры-политработники в военно-политических училищах готовились под неусыпным присмотром и с помощью Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота и прежде всего его руководителей А.А. Епишева, П.И. Ефимова, Г.В. Средина, М.Х. Калашника, Н.А. Начинкина, Б.П. Уткина, А.И. Ширинкина, В.И. Гребенюка, В.Д. Лукиных, Л.П. Вахрушева, М.А. Шаповалова, А.Н. Агафонова, В.Г. Серебрякова, А.И. Маслова, В.И. Короленко, В.Б. Ельчанинова, П.И. Гусева, П.П. Абрамова, А.И. Вохмянина, В.Н. Семенцова и некоторых других, а также членов военного совета – начальников полит­управлений видов Вооружённых Сил и родов войск.

Пристальное внимание к своим политическим вузам наблюдалось и со стороны руководящего состава МВД и КГБ СССР.

В целом политические учебные заведения успешно выполнили поставленные перед ними задачи. Однако в декабре 1991 года в связи с упразднением в Вооружённых Силах военно-политических органов, политического аппарата частей и подразделений политические учебные заведения были частично либо упразднены, либо перепрофилированы.

В новых условиях основные задачи коллективов бывших полит­училищ состояли в реформировании всего учебного и воспитательного процесса в целях превращения их в центры профессионального образования в сфере воспитания и включения их в общую систему учебных заведений высшего уровня профессиональной подготовки.

...Прошло более 25 лет, как военно-политических училищ не стало. И сегодня, оценивая сделанное, хочется отметить: выпускники высших политических училищ стали достойными наследниками комиссаров, политруков, гордостью и славой Вооружённых Сил Советского Союза. Они внесли весомый вклад в укрепление морально-психологического состояния личного состава, повышение выучки и боевой готовности армии и флота.

Добрая слава о «школах замполитов» будет жить в памяти питомцев военно-политических училищ, ветеранов Вооружённых Сил и нынешних защитников нашего ­Отечества.
Автор: Алексей СОРОКИН
Первоисточник: http://www.redstar.ru/index.php/2011-07-25-15-55-35/item/32778-oni-rastili-patriotov
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх